Калининградский менеджер, прикрываясь "ЛУКОЙЛом", создал в регионе собственную бизнес-империю
Биография главы калининградского филиала ООО "ЛУКОЙЛ-Бункер" Владислава Родина до смешного похожа на биографию одного известного литературного персонажа – "подпольного миллионера" Александра Ивановича Корейко. Так же, как и "обычный советский служащий" Корейко, Родин до поры до времени исправно следовал принципу "не высовываться". Пользуясь статусом наемного менеджера в структурах крупнейшей нефтяной компании, он спокойно сколачивал свое состояние – втайне от "ЛУКОЙЛа" строил собственный бизнес, и даже занял с этим бизнесом монопольные позиции в регионе: никто, кроме компаний и судов, подконтрольных Родину, не может оказывать в акватории Калининградской области услуги бункеровки малых судов.
Однако, в отличие от своего литературного двойника, должной скромностью Владислав Родин никогда не отличался, а потому вскоре "засветился". Жадность и невежество втянули Родина в ряд скандальных историй, на фоне которых широкой публике стали известны крайне любопытные детали его необычайной и чрезвычайно увлекательной биографии.
Впрочем, обо все по порядку.
Свой бизнес Владислав Родин, коренной калининградец, начал с торговли медью с заграницей, работая в мелкой фирме "Риффер" с эстонскими корнями. Вскоре он понял, что медный грош ничто по сравнению с черным золотом, и устроился в областную администрацию, где занялся вопросами ТЭКа, специализируясь на поставках энергоносителей в Калининградскую область.
Поскольку должность мелкого чиновника не давала Родину всего того, что жаждала его широкая душа, Владислав Васильевич стал искать более тесных отношений в российской нефтянке. И вскоре это усердие было вознаграждено. Сведя знакомство с сыном гендиректора "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" Арамом Каджояном, Родин по его протекции попал в петербургскую компанию "ЛУКОЙЛ-Нева", где занялся поставками нефтепродуктов на свою малую родину.
Работа в структурах "ЛУКОЙЛа" в Питере позволила Родину вплотную сблизиться с могущественным (хотя и отошедшим формально от дел) шефом компании "ЛУКОЙЛ-Бункер" Аликом Бегловом, известному в определенных кругах как "Алик Татарин". Беглов, в свое время учредивший калининградский филиал "ЛУКОЙЛ-Бункера", вскоре поставил Владислава Родина руководить этим филиалом.
Новоявленный топ-менеджер одной из компаний "ЛУКОЙЛа" вернулся в Калининград, и на этом его прямые контакты с Бегловым прекратились. Что не мешало Родину и дальше использовать "Алика Татарина" как "крышу", ссылаясь на его авторитетное имя при малейших вопросах со стороны местных "братков". Сам же "Татарин", похоже, понятия не имеет, чем в реальности занимается его протеже на новой должности. Как и высшее руководство компании "ЛУКОЙЛ", брендом которой прикрывается Родин.
А происходило вот что. Втайне от "ЛУКОЙЛа", зарегистрировав целую обойму российских и оффшорных лиц, назначив доверенных лиц зиц-учредителями и зиц-председателями этих фирм, Родин начал создавать на Балтике собственный бункеровочный флот. И все бы прошло тихо, если бы не жадность Владислава Родина, обернувшаяся серией слишком громких уголовных дел.
Первое же судно – танкер "Салтстраум", приобретенный в Норвегии, – он попытался ввезти так, чтобы обмануть родное государство. Причем до безобразия просто – путем подмены купчей занизив рыночную стоимость судна почти в три раза. Вряд ли уважаемая компания "ЛУКОЙЛ" стала бы проворачивать подобную аферу от своего имени, или же дала бы такую санкцию своему наемному региональному менеджеру.
И точно: номинальным покупателем судна значилось зарегистрированное в Мурманске ООО "Рамава", связь которого с Родиным легко прослеживается через российский реестр юрлиц – и через гендиректора Серегина, и через учредителя Петрова, и через следующего в этой цепочке Евгения Прокопчика, который является одним из главных доверенных лиц нашего героя, и к фигуре которого мы еще вернемся.
Подлог вскрылся на таможне. В решении Арбитражного суда Калининградской области от 6 марта 2012 года черным по белому написано, что ООО "Рамава", реальным владельцем которого был Родин, "для подтверждения заявленной таможенной стоимости были представлены документы (инвойс, спецификация и контракт), содержащие недостоверную информацию о стоимости танкера".
Ответственность за эту аферу понес по сути "зиц-председатель" Серегин, который получил за махинации Родина условный срок по ч.1 ст.194 УК РФ (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере).
"В рамках предварительного следствия обвиняемый признал свою вину и добровольно возместил ущерб, нанесенный им бюджету Российской Федерации. На него также наложен административный штраф в размере сокрытой суммы - 3 миллиона 865 тысяч рублей", Кроме того, Серегину назначено уголовное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей". - сообщила пресс-служба Северо-Западного Следственного Управления на транспорте СК РФ.
Выйдя, как говорится, сухим из мутной воды, Родин решил и дальше оформлять все дела на подставных лиц, среди которых по большей части фигурировали его доверенные лица Евгений Куклин и Евгений Прокопчик. Зарегистрировав на их имя более десятка фирм и оффшоров, Родин приобрел еще один танкер - "Рамава".
С этого момента Родин полностью "закрыл" акваторию янтарного края, став монополистом по бункеровке малых судов. Когда Калининградской акватории ему стало мало, предприимчивый бизнесмен решил было податься на север, в Мурманск, но местные бизнесмены его быстро распознали и "выдавили" из региона. Поскольку неорганический рост в бункеровочной отрасли у него не сложился, Родин стал, в сговоре с капитанами танкеров, сливать с них судовой мазут, бодяжить его и продавать на местных АЗС как дизельное топливо. Как говорится, дешево и сердито, причем гораздо респектабельней, чем разбавлять бензин верблюжьей мочой, как делал это один из героев комедии "Джентльмены удачи".
Напомним, все это время наш "Корейко" продолжает работать наемным менеджером "ЛУКОЙЛа", и как бы исправно живет на одну зарплату. Однако у "левых" доходов есть одна неприятная особенность – их нужно как-то легализовать. И, видимо, поэтому Родин стал вкладываться в недвижимость.
Согласно данным Росреестра, владельцем здания и земельного участка на набережной, где расположен "Речной вокзал", является калининградское ООО "МТС-Холдинг. Эта структура приобрела землю и административный комплекс в 2013 году у "Компании проектного финансирования". "МТС-Холдинг", в свою очередь, принадлежит ООО "ТТ-Инвест". Этой фирмой в равных долях владеют Евгений Прокопчик и Владислав Родин. Компания специализируется на торговле топливом, Евгений Прокопчик является ее директором и известен в Калининграде как предприниматель, связанный с морским транспортом. А также Родиным с нуля был построен бизнес центр на улице Тельмана 48б. Но из-за своей неизбывной жадности наш герой и тут вляпался в новые скандалы.
Так, купив в центре Калининграда развлекательный комплекс "Универсал" вместе с кинотеатром "Заря", он нарвался на конфликт интересов с бывшим полпредом по СЗФО Станиславом Воскресенским. Кинотеатр находится под постоянным прессингом местных надзорных структур, которые периодически его закрывают по причине тех или иных упущений правил пожарной безопасности.
Из-за своего сребролюбства и бескультурья Родин получил резонансный международный скандал с литовским архитектором Ричардасом Виншяускасом, который построил уникальное здание РЦ "Универсал", о котором в самых восторженных тонах написал Парижский архитектурный журнал L’architecture d’aujourd’hui. Творение литовского архитектора также высоко оценили архитектурные критики Великобритании, России и Испании.
Спустя несколько лет, пишет литовское издание Lietuvos rytas, "директор калининградского филиала дочерней компании LukoilLukoil Bunker Владислав Родин, который несколько лет назад купил здание, решил, что настало время изменить его". Родин лично пригласил Вишняускаса модернизировать уникальное здание. Но вскоре архитектор горько разочаровался в богатом заказчике. "Он больше всего хотел разрушить старое здание и построить какой-то новый фантастический объект. Тот факт, что здания "Универсала" внесены в список объектов культурного наследия, видимо Родина не волновал", – пожаловался Вишняускас литовским журналистам.
В итоге Родин выставил знаменитого архитектора и его помощников на улицу, тем самым публично закрепив за собой, причем на международном уровне, репутацию жадного и бесцеремонного нувориша.
Начал ссориться Калининградский Корейко и со своими доверенными лицами, которые хорошо зная нрав Владислава Васильевича, заранее накопили увесистый компромат на него. Таких доверенных лиц два: уже упомянутый выше Евгений Прокопчик, а также его тезка Евгений Куклин.
Именно Куклин первым, устав от брутальных манер своего шефа, который своей неуступчивостью и жадностью настроил против себя многих влиятельных людей региона, решил выйти из подпольной империи Родина. А заодно прихватить из родинских закромов более одного миллиона евро. Поскольку на Куклина были оформлены многие оффшорные и подставные фирмы Родина, недостатка в информации "зиц-учредитель" не испытывал. И потому, для пущей сговорчивости, пригрозил своему бывшему компаньону, что если с ним что-либо случится, то досье всех теневых свершений ляжет на стол главы "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова.
Разговор с Куклиным произвел на Родина такое впечатление, что он скоропостижно ретировался из Калининграда на жительство в Санкт-Петербург, а все свои подпольные активы перевел на второго "зиц-учредителя" Прокопчика.
Инстинкт выживания, остро развитый у всех "кореек" подсказал Родину, что пора прощаться со ставшей неласковой родиной. Он активно занялся переводом всего нажитого непосильным трудом в Швейцарию, причем не напрямую из РФ, а через Эстонию и прибалтийские банки.
Готовясь к альпийскому будущему, Родин продолжает паразитировать на авторитете "ЛУКОЙЛа", компрометируя своими мутными делишками одну из ведущих российский нефтяных компаний и прикрываясь при этом своими связями с авторитетными людьми Северной Пальмиры.
Однако, даже во времена Ильфа и Петрова криминальная веревочка не могла виться бесконечно. Думается, что и современного Корейко ожидают не в недалеком будущем совсем не альпийские луга…