Компания "Восток ГеоСервис" Владислава Свиблова победила в аукционе на Култуминское полиметаллическое месторождение в Забайкалье. Оно - одно из крупнейших в стране. Бизнесмен получил право на добычу более 125 тыс. тонн золота, 976 тонн серебра, а также меди и других ресурсов.
На торгах Владислав Свиблов обошел другого крупного предпринимателя - Романа Троценко. Добывающая структура последнего GeoProMining уступила, при этом для победы фирма "Восток ГеоСервис" сделала всего один шаг по предложению цены. В результате начальная цена участка выросла с 2,42 млрд рублей до 2,638 млрд. рублей, и лот достался его компании.
Эксперты отметили странную легкость, с которой господин Троценко отказался от дальнейшего участия в аукционе. Высказывались предположения, что господин Свиблов имеет неоднозначную репутацию на рынке, и вполне мог договориться с Троценко с целью дальнейшей перепродажи актива. Тем более, что ранее подобное уже бывало.
Аналитики вспоминают ситуацию с золотодобывающим гигантом - ГК "Петропавловск", часть акций которого в свое время приобретал Роман Троценко. Тогда у компании Aeon Mining, принадлежащей Троценко, оказалось 22,4% ГК "Петропавловск" – к слову, пятой по добыче золота в России. Впоследствии этот пакет был продан в пользу компании "Южуралзолото" челябинского миллиардера Константина Струкова.
Владислав Свиблов и сам - крупный добытчик. Помимо "Восток ГеоСервиса", он основной акционер в ряде других крупных российских геологоразведочных, горнорудных и промышленных активов, в том числе и его основной компании Highland Gold, а также "Озерной горнорудной компании" и корпорации "Экополис".
Тем не менее, на рынке Свиблов может играть в пользу Струкова, оставаясь в тени от крупных разборок, связанных с именем последнего. Возможно, именно Струков станет конечным собственником прав на разработку Култуминского месторождения. Сам он, видимо, принять участие в аукционе не мог из-за огромных долгов и претензий к нему со стороны ФНС.
Операция "Петропавловск"
Константин Струков - давний деловой партнер Владислава Свиблова. Именно последнего многие посчитали инициатором "многоходовки" по поглощению "Петропавловска". Доля в "Петропавловске" в 4,62% была и у Свиблова.
Странно, что после сделки по "Петропавловску" Троценко и Свиблов заявляются на один и тот же участок, и он почти без борьбы достается Свиблову. А он, напомним - выходец из скандально известной компании "Росбилдинг", которую неоднократно обвиняли в рейдерстве.
В прессе этих людей без всякого пиетета называют "Рейдерами Всея Руси"- например издание "Секрет фирмы" написало об этом, напомнив недружественные поглощения - от скупки разваливающихся колхозов до разорения торговых сетей престижных столичных брендов. Там господин Струков должен был тесно сработаться с другим видным предпринимателем, сооснователем "Росбилдинга", а теперь - совладельцем ГК "ПИК" Сергеем Гордеевым.
То есть Свиблов еще до того, как ушел в одиночное плавание, должен был прекрасно изучить хищнические законы рынка, получить представления о недружественных поглощениях и изрядно поучаствовать в корпоративных конфликтах.
А они часто возникают там, где появляется Свиблов. Точно также случилось и с упомянутой ГК "Петропавловск". Когда Струков и Свиблов получили свои доли "Петропавловска" после выхода из капитала Романа Троценко, они тут же начали менять менеджмент структуры. Влзник масштабный корпоративный конфликт, в результате которого основатель "Петропавловска" Павел Масловский, финдиректор Данила Котляров и близкие к ним миноритарии были фактически отстранены от руководства предприятием.
Поговаривают, что Константин Струков (на фото) на рынке действует по наущению Владислава Свиблова – последнему очень помогают навыки, полученные еще в "Росбилдинге"
На момент голосования Свиблов все еще контролировал 4,62% ГК "Петропавловск". А после сразу же продал большую часть пакета, снизив долю до 0,55%. Таким образом, он сохранил доступ к документам "Петропавловска", предназначенным для акционеров.
Само же приобретение доли он называл инвестицией в недооцененный актив. Можно поверить и в это. Ведь, как писал "Вестник золотопромышленника", свои вложения в акции ГК бизнесмен сумел утроить.
Сейчас уже шум от поглощения "Петропавловска" и конфликта в совете директоров поутих. А чтобы поменьше "шумел" основатель структуры Павел Масловский, появилось и уголовное дело. Его заподозрили в мошенничестве - хищении средств дочерней компании "Петропавловска" - АО "Покровский рудник".
С этой компанией был связан другой скандал, когда люди, представляющие новых собственников в лице Струкова и Свиблова, заявились в офис "Покровского" в Москве. Хотели получить некие документы. С собой они взяли целую бригаду молодчиков, а возглавил шествие назначенный недавно глава ГК "Петропавловск" Максим Мещеряков.
В результате попытку проникновения в офис пресекли сотрудники правоохранительных органов, а Мещерякова заподозрили в самоуправстве. Об этом писал РБК. Уж больно визит в офис "Покровского" напоминал попытку рейдерского захвата в стиле 90-х годов. Как раз в стиле "Росбилдинга", где в те годы трудился Владислав Свиблов.
В итоге во главе ГК "Петропавловск" оказался Денис Александров - 100%-ый человек Владислава Свиблова
Самое интересное, что после этого скандала господин Свиблов решил действовать, уже почти не таясь. Новым гендиректором "Петропавловска" после Мещерякова назначили Дениса Александрова. Он - один из приближенных к Владиславу Свиблову топ-менеджеров, бывший гендиректор его основного актива Highland Gold Mining. Это назначение еще актуальнее поставило вопрос: кто реально управляет "Петропавловском" - Струков или Свиблов?
Тасуя активы
В последние годы речь идет о целой серии сделок Свиблова на золотопромышленном рынке. Параллельно с "Петропавловском" в 2020 году он купил добывающую структуру "Золото Камчатки", которая раньше на 75% принадлежала ГК "Ренова" олигарха Виктора Вексельберга. Последний давно хотел продать компанию, но никак не мог найти покупателя.
Поговаривают, что намерений развивать актив у Струкова не было, а единственной целью могло быть устранение конкурента с рынка.
Продолжал Свиблов сотрудничество и с Константином Струковым. Точно также - в статусе "перекупщика". Почти два года назад, летом 2020 года, ООО "Восток Золото" Свиблова купило ООО "Урюмкан" у Константина Струкова. Но уже через несколько месяцев избавилось от этого актива.
Сейчас ООО "Урюмкан" принадлежит ООО "Нергеопром", учредителями которого являются Владимир и Анна Забелины. Первый владеет 99,3% акций, эта доля принадлежит ВТБ. Забелин, скорее всего, является номинальным руководителем, так как ему в целом принадлежит 40 компаний. Он может держать актив в интересах ВТБ, которое является акционером Группы "ПИК" Сергея Гордеева.
Доли структуры в залоге у банка, а по итогам 2020 года в финансах дыра: компания показала убыток в 1,3 млрд. рублей. В этом смысле смена собственников не пошла ей на пользу - из компании могли банально выводить деньги. Но это уже не проблемы Струкова, который вовремя избавился от актива.
После вмешательства Свиблова в деятельность ООО "Урюмкан" дела там пошли только хуже
К востоку от Уральских гор уже почти не осталось регионов, в которых у Свиблова не было бы своих интересов. Вот и в Бурятии Свиблов, судя по всему, уже решил заняться разработкой Озерного полиметаллического месторождения.
С 2004 года лицензия на Озерное месторождение принадлежала структурам ИФК "Метрополь" Михаила Слипенчука. В 2000-х годах партнером "Метрополя" в рамках этого проекта была международная компания Lundin Mining, Слипенчук анонсировал IPO одной из своих структур для финансирования проекта. Однако к строительству компания так и не приступила.
Власти Бурятии, недовольные задержками, выступили за смену недропользователя. И уже в феврале 2019 г. Алексей Цыденов объявил, что появился новый инвестор. Предполагалось, что речь идет о ГК "ПИК".
Ранее группа обещала заняться разработкой Назаровского золоторудного месторождения, Талинского месторождения бурого угля и Ермаковского флюорито-бериллиевого месторождения. Управлять всеми активами должен был "Оз Менеджмент", учредитель и генеральный директор - Владислав Свиблов, на тот момент бывший членом совета директоров ГК "ПИК".
Но вскоре информация про ГК "ПИК" была опровергнута. Об этом сообщал "Регнум". И на арену вышел лично Владислав Свиблов. Он пообещал к 2024 году полностью выйти на проектную мощность. Основным партнером Свиблова стал ВТБ, с которым хорошие отношения и у Гордеева. ВТБ выдал компании Свиблова кредит в 70 млрд рублей.
А соглашение о финансировании строительства ГОКа со Свибловым подписывал лично глава банка Андрей Костин в присутствии главы Бурятии Алексея Цыденова.
Теперь говорят, что Озерное месторождение Бурятии будут осваивать "люди из Нидерландов". Ведь в ООО "Озерная горнорудная компания" произошла смена владельца. Теперь фирмой владеет частная компания с ограниченной ответственностью "Роз Майнинг Би. Ви" – нидерландский оффшор.
ВТБ и "Озерная горнорудная компания"подписали соглашение об основных условиях предоставления финансирования для реализации проекта строительства горно-обогатительного комбината. Все это выглядит вполне прилично, если не знать, что Озерная горнорудная компания была создана только в октябре 2018 года, и ее уставной капитал - всего 10 тыс. рублей. Главой компании является все тот же Владислав Свиблов.
Таким образом, он получил доступ не только к месторождению, но и к существенным кредитным ресурсам. Будет ли проект реализован к 2024 году - вопрос. Не исключено, что Свиблов формально выйдет из актива, сохранив на него определяющее влияние, как произошло в случае с "Петропавловском". В любом случае в будущее "Озерной горно-рудной компании" верится с трудом, ведь по итогам 2020 года структура ушла в минус на 74 млн рублей.