За последний месяц «Газпром» без громких заявлений подписал с Болгарией, Сербией и Венгрией «дорожные карты» по развитию газопроводов для поставок газа из будущей второй нитки «Турецкого потока». Тем самым компания фактически реанимирует отмененный в 2013 году по настоянию Еврокомиссии проект South Stream, но со вчетверо меньшей мощностью. Хотя такой вариант позволяет «Газпрому» обеспечить газом Балканы, он, видимо, будет конкурировать с другим маршрутом монополии по доставке газа в Южную Италию, газопроводом Poseidon — по мнению экспертов, после провала South Stream компания не очень доверяет Болгарии.
«Газпром» и правительство Венгрии вчера подписали «дорожную карту» по развитию газотранспортной системы страны. Аналогичные документы в июне были подписаны с Болгарией и Сербией. Глава МИД Венгрии Петер Сийярто по итогам переговоров прямо заявил, что речь идет о поставке в страну 8 млрд кубометров газа из «Турецкого потока» со стороны Сербии.
Сейчас Будапешт транзитом через Украину получает от «Газпрома» 5,7 млрд кубометров из 11,1 млрд кубометров общего потребления Венгрии. Контракт «Газпрома» на поставку газа в страну заканчивается в 2019 году, и в Будапеште хотят гарантий, что получат российский газ после того, как в том же году истечет транзитный контракт российского поставщика с «Нафтогазом Украины». Вчера «Газпром экспорт» и государственная Hungarian Gas Trade Ltd заключили меморандум о намерении «продолжить долгосрочное сотрудничество в области поставок газа». Один из источников “Ъ” уверяет, что в документах предусмотрена возможность переноса точки сдачи газа из Берегдароца на границе с Украиной на сербско-венгерскую границу. В «Газпроме» это не комментируют.
Фактически маршрут Болгария—Сербия—Венгрия повторяет основную часть трассы проекта газопровода South Stream, который был полностью подготовлен к реализации, но отменен в декабре 2013 года из-за позиции Болгарии и давления Брюсселя.
Различие в том, что планируемый газопровод через Черное море — теперь «Турецкий поток» — пойдет не напрямую в Болгарию, а в Турцию. Кроме того, для Балкан может быть предназначена только одна из двух ниток «Турецкого потока», то есть 15,75 млрд кубометров, что вчетверо меньше мощности South Stream. Судя по заявлениям Болгарии и Венгрии, новые мощности будут создаваться газотранспортными операторами стран в соответствии с Третьим энергопакетом ЕС (участки South Stream должны были строить СП операторов с «Газпромом»). Но президент Сербии (страна не входит в ЕС и не применяет Третий энергопакет) Александр Вучич заявил 2 июля, что надеется на «помощь России» в строительстве транзитного газопровода. Отдельным плюсом для «Газпрома» можно считать то, что трубу можно построить быстро благодаря наработкам по South Stream, в том числе по прокладке трассы и подготовке ОВОС.
В то же время «Газпром» не может одновременно направить объемы из второй нитки «Турецкого потока» на Балканы и построить газопровод Poseidon для снабжения тем же газом Южной Италии. По данным “Ъ”, поставки на Балканы для российской компании более важны, так как Италию можно снабжать с севера газом Nord Stream-2, хотя это и дорого. Но Венгрию и Сербию сейчас можно обеспечить только через Украину, что заставляет «Газпром» договариваться с Киевом о транзите после 2020 года. По словам собеседников “Ъ”, пока окончательного решения о направлении дальнейших поставок газа из второй нитки «Турецкого потока» нет.
«Думаю, “Газпром” прекрасно помнит, как Болгария подставила его в 2013 году»,— говорит Виталий Крюков из Small Letters. Он считает, что такой проект столкнется с политическими проблемами, а в составе его участников нет влиятельных стран, чтобы защищать проект от Брюсселя, как это делает Германия в случае Nord Stream-2. По мнению эксперта, «Газпрому» балканский вариант нужен скорее для диверсификации от рисков, в том числе со стороны Турции.