Суд Норвегии отменил оправдательный вердикт сыну экс-главы РЖД Андрею Якунину. Большинство членов Верховного суда пришли к выводу, что использование любительских дронов все-таки подпадает под действие санкций, и поэтому дело направлено обратно в окружной суд для полного пересмотра.
Андрея Якунина задержали в прошлом октябре за запуск беспилотника на архипелаге Шпицберген в Норвегии. Его обвинили в нарушении закона о санкциях, который запрещает россиянам использовать дроны на территории страны. Тогда Якунин заявил, что использовал беспилотник на отдыхе, так как «увлекается природой, фотографией и экстремальными видами спорта». Он провел под стражей более двух месяцев, прежде чем в декабре норвежский суд оправдал его, поскольку решил, что запрет не распространяется на малогабаритные дроны. Но сейчас Верховный суд говорит, что не рассмотрел другие юридические аспекты этого дела. Например, распространяются ли санкции на лиц с двойным гражданством и может ли норвежское правительство дискриминировать русских на Шпицбергене.
«К сожалению, потребуется еще больше времени и как минимум еще одно судебное заседание, прежде чем здравый смысл станет установленным юридическим фактом», — сказал Якунин после того, как узнал о решении Верховного суда.
Сам Якунин подчеркивает, что приехал в Норвегию как гражданин Великобритании, а для британцев запрета на использование дронов нет. Об этом он говорил и раньше. Но, как заявляет Верховный суд, такие полеты считаются незаконными для всех, кто имеет российское гражданство, даже если оно двойное. По мнению адвоката, управляющего партнера адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» Владимира Гладышева, суд поддержит обвинительный приговор, так как Норвегия сильно подвержена давлению со стороны США.
— В настоящее время увеличилось давление со стороны руководства НАТО на европейские страны для более жесткого применения санкций. То, что мы называем санкциями, является экономической блокадой против России. Поскольку речь идет о Европе и Норвегии, и не просто о Норвегии, а о Шпицбергене, ситуация гораздо более интересная. По Парижскому договору 1920 года российские предприятия и физлица имеют право вести экономическую деятельность на Шпицбергене. И на протяжении периода всей холодной войны и после этого Норвегия боролась за то, чтобы всячески ограничить эту деятельность. Дело в том, что еще в 1990-е годы по южному побережью Шпицбергена Норвегия и НАТО установили станции слежения за подводными лодками, которые проходят по этому проходу между материком и Шпицбергеном. Норвежцы и НАТО всегда опасались, что деятельность в Баренцбурге будет использована для того, чтобы следить за этими станциями, идентифицировать их и в случае конфликта вывести их из строя. Норвежцы опасаются, что, даже если Якунин этим не занимался, они создадут прецедент, по которому российские граждане в Баренцбурге будут запускать эти портативные дроны с целью слежения за станцией или за любыми другими натовскими установками, которые сейчас активизируются.
— Адвокат говорит о том, что для гражданина Великобритании это не является уголовным преступлением, и уверен, что, когда дело дойдет до суда, его оправдают. Это так?
— Норвежский суд является зависимым от политических факторов. Это аргумент, но я думаю, что ничего не получится. Еще такой момент: российское государство никак не помогает и не ведет кампанию против этой экономической блокады, есть какие-то достаточно бессмысленные заявления, но реальных действий, в том числе юридических, по противодействию санкциям и экономической блокаде, которая наносит ущерб интересам России, не происходит.
Адвокат Андрея Якунина настаивает, что обвинение неверно истолковывает цель закона о санкциях Евросоюза и что его подзащитного хотят наказать, «потому что он русский».