Центр «Досье» нашел делового партнера Геннадия Тимченко, с помощью которого друг Путина продолжает инвестировать в международные проекты и даже получил возможность вновь выйти на европейский рынок. Бизнесмен Иван Егоров давно сотрудничает с Тимченко, помог ему спасти от санкций недвижимость на Лазурном берегу и структурировать сделку по продаже мазутного терминала. Сейчас он на деньги Тимченко развивает в Узбекистане газовый проект стоимостью $1 млрд, а его сын учредил фирму в Великобритании.
«Мы с президентом Путиным единодушно решили, что чем сложнее складывается международная обстановка, тем решительнее нам надо руководствоваться духом стратегического взаимодействия и идеей вечной дружбы», — говорил Си Цзиньпин летом 2016 года после переговоров с российским лидером. Путин тогда специально прилетел в Пекин обсудить энергетические проекты, в том числе строительство газопровода «Сила Сибири» и участие Китая в проекте «Ямал СПГ» , а также договориться об участии китайского клуба «Куньлунь Ред Стар» в Континентальной хоккейной лиге.
Хоккей — любимое хобби Путина — по его инициативе была создана Ночная хоккейная лига, он сам выходит на лед и ради этого готов перенести разговор с президентом другой страны. А КХЛ называют «мягкой силой Кремля». Но это не главные причины, почему о судьбе китайской команды нужно было лично разговаривать с главой КНР.
«Куньлунь Ред Стар» — команда нефтегазового инвестора Билли Ян Юу Нгока. Он ничего не знал про хоккей, но очень хотел вести бизнес с другом Путина Геннадием Тимченко и по его настоянию основал команду. 25 июня 2016 года Тимченко и Юу в присутствии Путина и Си Цзиньпина подписали договор об участии клуба в КХЛ. Сотрудничество оказалось крайне выгодным и спортом не ограничилось. Тимченко стал совладельцем «Куньлунь Ред Стар» и получил в партнеры бизнесмена, которому не только открыто стратегически важное китайское направление, но и который не попал в черные списки США и ЕС. А Юу взамен стал инвестором в связанных с Тимченко активах.
Впрочем, сам Тимченко не может напрямую участвовать в проектах. С 2014 года он находится под санкциями, как один из ближайших членов окружения Владимира Путина, а американские и европейские чиновники ведут охоту на его компании, поскольку считают, что через Тимченко долями в бизнесе владеет лично российский президент. Поэтому партнерами Юу Нгока стали подчиненные Тимченко, структуры «Газпромбанка» — и бизнесмен Иван Егоров, про которого до сих пор практически ничего не было известно. Центр «Досье» нашел Егорова и убедился: предприниматель давно работает с Тимченко, помог ему в нескольких сложных сделках, спас от санкций его французскую виллу, а теперь действует в его интересах, развивая газовый проект в Узбекистане.
Калининградский связной. Кто такой Иван Егоров
Иван Егоров — вероятно, один из самых скрытных миллионеров в России. Единственный публичный факт его биографии: в 2014 году нефтетрейдер Gunvor, из капитала которого из-за санкций вышел Геннадий Тимченко, искал покупателя на свои российские активы, в том числе и на 50% терминала в Новороссийске. В августе 2015 года компания Ивана Егорова «Звезда», зарегистрированная незадолго до этого, получила разрешение ФАС на покупку, а к февралю 2016 года собственником терминала стала «Транснефть».
Центр «Досье» нашел личные данные Егорова во внутренних материалах «Звезды» и с их помощью выяснил, какие еще компании принадлежат бизнесмену. Отчетность юрлиц, в том числе зарегистрированных за пределами России, помогла установить основные факты биографии предпринимателя. Иван Егоров родился в Калининграде в 1959 году, окончил экономический факультет МГУ, в 1994 году женился на Алле Рудковской. У пары два сына, Матвей и Станислав . Вся семья в декабре 2017 года получила гражданство Мальты .
Егоров никогда специально не попадал в объективы фотографов. Источник «Досье» в российских правоохранительных органах предоставил нам фотографию бизнесмена, сделанную на паспорт. С помощью этого снимка «Досье» нашел еще четыре фото предпринимателя. Два из них — вместе с Геннадием Тимченко. В 2013 году Егоров в компании друга Путина следил за ходом шахматного турнира в Нижнем Новгороде, а в 2017 году — за хоккейным матчем между столичным «Динамо» и петербургским СКА. Вместе с ними на трибуне были предправления «Газпрома» Александр Медведев и вице-президент СКА Роман Ротенберг (сын Бориса Ротенберга, еще одного друга Владимира Путина).
Знакомые Егорова — это в том числе шпионы и специалисты по Финляндии. В начале 2000-х годов предприниматель общался с ветераном внешней разведки Владимиром Суродиным , продюсером и военным журналистом Минобороны Владимиром Пирожком и Сергеем Шебеко, трудившимся в советском торговом представительстве в Финляндии. . Геннадий Тимченко не выбивается из этого ряда. Его карьера в большом бизнесе начиналась именно в Финляндии, а в советские годы он, возможно, вместе с Путиным изучал немецкий в Краснознаменном институте КГБ СССР, работал под прикрытием в Вене и Цюрихе во внешнеторговой организации и отвечал за финансирование разведчиков-нелегалов, писали «Ведомости».
Имел ли отношение к КГБ Иван Егоров, неизвестно, но его действующий заграничный паспорт выдан консульским департаментом МИД России в Москве. В паспорте указан код подразделения — МИД 07701, — хотя обычно заграничные паспорта в России выдают подразделения МВД. Паспорта с таким же кодом подразделения получали сотрудники главного управления Минобороны , устроившие кибератаку против Организации по запрещению химического оружия, и журналисты российских телеканалов (в том числе Ольга Скабеева) — для зарубежных командировок . Зато точно известно, что бизнес-интересы Егорова связаны именно с Финляндией. Как минимум с 2000-х годов он финансовый и коммерческий директор группы Crudex . Компания появилась в 1992 году, в структуру входят организации, зарегистрированные в Швейцарии, Финляндии, Панаме, Гонконге, Лихтенштейне и на Британских Виргинских островах.
Финская Crudex долгие годы была основным юрлицом группы, и только эта фирма частично раскрывает бенефициаров. В качестве собственника в отчетности указан Станислав Горбунов, но, по его собственным словам, он в 1992 году основал Crudex вместе с неназванными партнерами .
Crudex с 2011 года экспортировала из России нефтепродукты почти на $32,5 млрд , основные партнеры группы внутри страны — «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и «Газпром», а на мировом рынке — нефтетрейдер Gunvor, основанный Тимченко .
Дочерняя структура финской Crudex — эстонская компания Monterell, которой принадлежал картинг-центр в Финляндии. Совладелец этого бизнеса — Сергей Шарапов, живущий в Объединенных Арабских Эмиратах. Шарапову также принадлежат компании Talmay Trading (Британские Виргинские острова) и Arcane Product Trading (Кипр). Иракское правительство утверждало, что Talmay Trading поставила в США нефть, которая была незаконно добыта на территории Курдистана. Arcane Product Trading участвовала в поставках авиационного топлива в Сирию в обход санкций: топливо закупалось у датской компании Dan-Bunkering для российских военных, а деньги по просьбе Минобороны переэчислялись на счета Arcane Product Trading.
Санкционные риски. Как Иван Егоров помогал Тимченко спасать активы
С Тимченко Егоров работает как минимум с 2011 года. Тогда он стал совладельцем офшора Elser Systems (Британские Виргинские острова). Другие акционеры — Владимир Пинчук и Олег Усачев.
Пинчук — старый знакомый Тимченко и соучредитель благотворительного фонда «Ключ», который помогает детям-сиротам. Фонд был создан «по личной инициативе» Геннадия Тимченко.
Усачев работал в финской компании SET Petrochemicals, также связанной с Тимченко.
Услуги Егорова стали особенно востребованы в 2014 году. До аннексии Крыма Геннадий Тимченко был желанным гостем в Европе. Бизнес он вел из Женевы, а отдыхал в том числе на Лазурном берегу, где приобрел несколько особняков , например дом на бульваре Эжен Брие в коммуне Сен-Рафаэль примерно в 25 км южнее Канн. Вилла с 2008 года принадлежала самому Тимченко, его супруге Елене и их дочери Ксении Франк через компанию SCI Belize. Недвижимость обошлась в 8,5 млн евро, под покупку был получен ипотечный кредит .
Все изменилось в 2014 году, когда друг Путина попал под ограничения США и решил перебраться в Россию, чтобы избежать «провокаций со стороны спецслужб». Весь следующий год он вместе со своими юристами реструктурировал бизнес, чтобы оградить активы от возможных санкций. Спасать пришлось и французскую виллу. 10 декабря 2014 года SCI Belize перешла к фирме SCP Belize Holdings, зарегистрированной в Монако, а семья Тимченко получила в результате сделки символические 10 тысяч евро . Бенефициар монегасской компании — семья Ивана Егорова .
От этой виллы можно проследить связь до самого Владимира Путина. Директор SCI Belize — Элизабет Коларов (Редондо). Она родилась в 1967 году и живет к северу от Женевы вместе с Даниэлем Коларовым. Коларов — экс-руководитель компании Bielor Asset, на которую записана главная яхта Путина, Scheherazade. То есть супруги Коларовы не просто топ-менеджеры, они управляют активами российского президента и его окружения.
Затем Егоров помог структурировать сделку, в результате которой Gunvor продал 50% терминала в Новороссийске «Транснефти». Участие Егорова потребовалось, поскольку «Транснефть» в 2014 году тоже оказалась в черных списках и нефтетрейдер мог попасть под вторичные санкции, если бы заключил договор напрямую с российской госкомпанией.
Но спасение существующего бизнеса от санкций — не единственное дело Ивана Егорова. Теперь он развивает Газлинское месторождение в Узбекистане на деньги Тимченко. В 2017 году президент Шавкат Мирзиеев поручил «Узбекнефтегазу» подготовить предложение по увеличению газохранилища более чем в три раза — до 10 млрд кубических метров. Общая стоимость проекта, по последним оценкам, превышает $1 млрд. Смысла в реконструкции немного: еще до начала работ хранилище было загружено лишь на 55%, говорится в докладе «О состоянии нефтегазовой отрасли Республики Узбекистан», который подготовила рабочая группа, созданная по инициативе самого Мирзиеева .
Еще больше вопросов вызвал выбор подрядчиков. Так, в 2018 году на Петербургском международном экономическом форуме «Узбекнефтегаз» договорился о сотрудничестве с российской компанией «Форус», а в октябре организации учредили совместное предприятие Gazli Gas Storage (60% принадлежат «Форусу», 40% — «Узбекнефтегазу») . «Происхождение АО „Форус“, его деятельность и сумма уставного фонда (10 тысяч рублей) являются сомнительными, отсутствует финансовая активность с момента основания, опыта в реализации подобных проектов не имеет. „Форус“ будет иметь влияние на энергетический баланс хранения природного газа страны путем самостоятельного определения компаний для закачки природного газа и тарифов на оказываемые услуги», — указано в докладе.
Центр «Досье» изучил отчетность «Форуса» и нашел владельцев компании:
кипрский офшор с таким же названием, как и у китайской хоккейной команды Билли Ян Юу Нгока и Геннадия Тимченко — Kunlun Red Star Investment ; конечный бенефициар скрыт за одноименным юрлицом, зарегистрированным на Британских Виргинских островах;
узбекский предприниматель Бахтиер Фазылов ; он контролирует основные энергетические компании Узбекистана и выступает в качестве ключевого партнера «Газпрома» в стране, а после прихода к власти Шавката Мирзиеева в 2016 году «ни один кубометр газа не экспортировался из Узбекистана без разрешения Фазылова», писала узбекистанская служба «Радио Свобода»;
Иван Егоров.
Именно через Егорова по сложной схеме финансируется проект в Газли :
узбекистанское юрлицо Gazli Gas Storage получает деньги от «Форуса»; в 2022 году сумма платежей несколькими траншами составила 4,3 млрд рублей;
«Форус» — промежуточное звено в финансовой цепочке; компания получала деньги на свои счета и в тот же день отправляла всю сумму Gazli Gas Storage; «Форусу» средства переводил Иван Егоров;
Егоров финансировал проект не из собственных накоплений. С 2020 года ему перевела почти 7,6 млрд рублей компания «Веста».
«Веста» финансирует не только этот проект, но сама компания получает средства лишь из двух источников: от топ-менеджера Тимченко Михаила Семенова, который работал во многих фирмах друга Путина, в том числе в «Сургутэксе», и от «Газпромбанка». При этом Семенов не миллиардер и таких инвестиций себе позволить не может: его доход в последние годы — около 30 млн рублей в год, следует из данных налоговой. С 2020 года Семенов перевел «Весте» 6,5 млрд рублей, «Газпромбанк» – 18,1 млрд рублей. Таким образом, если судить по вложениям, доля «Газпромбанка» в Газли составляет примерно 74%, а Тимченко — 26%.
Учредитель «Форуса» и первый гендиректор — Аида Чачхалия. Она же была руководителем в двух других компаниях Тимченко: «Главный ресторан ВСХВ» и «Кариньян». Первая фирма получила в долгосрочную аренду ресторан «Золотой колос» на ВДНХ в Москве, вторая хотела приобрести виноградники в Краснодарском крае.
Геннадий Тимченко — не только друг Путина, но и одна из ключевых фигур в окружении президента. Он знаком с российским лидером больше 30 лет, проводил в его интересах сложные сделки, помогал Алине Кабаевой и собирал с бизнесменов деньги на яхту для главы государства. Вероятно, Тимченко — главный человек среди приближенных Путина, кто отвечает за финансовые вопросы президента и его окружения. Поэтому фигура его партнера, не попавшего под санкции, особенно важна, ведь потенциально через него могут идти и деньги, связанные с Путиным.
Долгие годы Иван Егоров оставался в тени и помогал Геннадию Тимченко управлять бизнесом, не опасаясь санкций. Но в условиях войны такие люди, как Егоров, становятся все более ценными, поскольку они могут беспрепятственно работать в Европе. Так, сын Егорова Матвей в апреле 2023 года зарегистрировал британскую инвестиционную компанию Borealis Investment . Во что именно фирма будет вкладывать деньги, пока неизвестно.