Как стало известно Forbes USA, венчурная фирма 8VC, которая инвестировала в Palantir и Anduril (оборонные подрядчики США), наняла на работу сыновей российских бизнесменов, находящихся под санкциями.
В 2022 году к инвестиционной команде 8VC присоединился Денис Авен, сын Петра Авена — российского банкира, состояние которого оценивается в $4,3 млрд. К тому времени ЕС и Великобритания уже наложили санкции на Авена, а в 2023 году он также попал под санкции Минфина США.
В инвестиционную команду 8VC также входит Джек Мошкович, сын российского миллиардера Вадима Мошковича, основателя «Русагро». Джек присоединился к компании в 2018 году. В 2022-м, после начала российской «спецоперации»* на Украине, Вадим Мошкович попал под санкции ЕС, Великобритании, Швейцарии, Канады и Австралии из-за его предполагаемых связей с Кремлем и президентом Владимиром Путиным (США санкции против Мошковича не вводили).
Нет никаких признаков того, что Авен или Мошкович имеют какие-либо финансовые связи с 8VC. Однако о роли их сыновей в венчурной фирме стало известно в тот момент, когда Национальный центр контрразведки и безопасности США (NCSC) выпустил бюллетень, предупреждающий стартапы Кремниевой долины о том, что «недружественные» страны используют инвестиционные компании для доступа к секретным данным, что является угрозой национальной безопасности США.
«Нанимать человека, чей отец попал под санкции, не запрещено законом, — объясняет Дэниел Фрид, бывший координатор санкций в Госдепартаменте США и опытный специалист по вопросам политики России. — Однако, если вы нанимаете детей людей, которые, как можно предположить, поддерживают [российский] режим, лучше проявить осторожность».
В ответ на просьбу об интервью для этой статьи управляющий партнер и соучредитель 8VC Джо Лонсдейл опубликовал в X (бывшая соцсеть Twitter, заблокирована в России) обращение на 950 слов, в котором говорится, что 8VC «чтит и строго соблюдает законы, а также всегда следит за их исполнением. Компания никогда не получала никаких средств от отцов упомянутых людей или их друзей и не нуждается в финансировании с их стороны».
Представители 8VC не ответили на просьбу об интервью с сыновьями Авена и Мошковича. Петр Авен и адвокаты Вадима Мошковича также не ответили на просьбу предоставить комментарий.
В своем посте в X Лонсдейл охарактеризовал всю историю как «жалкую заказную статью <...> цель которой — раздуть большой скандал». Он назвал Мошковича-младшего «суперзвездой», а Авена — «талантом». Лонсдейл также добавил, что находящийся под санкциями отец Мошковича — «лидер в сельскохозяйственном секторе». «Если рассматривать вопрос с позиции российского предпринимателя, то, когда лидер вашей страны предложит вам встречу, вы согласитесь независимо от ваших личных взглядов», — добавил он (Петр Авен и Вадим Мошкович встречались с Путиным в день начала «спецоперации» на Украине).
Несколько сотрудников 8VC поддержали позицию Лонсдейла и Авена. «Такие люди, как @jack_moshkovich и Денис, делают 8VC и Америку великими», — написал в Х соучредитель 8VC Дрю Оттинг. «Да как мы смеем забирать лучших специалистов из стран с диктаторским режимом!» — вторит ему Палмер Лаки, основатель Anduril, портфельной компании 8VC.
В 2015 году соучредитель Palantir Лонсдейл основал венчурную фирму 8VC, которая специализировалась на инвестициях в различные отрасли. Однако наибольшее финансирование компания выделяла предприятиям военно-промышленного комплекса (ВПК) наряду с такими крупными фирмами, как Andreessen Horowitz и General Catalyst. 8VC также инвестировала в Palantir и Anduril, которые впоследствии заключили госконтракты на миллиарды долларов. Позже венчурная фирма расширила свой инвестиционный портфель за счет других «единорогов», специализирующихся на разработке военных технологий, включая компанию Saronic, производящую беспилотные катера, и стартап Epirus, занимающийся разработкой систем противодействия БПЛА. В подкастах и блогах Лонсдейл объясняет поддержку военных стартапов ростом оборонного производства в Китае. «Китай создает действительно передовые вещи, которые начинают конкурировать с производствами США, — заявил Лонсдейл на одной из конференций в марте. — Примерно 10 лет назад мы осознали всю серьезность нашего положения и начали активно развивать ВПК».
На сегодняшний день в штате 8VC числится более 70 сотрудников, включая 10 инвестиционных партнеров. В 2018 году Джек Мошкович присоединился к компании в качестве аналитика, параллельно заканчивая обучение в Стэнфордском университете. Мошкович провел детство в Москве, однако обучался в школе-пансионе в Великобритании. Согласно данным на его странице в LinkedIn, во время учебы в Стэнфордском университете он вернулся в Россию, чтобы пройти несколько летних стажировок в качестве аналитика в офисе McKinsey в Москве.
Летом этого года Джек Мошкович получил грин-карту, официально став постоянным резидентом США. Он работал над портфелем инвестиций в качестве принципала, сосредоточив внимание на начальных раундах финансирования и серии А. Мошкович-младший присутствует на заседаниях совета директоров в качестве наблюдателя в нескольких компаниях, включая FieldGuide, специализирующуюся на разработке ПО для аудиторских фирм, и Rocketlane, занимающуюся разработкой ПО для совместной работы. Предположительно, Мошкович не участвовал в сделках, связанных с предприятиями ВПК.
После начала «спецоперации» в 2022 году ЕС ввел санкции против Вадима Мошковича, обвинив его в поддержке «действий или политики, которые угрожают» Украине; Мошкович оспаривал предполагаемую связь с Путиным и российским правительством, заявляя, что не участвует в политической деятельности страны. Однако в июне он отказался подавать апелляцию на решение о введении против него санкций ЕС.
Денис Авен, близкий друг Джека Мошковича, уехал из Москвы в 12 лет и до переезда в США посещал школу-пансион в Великобритании. Позже он поступил в Йельский университет, а в 2022 году прошел программу МВА в Гарвардском университете. Согласно посту Лонсдейла в X, он нанял Авена после того, как узнал, что ему отказали в должности в частной инвестиционной компании из-за опасений по поводу санкций, наложенных на его отца.
Отец Дениса, Петр Авен, ранее занимал пост председателя совета директоров Альфа-банка, однако покинул эту должность после начала «спецоперации» — ЕС ввел против него санкции из-за предположений о том, что он входит в ближайшее окружение Путина. Позже ЕС отменил некоторые санкции, однако в августе прошлого года США наложили санкции на Авена, ссылаясь на то, что он «работал в секторе финансовых услуг в России». «Российская элита должна перестать верить в то, что сможет вести бизнес как прежде, пока длится «спецоперация», — заявил замминистра финансов США Уолли Адейемо, объявляя о санкциях против Авена и его нескольких деловых партнеров.
Петр Авен продолжает оспаривать санкции; в прошлом месяце, добиваясь снятия санкций Великобритании, представляющий интересы Авена адвокат заявил, что личные убеждения его клиента ставят его в «оппозицию по отношению к нынешнему режиму».
Если верить Лонсдейлу, Денис Авен сейчас работает вместе с командой 8VC над запуском нового предприятия в качестве приглашенного специалиста. В своем посте в X Лонсдейл заявил, что он не поддерживает политику Путина, однако он «не согласен с тем, что изоляция умных и состоятельных русских людей является хорошей стратегией».