Накануне выборов в Госдуму россияне традиционно и все же с немалым удивлением обнаруживают, что в стране действует (нередко за счет госбюджета) больше десятка политических партий. Чем они заняты в промежутках между выборами – Бог весть, но сейчас, когда появляется хоть иллюзорная, но надежда пролезть в Госдуму или хотя бы региональные парламенты, доморощенные политики пускаются во все тяжкие – лишь бы добиться лишнего процентика по итогам подсчета голосов.
Пожалуй, наиболее нестандартно проявляет себя партия «Справедливая Россия» во главе с толстым десантником Мироновым. Задумывавшаяся когда-то как «вторая нога власти», партия с этой ролью не справилась и теперь отчетливо склоняется к политической некромантии. Во всяком случае, основные рекламные ходы эсеров уже много лет крутятся вокруг кладбищ, могил и покойников.
Например, на днях член СР, кандидат в депутаты Госдумы, политтехнолог Олег Пахолков раскопал на кладбище Волгодонска разрушенную кем-то могилу первого директора «Атоммаша». Мимо такого подарка политтехнолог пройти не смог и немедленно призвал «всем миром» восстановить надгробие. В результате партия и сам Пахолков получили немного внимания СМИ, а «Атоммаш» оказался фигурантом политического скандала, чего с предприятием не случалось с девяностых годов, когда вокруг него кружили криминальные группировки.
Но разве интересы каких-то там стратегических предприятий могут остановить бойкого политтехнолога в борьбе за минуты на радио или ТВ? Тем более, что работа с могилами у господина Пахолкова явно поставлена на поток. Год назад он лихо отплясывал на захоронениях героев Великой Отечественной войны – с них некие злоумышленники поснимали красные звезды, и Пахолков немедленно развил медийную активность по этому поводу, помянув всуе взятки, шпионов и ЦРУ. Действовал эсеровский политтехнолог настолько грубо и цинично, что одергивать его пришлось воронежской мэрии.
Можно было бы решить, что один пиарщик-некромант с болезненной тягой к могилам – это исключение из правил и недосмотр руководства СР, а вовсе не осознанная медийная политика. Но как быть тогда с лидером партии Сергеем Мироновым, который также не в силах пройти мимо кладбищенской тематики. Еще в 2011 году, накануне предыдущих выборов в Госдуму, Миронов принялся позировать прессе на могиле рокера и нонконформиста Егора Летова.
Свой поступок партийный лидер объяснил тем, что еще с перестроечных лет был поклонником Летова. Но поскольку интерес к его личности Миронов проявил только за четыре дня до выборов, очевидно что он врет. Просто пиарщики убедили главного выхухоля, что если тот покрасуется с цветочками на могиле, то сможет урвать еще долю процента протестного электората.
Год назад Миронов вернулся к любимой теме: он публично, с широким распубликованием в СМИ, стал продвигать идею перезахоронения останков героя СССР, генерала Николая Ватутина в Воронеже, поскольку в Киеве могила и памятник герою войны находятся в опасности.
А перед новыми выборами, всего месяц назад, все тот же Миронов принялся оттаптываться на могиле Народной артистки РФ Риммы Марковой. Он, в частности, сообщил, что эсеры намерены установить надгробный памятник на Николо-Архангельском кладбище и потребовал немедленного содействия от руководителя Департамента торговли и услуг г. Москвы Алексею Немерюку. Почему Миронову понадобилось для этого ждать полтора года – понятнто. Привычный кипеж с могилами эсеры всегда приурочивают к выборам.