Главная военная прокуратура в июне этого года инициировала проверку аукционов Минобороны. Лед, как говорится, тронулся. «Серые схемы», наработанные некоторыми сотрудниками годами, оказались на поверхности. В первую очередь речь идет об аукционах по единовременной реализации высвобождаемого военного имущества. По сути, на повестке дня - лом черных и цветных металлов. При этом в каждом лоте под видом лома, предположительно, пытались реализовать либо годное имущество, либо боеприпасы, либо и то и другое одновременно. Получается, определенные сотрудники умышленно разваливали ведомство изнутри. Чем же может обернуться этот коррупционный беспредел? И кто стоит за столь крупными махинациями, которые так тщательно скрывались от руководства ведомства?
«Великий комбинатор» Николай Вялов
Инспекция материально-технического обеспечения Минобороны и проверка, проведенная Главной военной прокуратурой, позволяют делать определенные выводы. Предположительно ключевой фигурой в проведении такого рода аукционов является начальник отдела реализации Западного военного округа Николай Вялов, по всей видимости, готовящий в соответствии со своими служебными обязанностями необходимые для реализации военного имущества документы. Именно он, якобы, организовывал эти «тайные аукционы» и рассматривал каждый из них сквозь призму личных интересов. При этом коммерческими участниками (или сообщниками?) являлись несколько компаний которые можно назвать пустышками, по видимому даже не имеющих реальных офисов и необходимых для переработки лома черных и цветных металлов производственных мощностей – ООО «ДельтаМет», ООО «РегионРесурс» и ООО «Вторичные металлы и сплавы». Для проведения конкурсных процедур были использованы разные торговые площадки. Более того, деятельность этой группы не обходилась без «силовой» поддержки. Есть мнение, будто «великих комбинаторов» закрывают широкими спинами господа, приближенные к бывшему главному военному прокурору. Так ли это на самом деле? Остается только догадываться.
Однако, все тайное когда-то становится явным. Похоже, что размах Вялова вышел за рамки приличия. Видимо подобные масштабные финансовые сделки с коррупционной составляющей больше не могут оставаться незамеченными. Тем более, что махинации подобного рода портят репутацию всего ведомства, в целом. Так, ФАС уже проявляла интерес к деятельности Минобороны и выявила нарушения в конкурсе на продажу металла на 792 млн рублей.
Ничего бы не случилось, если бы компания "Инчермет" из Тверской области не пожаловалась бы в службу. Дело в том, что чиновники Минобороны специально объединили все объекты на продажу в один лот, с астрономической ценой 792 млн рублей и задатком 158 млн рублей. Такую цену могла предложить только ООО "ДельтаМет", "которое и приобрело в итоге имущество", — подчеркнули в антимонопольной службе.
Возможный сценарий «серых аукционов»
Вспоминается старый анекдот: «Кто мне скажет, что такое откат? Откат - это денежный эквивалент благодарности за то, что в тендере выбрали именно нашу фирму. А что такое тендер? Тендер - это чемпионат отрасли по откатам». Как мне кажется, так и с аукционами МО. Все было бы очень смешно, если бы не было так грустно... и так актуально. Предположительно, схема у Николая Вялова была отработанной и каждый раз мероприятия проходили по заранее спланированному сценарию. Вероятно, процесс был примерно одинаковым: Вялов согласно процедуре Минобороны готовил перечень высвобождаемого военного имущества, по видимому, при этом под видом лома, при попустительстве командиров воинских частей, а, возможно, и в сговоре с ними, в перечень включали автомобили, комплектующие и запчасти. Возможно, и боеприпасы. После этого формировался крупный лот, состоящий из большого объема лома черных и цветных металлов, распределенных на территории всей страны. Далее лот выставляли на аукцион на той площадке, с владельцами которой была достигнута договоренность о контролируемом проведении мероприятия. При этом в аукционе участвовала одна или несколько уже названных компаний. В результате площадки обеспечивали выигрыш с минимальной разницей по сравнению со стартовой ценой. А если вдруг возникали проблемы, к урегулированию ситуации, по видимому, подключались «тылы» из окружения бывшего военного прокурора. Примерно по такому сценарию проходили, вероятно, все аукционы с участием Вялова.
Лот по начальной цене? Легко!
В сентябре прошлого года один из аукционов ведомства проходил на площадке АО «Российский аукционный дом». Был сформирован лот, начальная цена которого составляла более
792 млн. рублей. Из нескольких заявившихся участников к аукциону допустили уже известную нам компанию «ДельтаМет», которая и получила лот по начальной цене. Совпадение? Вряд ли... К тому же Вялов по всей видимости, также является партнером генерального директора ООО «ДельтаМет» Расима Кургунаева. Скорее всего именно они делят уставной капитал в компании ООО «Чариот» , где некий Курнаев имеет 33%, а некий Вялов – 34%.
Возникает вопрос, почему во время проверки Главной военной прокуратуры не было проведено установочных мероприятий по основным фигурантам дела?
Более того, похоже, что проверка списания техники и реализации лома металлов выявила, что под видом лома по всей видимости именно Вялов и товарищи могли попытаться продать автотранспорт различного назначения. Однако этому воспрепятствовали соответствующие службы в Главном автобронетанковом управлении Минобороны. В результате проверки Главной военной прокуратуры выявились соответствующие нарушения. И это не единичный случай. В марте этого года аукцион проходил, по видимому, все на той же площадке «Российского аукционного дома». На ней, похоже, и был сформирован лот из продуктов утилизации в рамках Государственного оборонного заказа (утилизация вооружений и военной техники), предметом лота являлся лом драгоценных, черных и цветных металлов, а к участию в аукционе допустили 4 компании, одна из которых не внесла положенный по процедуре задаток на соответствующий счет. По решению ФАС аукцион был отменен. При этом в последующих судебных разбирательствах «Российский аукционный дом» по всей видимости, все же встал на защиту интересов потенциального покупателя, а не заказчика аукциона – структур Минобороны. Странно, казалось бы? Неужели и РАД причастен к деятельности Вялова и названных выше нескольких компаний? Сговор? Нам лишь остается догадываться и пожимать плечами. При этом непонятно, почему Николай Вялов продолжает занимать пост начальника отдела реализации Западного военного округа? Ответы на эти и другие вопросы по результатам дополнительных проверок должны дать соответствующие органы