Cуд Ниццы проводит первые слушания по делу члена Совета федерации (СФ) от Дагестана Сулеймана Керимова, задержанного французской полицией. Прокуратура подозревает его в совершении налоговых махинаций в составе организованной группы. МИД России, а также СФ и Госдума полагают, что французские правоохранители вообще не должны были задерживать господина Керимова, поскольку на него распространяется дипломатический иммунитет.
Сулеймана Керимова, прилетевшего в Ниццу на частном самолете, задержали сотрудники полиции, которые вместе с региональной прокуратурой разбираются в обстоятельствах серии сделок с недвижимостью, проведенной на Лазурном берегу. Владельцем и продавцом нескольких вилл выступал швейцарский бизнесмен Александр Штудхальтер, а посредником в сделках — местный юрист Стефан Шаверини. При этом, как считают в правоохранительных органах, сделки осуществлялись с использованием оптимизационных схем, которые позволяли их участникам значительно экономить на налогах.
По версии полиции, за виллу общей площадью 12 тыс. кв. м платежи осуществлял Сулейман Керимов. В свою очередь, представители сенатора отрицают, что у него есть собственность за границей, подтверждая, что виллой он и члены его семьи пользовались.
Участников этой и других сделок прокуратура заподозрила в «отмывании денег, полученных от налоговых махинаций, с отягчающими обстоятельствами, в составе организованной группы». Задержанного вначале на 24 часа, а потом еще на сутки Сулеймана Керимова после допроса, в ходе которого он отрицал какую-либо причастность к налоговым нарушениям, отправили в камеру предварительного заключения в казарму жандармерии и национальной полиции Овар. На условия содержания в этом старинном и давно не ремонтированном здании, где во время Второй мировой войны находилось отделение гестапо, не раз жаловались заключенные, но проблемы так и не были решены. О задержании господина Керимова полиция проинформировала посольство РФ, однако вмешательство дипломатов не помогло.
Интересы господина Керимова сейчас представляют несколько французских адвокатов, в том числе бывший москвич Никита Сишов, занимающийся юридической практикой с 1980 года, и известный адвокат Ками Аери. Обсуждать дело сенатора они отказались.
В поддержку Сулеймана Керимова выступили МИД РФ, Совет федерации и Госдума, полагающие, что его, как представителя одного из высших органов власти РФ, обладающего определенным иммунитетом, вообще не должны были задерживать во Франции. Однако МИД Франции заявил, что особый статус сенатор мог иметь только в том случае, если бы прилетел во Францию с дипломатическим паспортом в ходе официального визита, а не по частным делам. К тому же диппаспорта у него с собой не было.
Сегодня суд проводит первое разбирательство по делу сенатора, на котором изберет ему меру пресечения.
Российские адвокаты, клиенты которых оказывались в похожих ситуациях во Франции, рассказали “Ъ”, что, как правило, в этой стране за налоговые преступления не отправляют в тюрьму на время следствия, ограничиваясь домашним арестом, залогом или подпиской о невыезде с изъятием загранпаспорта. «Участники налоговых расследований заинтересованы в том, чтобы не посадить человека, а убедить его расплатиться по налогам, штрафам и пеням»,— отметил адвокат Руслан Коблев. Он и другие защитники полагают, что дело в отношении Сулеймана Керимова может развиваться именно по такому сценарию.