Накануне у дочери спикера Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслава Макарова Анны Селегень прошли обыски силовиков. Они могли быть связаны с принадлежавшей ей ранее компании ГК "Еврострой" и реализации некоторых контрактов ГК "Петрострой", к которой она также имела отношение.
Эксперты связывают интерес к персоне Селегень с личностью ее отца. Недоброжелатели приписывали ему покровительство девелоперскому бизнесу дочери, а также расстановку на значимых постах города, особенно в Петроградском районе, своих людей (включая родню).
В этом случае предметом интереса к Селегень мог стать проект "Группы ЛСР" Андрея Молчанова. По этому проекту "Еврострой" возводит апартаменты на Васильевском острове, где сразу 87 апартаментов недавно купил неизвестный инвестор, заплативший за это 800 млн рублей. Что это – завуалированная взятка в интересах Макарова, чтобы тот дал зеленый свет проектам Молчанова?
Нельзя сказать, что правоохранители, да и широкая общественность не были в курсе слухов о бизнесе Селегень раньше. Почему дочерью Макарова решили заинтересоваться только сейчас? Как утверждают наши источники, якобы это следствие поведения самого Макарова. Будто бы он возомнил себя теневым главой города, и стал проводить свою линию в пику городской администрации.
"Знаки" для Макарова
Знаком для Макарова должен был стать арест лояльных ему депутатов. Летом 2020 года ФСБ задержала в Петербурге депутата городского ЗакСа Романа Коваля. Как и Вячеслав Макаров, Коваль представляет партию "Единая Россия". Ковалю вменяется получение взятки в особо крупном размере - якобы, преподнесенный ему автомобиль "Ауди Q7" и несколько миллионов рублей. Об этом писала "Фонтанка".
Поговаривают, Коваль мог быть "кошельком" Макарова - обслуживать финансовые потоки, получаемые путем внесения "депутатской поправки" в ЗакСе в Закон "О бюджете Санкт-Петербурга", который увеличивает финансирование определенным бюджетным учреждениям. Если это правда, то из-под Макарова стали "выбивать" не только людей в ЦИК, но и лояльных подвижников в городском парламенте.
В 2016 году ФСБ задержали депутата ЗакСа Светлану Нестерову, которая тоже могла быть в политическом плане близка к Макарову. И почти по той же теме - хищения 4,7 млн рублей связанной с депутатскими поправками. Об этом также сообщала "Фонтанка".
Еще один скандал разразился в феврале 2020 года, когда в квартире советника Макарова, а по совместительству и главы муниципального образования "Введенский" Олега Калядина вдруг нашли подпольное казино. Об этом писала "Фонтанка". Такой визит силовиков уже тогда мог говорить о том, что парламентарий заигрался. Спикер был не в курсе увлечений своего советника? По слухам, еще как.
Другим знаком приближающихся к Макарову проблем стало снятие главы ЦИК города Виктора Миненко. Последний считался лояльным Макарову. Не так давно Миненко наградили орденом Почета, несмотря на кучу проблем и претензий ЦИК РФ. По слухам, именно Макаров настоял на присуждении ордена, что могло вывести из себя Эллу Памфилову. В результате Миненко сняли через день после награждения, на его место назначили нейтральную Наталью Чечину.
Как отметил зампредседателя ЦИК Николай Булаев, недостатки в работе горизбиркома "носят системный характер" на протяжении многих лет. "Проблемы, которые мы видим сегодня, были характерны и для кампании 2014-го, 2016-го и 2019-го годов", - сказал чиновник. И тут же добавил, по его мнению, причину: "Один из источников проблем – существование в системе избирательных комиссий более 100 муниципальных избиркомов. Эти комиссии формируются при активном участии исполнительной власти, заинтересованность которой в результатах выборов не может не проявляться". Его слова цитируют "Ведомости".
Словно подтверждением его слов стало оспаривание результатов муниципальных выборов 2020 года в МО "Ланское" по округу № 2, где "внезапно" победил Василий Макаров, брат спикера ЗакСа Вячеслава Макарова. Об этом писал "Деловой Петербург". Слух о том, что "макаровских" буду выбивать из ЦИКа после этой истории, облетел весь город.
Эта ситуация принесла репутационные потери главе города Александру Беглову. Но наверняка Александр Беглов не забыл и историю с выборами детского омбудсмена, на чье место Макаров лоббировал свою протеже Юлию Шик. Как писало "Накануне.ру", он надавил на юридическое управление ЗакСа по поводу кандидатуры Шик, которую издание считает очень близкой Макарову.
При этом Беглов еще до этого предложил на пост Анну Митянину, это предложение поддержали многие депутаты. Инициатива Макарова внесла сумятицу в этот процесс, что Беглову явно не понравилось.
Среди других палок в колеса Беглову Макарову припоминают и вопросы, связанные с пандемией. Например, в марте Макаров пришел в церковь, хотя до этого Беглов рекомендовал воздержаться от подобных визитов всем горожанам из-за распространения инфекции.
Однако, главной претензией к Макарову оставалось якобы имевшее место лоббирование интересов бизнеса, близкого его семье. Для этого он мог пользоваться ресурсом других депутатов ЗакСа, организовывая депутатский "протест" против "неугодных" проектов. Нечто подобное могло произойти в случае с проектом ЖК Meltzer Hall на набережной Карповки. В том самом Петроградском районе, от которого избирался Макаров, и где активно действует не чужой его дочери ГК "Еврострой".
В октябре 2020 года депутаты от "Единой России" (или напрямую от Вячеслава Макарова?) обратились к Александру Беглову с "дополнительными вопросами и предложениями" о недопущении строительства элитного ЖК. Об этом писал "Коммерсант".
Обращение к Беглову стало повторным. Якобы губернатор был раздражен, что его втягивают в бизнес-разборки, и обеспокоен, как легко Макаров может организовывать депутатов для продвижения подобных инициатив. Разве это не выходит за рамки полномочий спикера?
По поводу нужных инициатив, до сих пор гремит другой скандал: с принятием закона о зеленых насаждения в городе, который Макаров лоббировал чуть ли не открыто. Тогда спикер "пел" о том, что он уничтожит ненавистную петербуржцам уплотнительную застройку. А уже через пару дней зеленые насаждения обнаружились на стройплощадке будущего жилкомплекса One Trinity Place, который строили конкуренты "Евростроя". Участок попал в обновленный список зеленых насаждений и элитный ЖК в Петроградском районе стоимостью $500 млн долларов стал превращаться в долгострой.
Девелоперы от ЗакСа?
О бизнесе дочери Макарова Анны Селегень журналисты узнали за два года до этой истории. В 2016 году она получила долю в ГК "Еврострой" (50%), а до этого ей принадлежала часть компании "Петрострой". Однако после того, как информация утекла в СМИ, она передала долю свекру Владимиру Селегеню, который стал владеть фирмой вместе с Верой Пшеничной - родственницей мужа Анны Селегень.
Пару слов о "Петрострое". Как пишут PASMI, в свое время Макарова обвиняли в лоббировании интересов этой компании. Он открыто давил на ресурсоснабжающую организацию АО "Теплосеть Санкт-Петербурга", которая якобы не давала фирме его дочери получать выгодные заказы.
В 2016 году Макаров открыто обрушился с критикой на "Теплосеть", а депутаты (не с его ли подачи?) обратились к федеральным властям с просьбой ускорить передачу сетевого хозяйства компании в ведение города. Об этом писала "Фонтанка".
Что же касается ГК "Еврострой", с тех пор она реализовала немало проектов в Петербурге. Последним стал тот, с которого мы начали: апарт-отель NEXT, принадлежащий Группе ЛСР Андрея Молчанова. "Еврострой" возводил для него второй апарт-отель (NEXT-2) на Васильевском острове.
Как утверждают авторы телеграм-канала Spb.Gov.no, якобы незадолго до этого неизвестный купил там 87 апартаментов за 800 млн рублей. Если это что-то, напоминающее взятку, то силовики могут заинтересоваться, не выводятся ли из "Евростроя" деньги.
О проекте апарт-отеля в свое время говорила и гендиректор ООО "Еврострой-М" Оксана Кравцова. Семья Кравцовых – это известные в Петербурге миллиардеры-девелоперы. Кравцовой принадлежит половина компании (другая - у Владимира Селегеня). Она же гендиректор другой фирмы - ООО "Еврострой", которая также входит в группу и выступает в качестве заказчика-застройщика и генподрядчика. Ей Кравцова владеет на пару с Валерием Кравцовым.
Доли Кравцовой и Кравцова в ООО "Еврострой" находятся под обременением. Они в залоге у "Сбербанка". Так что если не чужие семье Макаровых-Селегень используют сомнительные методы ведения бизнеса, то делают они это за счет государственных средств, ведь Сбербанк государственный.
Выводятся ли деньги из этих структур? Посмотрим на другую компанию, которая принадлежит упомянутому Валерию Кравцову - ООО "Экобалт". Кравцова и там гендиректор. Компания также ведет деятельность генподрядчика-застройщика. Удивительно, но в компании со стоимостью активов в 1,4 млрд рублей трудятся всего 4 человека, она имеет статус субъекта малого предпринимательства.
Имея какую-никакую прибыль, по итогам 2019 года, у нее вообще нет выручки, а все предыдущие несколько лет она была убыточной. Кроме того, ее доли также находятся в залоге, только не в Сбербанке, а в банке Санкт-Петербург.
Часть акций структуры принадлежит Сергею Матвиенко, сыну спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. По слухам, банк через Матвиенко оказался очень дружен с Вячеславом Макаровым, который получил полноту власти именно при губернаторе Матвиенко.
Если правоохранители копнут в ту сторону, то, возможно, найдут много интересного. Резюмируя вышесказанное, кресло под Вячеславом Макаровым зашаталось. Если его все-таки удастся снять с должности, то тогда, скорее всего, возникнут проблемы непосредственно с правоохранительными органами. Что будет с ГК "Еврострой" в Петербурге в таком случае - остается гадать, но вряд ли им станет житься лучше, чем при таком спикере.