Сын за отца отвечает: как наследник владельца «Фосагро» управляет его компанией

Источник
Учился в Англии, но жил в общежитии и летал дискаунтером EasyJet. Сразу получил работу в компании отца, но на рядовой позиции. Так владелец ОАО «Фосагро» воспитывал будущего гендиректора компании, своего сына.
Ничего личного

В кабинете гендиректора «Фосагро» Андрея Гурьева-младшего личных вещей немного. Есть, например, кофе-машина — топ-менеджеру не зазорно самому вставить капсулу и нажать кнопку, без помощи секретаря. На стенах фотографии марсианских карьеров «Фосагро», крупнейшего в России и третьего в мире поставщика фосфорсодержащих удобрений. Рядом виды горнолыжного курорта «Большой Вудъявр», что возле градообразующего предприятия «Апатит». Многочисленные иконы — и отец, и сын Гурьевы весьма религиозны.

Когда-то компания «Фосагро» вместе со своим основным активом ОАО «Апатит» входила в структуры Михаила Ходорковского. Сложная схема приобретения акций «Апатита» и уход от налогов посредством продажи апатитового концентрата за рубеж через сеть офшоров стала одним из эпизодов обвинения по первому делу ЮКОСа. Андрей Гурьев-старший, работавший в «Менатепе» при Ходорковском, избежал преследований и стал основным владельцем «Фосагро». Сегодня он вместе с семьей владеет 50,28% холдинга.

Для Гурьева-младшего «Апатит» — уже совсем другая история. Он увлеченно рассказывает, как благодаря новому горнолыжному комплексу «Большой Вудъявр», крупнейшему на северо-западе России, «города присутствия освобождаются от монозависимости». За последние три года, когда Гурьев-младший стал гендиректором «Фосагро», в развитие аэропорта Хибины, гостиницы «Северная», пансионата «Тирвас», базы отдыха «Лесная» и прочих объектов туристической инфраструктуры вложено 2,3 млрд рублей. «В ближайшей перспективе кировский горнолыжный комплекс сможет конкурировать с лучшими европейскими курортами. Туристический поток сюда нарастает на десятки процентов ежегодно», — уверенно говорит Гурьев. Горные лыжи? Катался — да, хобби — нет. У него нет времени на хобби. Он постоянно дает понять, что канва беседы с Forbes как стиль его кабинета: ничего личного. Крупнейший в Лондоне особняк Уитанхерст, принадлежащий отцу? Без комментариев. Сестра Юлия? У нее все нормально в семье, не хотел бы обсуждать. Она счастлива в браке.

    Гурьев-младший сравнивает своего отца с зеркалом, в которое сын постоянно смотрит.

«Конечно, я чувствую большую ответственность и должен сделать больше, нежели простой менеджер, потому как ориентируюсь на успешную карьеру отца», — говорит Гурьев-младший.

Общежитие для золотой молодежи

Гурьев-младший определенно похож на старшего. У того и другого при желании можно разглядеть в чертах что-то борцовское. Но внешность сына, пожалуй, мягче. Гурьев-старший — мастер спорта международного класса по дзюдо, заслуженный тренер России. За спиной сына тоже опыт и серьезных занятий дзюдо, и травм, но это был детско-юношеский спорт. Старший Гурьев первый менеджерский опыт получил в комсомоле — дошел до поста первого секретаря райкома. Сын первые деньги заработал уже в компании папы, хотя и совсем юнцом: в 14 лет в школьные каникулы помогал секретарю — разносил документы, отвечал на звонки. За $100 в месяц — золотая ставка по меркам его возраста и 1996 года.

Окончил физико-математический лицей, а до этого учился в знаменитой спортшколе «Самбо-70». «Дзюдо, две тренировки в день, шесть дней в неделю, — вспоминает Гурьев-младший. — Существует командный спорт и индивидуальный. В индивидуальном спорте есть либо «ты выиграл», либо «ты проиграл». Почему ты проиграл, не волнует никого. Когда я почувствовал вкус победы, мне спорт стал нравиться. Но в один момент спорт становится профессиональным, а профессиональный спорт — это исключительно боль. И дальше либо ты находишься там, либо идешь учить английский. Я выбрал второе».

Английский, а вместе с ним и экономику неплохо преподавали в Университете Гринвича в Лондоне. Британский период наследника «Фосагро» отличается от знакомой по СМИ жизни российской золотой молодежи на чужбине — ни демонстративного потребления, ни ночных гонок на Maserati. Гурьев учился с ребятами, как он сам говорит, «из обычных хороших семей», из разных городов России и СНГ. В общежитии хорошо выучил английский сленг — и международное комьюнити было что надо. «Жил в рамках денег, которые позволяли мне нормально жить, учиться, иногда гулять. Мы облетали EasyJet’ом всю Европу», —вспоминает Гурьев.

    Вернувшись в Москву в 2003 году бакалавром по специальности «мировая экономика», Гурьев пошел в Академию народного хозяйства при Правительстве РФ учиться финансовому менеджменту.

«Мы оба потратили за рубежом столько времени, сколько требуется для получения диплома, и первым самолетом вернулись в Россию, — говорит бывший начальник Гурьева-младшего и его предшественник на посту гендиректора «Фосагро» Максим Волков. — Западное образование существенно расширяет кругозор и дает возможность гораздо лучше понимать иностранных партнеров». Волков проработал в «Фосагро» с 2001 по 2013 год. Сейчас он пытается вытянуть из трясины градообразующие предприятия Пикалево. Он говорит, что, несмотря на образование, стиль управления и у него, и у Гурьева российский: за рубежом они ничем не управляли и вообще не работали.

В 2010 году Гурьев-младший защитил кандидатскую в санкт-петербургском Горном институте (сейчас Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»), который всего четырьмя годами ранее, в возрасте 46 лет, окончил его отец-сенатор, до этого имевший только диплом Института физкультуры. Тема дипломной работы Гурьева была связана с собственной работой в «Фосагро». В Горном кандидатскую диссертацию защищал Владимир Путин . Владимир Литвиненко 177, ректор Горного университета, трижды возглавлявший питерский штаб Путина на выборах, также является акционером «Фосагро» (14,54%) и участником списка Forbes. «Изначально я, наверное, как и все, хотел поработать сам. Но очень многое связывало меня с этой компанией, — вспоминает Гурьев. — Я с ранних лет бывал в деловых поездках вместе с отцом, при мне велись важные переговоры. Отец сумел заинтересовать меня своим делом. И я понимал, что, придя сюда, я могу открыть любую дверь, поговорить с любым профессионалом о чем угодно, начиная с разработки руд, производства удобрений, синтеза серной кислоты и фосфорной, заканчивая мировыми рынками, нашими продажами, логистикой и так далее. Здесь и был, по сути, мой корпоративный университет».

Отец всегда мотивировал сына тем, что, если чего-то хочешь, надо работать. Стартовое место 22-летнего наследника в компании он в 2004 году определил как позицию рядового специалиста в экономическом отделе. Согласно диплому.

    «Андрей никогда не отличался чванством, заносчивостью, как дети многих богатых людей. Он быстро нашел общий язык с сослуживцами и работал наравне с ними», — вспоминает Максим Волков.

После экономического отдела был финансовый, где Гурьев-младший дошел до должности замначальника. Приобретение новых компетенций продолжилось в трейдинговом бизнесе. «Продажи уже не функциональный опыт. А ты становишься коммерсантом, понимаешь, как дороже продать и так далее. Что мы не распределяем, а продаем удобрения. Как это делать дороже, переговорные навыки со всем миром — бразильцами, индийцами, с Европой, со Штатами. Конечно, это позже дало огромную ширину связей, и вообще интересно было понять, что такое мир вокруг нас. И я, конечно, объездил весь мир за то время», — вспоминает Гурьев.

В должности заместителя гендиректора по продажам и логистике в 2012 году он заключил контракты, позволившие увеличить объемы производства и продаж до рекордных значений: «Фосагро» произвела 5,4 млн т разных удобрений (рост на 8,6%) и продала 5,3 млн т (рост на 7,8%). Успешно проведенное IPO в 2011 году и размещение евробондов в 2013-м — также результат активного участия Гурьева-младшего.

Наряду с этим, по воспоминаниям Волкова, младший Андрей рано начал принимать участие во многих совещаниях на высоком уровне. Примерно за 10 лет он прошел путь до гендиректора. Магия цифр: он занял этот пост 31 июля 2013 года в возрасте 31 года, став не только самым молодым, но и единственным наследником, руководящим компанией миллиардера из первой сотни Forbes.

«Думаю, решение совета директоров о моем назначении генеральным директором — не вопрос веры или неверия в мои способности, а результат моей многолетней работы в компании и накопленного опыта. Я понимаю, что меня намеренно провели через все ступеньки служебной карьеры внутри компании, начиная с нижних должностей. Сегодня для меня нет темных зон в нашем бизнесе — кроме, быть может, узкотехнических вопросов», — утверждает Андрей Гурьев.
Отец и дело

Назначение Гурьева гендиректором совпало с непростой ситуацией на рынке удобрений, который, как и зависящее от многих факторов сельское хозяйство, подвержен резким изменениям конъюнктуры. Например, упал спрос со стороны индийских фермеров, оставшихся без субсидий своего правительства, и вот результат: если в 2009 году поставки «Фосагро» в Индию составляли до четверти от экспортных продаж, то в 2013-м — всего 2%. В итоге в 2014 году Гурьев принял решение вообще отказаться от поставок в Индию, сосредоточившись на рынках, готовых, в частности, принять и дорогие комплексные удобрения NPK, прежде всего Латинской Америки. «В прошлом году, с приходом в Индии нового правительства и увеличением субсидий на удобрения для местных фермеров, ситуация кардинально изменилась. Предвидя восстановление спроса на фосфорсодержащие удобрения, мы приняли решение возобновить поставки на этот рынок», — рассказывает Гурьев.

Ко второму фактору, доставившему новому гендиректору немало проблем, индийцы отношения не имели. За день до назначения Гурьева крупнейший мировой производитель калийных удобрений «Уралкалий» вышел из ЗАО «Белорусская калийная компания» — совместного предприятия с «Беларуськалием». В итоге обрушились не только акции калийных компаний, но и, по цепочке, все цены минеральных удобрений. Бумаги «Фосагро» на Московской бирже за месяц потеряли около 19%. Гурьев-младший убеждал инвесторов, что снижение цен на калийные удобрения позволит сельхозпроизводителям частично перенаправить средства на приобретение фосфорсодержащих удобрений и последние подорожают. Так и произошло. За последние два года, оптимизировав производство, компании удалось нарастить объем выпуска удобрений на 1 млн т, вложив $70 млн. И это притом что в 2015 году общий объем производства удобрений составил 6,79 млн т. «Если бы мы строили новые мощности с чистого листа, такой прирост обошелся бы нам примерно в $1 млрд. Считаю, что все наши действия в непростой рыночной ситуации были абсолютно правильными и выверенными. В этом заслуга и нашей команды, и, надеюсь, моя лично», — говорит гендиректор.

В кризисном для отрасли 2013 году чистая прибыль «Фосагро» составила $269 млн, в 2015 году — рекордные $598 млн. Капитализация компании на конец апреля 2016 года достигла около $5,9 млрд.

«Я считаю, у него дар продавать и он один из лучших продавцов в нашем секторе. Судить же его как управленца, способного вести большой корабль, еще слишком рано», — замечает Волков.

    Насколько сын независим от отца в принятии решений? «Он [отец] никогда не участвовал в оперативном управлении и каких-либо персональных директив мне не выдает», — утверждает гендиректор.

Однако Гурьев-старший добровольно сложил в мае 2013 года полномочия члена Совета Федерации, как того потребовал закон, именно ради бизнеса. И уже в июне стал как заместитель председателя совета директоров «Фосагро» участвовать в выработке стратегии. Кроме того, 56-летний миллиардер — бенефициар траста, которому переданы акции компаний, владеющих сельхозпроектом «Агрогард». «Сегодня наиболее устойчивая модель ведения сельхозбизнеса в России — это крупные диверсифицированные холдинги, имеющие от 35 000 га земли, расположенных компактно. Каким и является «Агрогард», у которого более 150 000 га», — рассказывает гендиректор «Фосагро». На базе этого сельхозпредприятия испытываются новые марки удобрений, отрабатываются технологии их использования. В 2015 году показатель рентабельности «Агрогарда» по чистой прибыли составил 29%, выручка — 7,1 млрд рублей.

«Фосагро» избежала международных санкций и сохранила инвестиционный рейтинг. Девальвация рубля обеспечила самую низкую в отрасли себестоимость, а подъем отечественного аграрного сектора сулит серьезный рост внутреннего рынка удобрений. Бизнес Гурьевых выглядит устойчивым. «Раньше отец очень часто перегибал палку в отношении сына и был излишне требователен к нему, — рассказывает Волков. — Для Андрея отец является непререкаемым авторитетом».
Персоны Компании
Днепропетровские могут не понять
Как «Татнефть» заставила украинского миллиардера Игоря Коломойского жить на 7 тысяч долларов в неделю.
Панамский сериал: кто фигурирует в новой базе журналистов-расследователей
В базе «панамских архивов» встречаются имена тезок 16 из 77 российских долларовых миллиардеров.
Преступление без преступников
Экс-сотрудники Еврохима Валерий Рогальский и Дмитрий Помыткин попались на откатах?
Как доили лузера Прохорова: от прохиндея Владимира Яковлева до жулика Дерка Сауэра
Мозг олигарху заменяла дружба с Валентином Юмашевым.
Вадиму Киселеву скостили срок на ровном месте
Обокравший «Фосагро» директор депозитария не может вспомнить, где спрятал награбленное.
ЮКОС получил подножку в Париже
Hulley Enterprises Limited обязана выплатить Москве 20 тысяч евро.
«Уралкалий» пустит на рефинансирование часть нового кредита в $1,2 млрд
Компания много потратила на обратный выкуп, вопрос выплаты долга для нее теперь основной.
Слетел с орбиты
Почему миллиардер Филарет Гальчев потерял за год $3 млрд и отказался от полета в космос
По локти в нефти
Почему сырьевые компании не боятся аварий.
Ходорковский и Браудер купили "список Магнитского" за полмиллиона
 Босс ЮКОСа и глава Hermitage лоббировали акт Конгресса через общую фирму.
КОРСИКанские страсти ЛУКОЙЛа
Группа Александра Корсика работает в интересах компании Алекперова?
Прохоров распродает активы
Михаил Прохоров обсуждает продажу РБК и «Квадры»
Петля ЮКОСа: что показал суд в Гааге
Судьи согласились с тем, что иск бывших акционеров ЮКОСа не мог рассматриваться в международном арбитраже, однако точку в разбирательстве ставить рано.
Акционеров "ЮКОСа" лишили 50 миллиардов
Арест российских активов остановят.
Прохоров и семья Чемезова на прицеле ФСБ
Зачем чекисты изучают офшорные схемы банка Екатерины Игнатовой?
Приказано отобрать?
Как ФСБ и ФСН «обследовали» бизнес Михаила Прохорова
«Великолепная пятерка» Forbes из Татарстана могла бы год кормить республику
Братья Шаймиевы, Альберт Шигабутдинов, Рустем Сультеев и Алексей Семин за год потеряли почти 37% капиталов.
Дело ЮКОСа дотянулось до орбиты
Франция арестовала космические активы на $700 миллионов.