Опрошенные «Компанией» эксперты расходятся в оценке ущерба от таких ограничений. По их словам, российские элиты хоть и могут приспособиться к санкциям, но все же предпочитают переводить детей в российские вузы.
Меры в отношении «ближайшего окружения» президента будут введены в дополнение к санкциям против российской экономики, в случае если РФ вторгнется на Украину. Имена не уточняются, но речь идет о тех, кто «входит во внутренние круги Кремля или близки к ним и играют роль в принятии решений или хотя бы имеют отношение к дестабилизирующим действиям» России, сообщили высокопоставленные источники Financial Times. Как рассказал глава международного комитета Сената США Боб Менендес, пакет санкций планируется согласовать в течение этой недели.
Часть имен американский сенат взял из доклада о «высокопоставленных политических деятелях и “олигархах”» России, который Минфин США подготовил для Конгресса в 2018 году, отметили собеседники издания. Ограничительные меры будут введены не только против конкретных представителей российской элиты, но и против членов их семей. По словам источников FT, санкции отрежут их от международной финансовой системы и сделают так, что представители российской элиты и их семьи больше не смогут держать деньги на Западе и учиться в престижных западных университетах. «Друзья Путина больше не смогут использовать своих супругов или других членов семьи в качестве доверенных лиц для уклонения от санкций», — пишет издание.
Политически влиятельные родители уже становились помехой в образовании своих детей. Так, в начале 2021 года депутат Верховной рады и глава политического совета украинской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук, которого называют близким к Кремлю,сообщал , что его дочь Дарья собиралась отправиться на учебу в Женеву, однако «буквально за два дня до этого ей объявили, что ее виза аннулирована». «Западный мир и здесь проявился», — добавил Медведчук, отметив, что выступает против «внешнего управления США и Запада».
Пророссийски настроенного Медведчука называют «кумом Путина». Как рассказывал он сам, в 2004 году российский президент стал крестным отцом его дочери Дарьи.
В 2016 году депутат от КПРФ Валерий Рашкин внес в Госдуму законопроект о полном запрете на обучение несовершеннолетних детей российских чиновников в зарубежных образовательных вузах. Документ в случае принятия должен был распространиться на топ-менеджмент госкомпаний. Исключение — чиновники, которые по долгу службы более года работают за рубежом. «Это препятствует формированию в стране подлинно национальной управленческой элиты, вымывает кадры, способствует закреплению в России социального неравенства, отрыва правящего класса от народа», — обосновывал инициативу депутат.
Госдума отклонила ее через два года. Парламентарии сочли инициативу нарушающей нормы Конституции и «умаляющей права и свободы человека и гражданина».
Не исключено, что возможные санкции вынудят руководство зарубежных вузов не только не допускать к учебе «нежелательных студентов», но и отчислять уже действующих. Сейчас образование за рубежом, как выяснил журнал «Компания», получают:
Анна Рыболовлева, дочь экс-владельца «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева (Швейцария);
Иван Тимченко, сын совладельца «Новатэка» и «Сибура» Геннадия Тимченко (Швейцария);
Алексис Кузьмичев, сын совладельца «Альфа-Групп» Алексея Кузьмичева (Франция);
Элеонора Хан, дочь совладельца LetterOne Германа Хана (Великобритания);
Василий Потанин, сын главы «Норникеля» и «Интерроса» Владимира Потанина (США);
Степан (США) и Николай (Великобритания) Ремезковы, сыновья депутата Госдумы Александра Ремезкова. Младшая дочь Мария живет в Австрии;
Александр и Сергей Лебедевы, внуки лидера ЛДПР Владимира Жириновского (Швейцария).
Вузы в фаворе
Высшее образование, полученное в Великобритании, считается одним из лучших в мире — более десятка университетов страны входят в топ-100 лучших вузов по данным рейтингов Times Higher Education и QS World University Rankings. При этом Лондонская школа экономики (LSE) в предпочтениях детей российской элиты обходит лидера множества соответствующих рейтингов — Оксфордский университет. Обучение в LSE для иностранцев обходится в 1,7 млн рублей в год.
В США дети миллиардеров и чиновников предпочитают Йельский университет в штате Коннектикут. Стоимость обучения в нем в разы выше, чем в британском LSE, — 4,4 млн рублей в год. Второй по популярности — Нью-Йоркский университет, год обучения в котором будет стоить 4,2 млн рублей в год.
Самый старый вуз Швейцарии, основанный в XI веке, — Женевский университет. Он стал альма-матер в том числе и для детей отечественной элиты. Цена обучения в нем не превышает 80 тыс. рублей в год. Также семьи миллиардеров и чиновников выбирают для образования своих детей Университет Лозанны (115,3 тыс. рублей в год) и Швейцарский колледж Франклина (более 4 млн рублей в год).
«Санкции — одноразовый ресурс»
Если Запад начнет блокировать счета, то серьезно на семьях российской элиты это не скажется, поскольку их дети уже поступили в российские вузы или перевелись туда, отметил политолог и ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. При этом, по его словам, в случае введения санкций ощутят изменения только те, кто раньше не считался частью близкого круга президента.
Эксперт отметил, что элита уже перевела своих детей в Россию. И это повлекло за собой «серьезное развитие образовательного контура» в стране. «Значительная часть элит будет приземляться в российскую среду, поэтому требования к образованию наверняка станут выше», — сказал Абзалов.
В 2016 году администрация президента рекомендовала российским чиновникам вплоть до высшего уровня вернуть в Россию детей, обучающихся за границей, писал Znak со ссылкой на источники. И сделать это нужно было, не дожидаясь окончания их учебы.
Тем, кто повременит с выполнением просьбы, напомнят о случаях, когда пребывание ближайших родственников за границей становилось фактором, осложняющим дальнейшую карьеру в госсекторе, рассказывал один из собеседников агентства, которому уже известно о нескольких подобных случаях. В Кремле заявляли, что о таких инициативах ничего не знают.
Эксперты объяснили это тем, что обучение детей российской элиты за рубежом — предмет постоянных претензий и насмешек в адрес властей.
Политолог Павел Салин считает введение санкций и последующее ограничение на обучение в зарубежных вузах серьезной потерей для российских элит. В частности, это мешает реализации их жизненной стратегии: за счет использования своего положения в России обеспечить детям хорошее образование и укоренение на Западе, а после «отставки» переехать к ним. «Выбивание из этой стратегии детей — очень серьезный удар по российской элите. На Западе это прекрасно понимают, поэтому и угрожают этим», — объяснил он «Компании».
Эксперт полагает, что западные страны приберегут любые персональные санкции «для более ответственных случаев». Одним из них может стать момент, когда Запад сочтет политическую ситуацию в России расшатанной, поэтому через санкции попытается добиться от представителей элиты каких-то действий или, напротив, бездействия. «Запад понимает, что санкции — одноразовый ресурс. Несвоевременное его применение вызовет адаптацию элит к ним. Такие санкции используют только в том случае, когда они гарантированно принесут результат», — заключил Салин.