Создателей передачи «Пока все дома» проверит Генеральная прокуратура

Источник
«Особое внимание» она обещала уделить судьбе 110 млн рублей, выделенных государством на ролики о детях-сиротах.
Генпрокуратура начала проверку сообщений СМИ о возможных нарушениях при съемках программы «Пока все дома» «Первого канала». Это первый известный случай, когда Генпрокуратура проверяет производителя телепередачи.

«Особое внимание будет уделено целевому использованию 110 млн руб., выделенных, по данным СМИ, Министерством образования и науки Российской Федерации на производство роликов видеопаспортов о детях-сиротах», - говорится в пресс-релизе надзорного ведомства. Прокуроры обещают оценить законность действий всех, о ком говорилось в публикациях, и «незамедлительно» принять меры прокурорского реагирования, если для таковых обнаружатся основания.

«Пока все дома» выходила на «Первом канале» с 1992 г. Производитель передачи – структуры Трансконтинентальной медиакомпании Александра Митрошенкова. Вел ее Тимур Кизяков, лауреат премий ТЭФИ и «Золотой Остап», а также премии правительства в области СМИ 2015 г., кавалер орденов Дружбы и Почета, член высшего совета «Единой России». Митрошенков и Кизяков пока не ответили на звонки «Ведомостей». В пресс-службе «Первого» заявили «Ведомостям»: «Каналу не было известно, что рубрика производится за счет государства, а также об участии создателей программы в тендерах и регистрации товарного знака «видеопаспорт». По результату публикаций в СМИ и реакции общественности мы приняли решение закрыть программу». Представитель канала не смог уточнить, поступали ли в компанию запросы от Генпрокуратуры.

За один выпуск программы канал платил около 1,5 млн руб. В рубрике «У вас будет ребенок» программы размещались ролики о детях-сиротах, адресованные потенциальным усыновителям. У рубрики был отдельный спонсор Kerama Marazzi, часть денег от него получали создатели передачи. Также для этой рубрики и съемок создатели программы получали деньги от Минобрнауки.

О госфинансировании видеопаспортов стало известно после совещания в Минобрнауки в декабре прошлого года, где, как писали корреспондент ТАСС Татьяна Виноградова и газета «Комсомольская правда», сотрудник министерства Евгений Сильянов сообщил, что Кизяков получает из бюджета деньги на создание роликов о сиротах и судится с другими благотворительными фондами, если те пытаются использовать термин «видеопаспорт». Получалось, что создатели передачи продают «Первому каналу» контент, за производство которого им уже оплатило государство.

В середине августа стало известно, что «Первый канал» разорвал контракт с производителем программы «Пока все дома» и она больше выходить не будет. Источник «Ведомостей» на канале объяснил это решение снижением рейтингов передачи, последней каплей, по его словам, стал скандал с видеопаспортами сирот. Кизяков заявил, что отношения с «Первым каналом» порваны по инициативе производителя передачи - ООО «Дом». «Мы это сделали из-за неприемлемых методов работы руководства канала», - сказал он «Ведомостям». По его утверждению, решение компании «Дом» не связано напрямую со скандалом вокруг видеопаспортов: «Хотя нам было крайне неприятно, что канал не стал нас защищать в этой ситуации».

Теперь программа «Пока все дома» будет выходить на канале «Россия 1» (входит в ВГТРК), следует из разосланной каналом программы: первый выпуск появится в эфире 10 сентября. Представитель ВГТРК подтвердил что передача теперь будет выходить на «России 1».

По данным сайта госзакупок и «СПАРК-Интерфакса», с 2011 г. компании, учредителями которых были Кизяков, его жена Елена и Митрошенков, получили на тендерах Минобрнауки, а также от региональных властей около 110 млн руб. на создание видеороликов о детях-сиротах. Производство такого видеопаспорта стоит 100 000 руб., следует из документов закупок. 

Видеопаспорта размещаются на одноименном сайте и выходили в эфире «Первого канала» в рубрике «У вас будет ребенок». Причем большую часть закупок роликов о сиротах региональные власти в 2011–2014 гг. произвели у единственного поставщика – компаний, связанных с «Пока все дома». Чиновники обосновывали такую закупку тем, что компания зарегистрировала на себя товарный знак «видеопаспорт» и альтернативных поставщиков этой услуги поиск в интернете не обнаруживает. С благотворительными организациями, которые пытались использовать этот термин, создатели «Пока все дома» судились. «Ведомости» обнаружили два таких иска, один отозван, по второму обладатель товарного знака получил компенсацию в 20 000 руб.

В 2015–2016 гг. чиновники в части тендеров перестали закупать видеопаспорта у единого поставщика и перешли к открытым конкурсам на создание видеосюжетов о сиротах – с несколькими участниками. Но и в этих тендерах между собой конкурировали компании, связанные с производителями «Пока все дома», и в итоге становились победителями. Министерство образования тогда не ответило на запрос «Ведомостей», нет ли нарушения в участии в тендере аффилированных компаний.

В конце прошлого года Кизяков рассказывал «Ведомостям», что за 10 лет они вместе с женой Еленой Кизяковой и съемочной группой «Пока все дома» создали около 3000 видеопаспортов детей, ролик в эфире «Первого» – маленькая трансформированная версия видеопаспорта. Эти ролики снимались за счет выигранных на тендере средств и выплат телеканала и спонсоров: «Госфинансирование нашей работы никогда не было секретом, никто этого не скрывал», но сам Кизяков ничего не зарабатывал на этом. Себестоимость одного ролика - 100 000 руб., говорил он. Он уверял, что не заявляет на тендерах реальную стоимость ролика, поскольку 100 000 руб. и так выглядит пугающей суммой: «И мы не сможем обосновать по смете непредвиденные расходы, если дети, которых мы приехали снимать, заболели». Экономить на качестве роликов нельзя, уверен он.
Персоны Компании
У Владимира Гусинского закольцевались банкротства
Его кинокомпании запустили судебный сериал.
«Сначала была любовь, потом это переросло в привычку»
Андрей Малахов об уходе с «Первого канала».
Андрей Малахов покинет Первый канал
Слух о том, что телеведущий Андрей Малахов покидает шоу «Пусть говорят», находит все новые подтверждения.
Ночная жизнь: крупнейшая клубная империя Москвы
Как устроена экономика холдинга Sagrado, который поит и развлекает 2 млн человек в год.
Это Россия, у нас другие стандарты
Как Тина Канделаки создавала спортивную телемонополию для «Газпрома» — и почему у «Матч ТВ» кончаются деньги. Репортаж Ильи Жегулева.
Требование проверить госканал «Культура» на предмет коррупции выдвинули уволенные сотрудники
Соответствующую петицию они адресовали президенту и генпрокурору.
Ноздря в ноздрю: Ильшат Аминов «объехал» Андрея Кузьмина на госконтрактах
Госпиар по-татарстански: как едоки медиапирога освоили бюджетный миллиард господдержки-2016.
«Модернизация предполагает сокращение штата сотрудников»
Директор телеканала «Россия-Культура» Сергей Шумаков — о кадровой политике и перспективах развития.
Умный, хитрый, мутный: Илья Жегулев рассказывает историю Григория Березкина — человека, который хочет объединить «Комсомольскую правду» и РБК
2 июня стало известно, что владелец группы компаний «ЕСН» Григорий Березкин начал переговоры о покупке российского Forbes.
Украина ввела санкции против российского интернета
В списке заблокированных — «Яндекс», Mail.ru Group, «ВКонтакте», «Лаборатория Касперского».
Пенсионный фонд атаковал РАО
В России разгорелся очередной скандал вокруг Российского авторского общества (РАО). Организация теперь судится с Пенсионным фондом (ПФР).
«У телеканалов преимущество для развития перед печатными СМИ»
Ольга Паскина рассказала о проекте мультимедийного информационного центра НМГ и объяснила, в чем готовы объединяться на рынке медиахолдинги и кому это выгодно.
Миллиардер недели: Михаил Фридман и история исков богатейших россиян к СМИ
Тяжбы богатейших предпринимателей против журналистов — это своего рода зеркало того, что происходит в стране. Это своего рода «зеркало».
Закрома «визионеров»
Последнее крупное бизнес-медиа страны — медиахолдинг РБК — рискует отойти структурам Юрия Ковальчука.
Рынок телерекламы на 95% будет управляться Сергеем Васильевым
Он стал гендиректором Национального рекламного альянса, единого продавца телерекламы. Ранее Васильев уже управлял крупнейшим продавцом рекламы – компанией Vi.
Рынок рекламы вырос быстрее, чем экономика России
Расходы компаний на продвижение в российских медиа выросли за прошлый год на 11%.
Тимакова, Прокопенко и Дмитрий Киселев появились в «деле «Шалтая-Болтая»
Телеведущий Дмитрий Киселев и замруководителя управления внутренней политики Кремля Тимур Прокопенко попросили признать себя потерпевшими по «делу «Шалтая-Болтая». Со следствием намерена сотрудничать и пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова.
Семь генералов ФСБ в большом бизнесе: от Кондаурова до Феоктистова
Какую роль играли высокопоставленные выходцы из структур госбезопасности в крупнейших российских корпорациях?