Высокопоставленные ветераны КГБ и ФСБ получили 126 объектов недвижимости в Подмосковье, находившихся на балансе КГБ СССР. Об этом говорится в докладе центра «Досье» «Лубянская Федерация. Как ФСБ определяет политику и экономику России», с которым ознакомились «Открытым медиа». Недвижимость приватизировали или покупали по цене значительно ниже рыночной — как ветхое жилье по остаточной стоимости, объяснил «Открытым медиа» представитель центра.
Генералы спецслужбы получили в собственность бывшие служебные дачи в Одинцовском районе, Малаховке, Томилино, Королеве и Химках в 1999—2004 годах, пишет «Досье» со ссылкой на данные Росреестра. Позже большинство сотрудников продали недвижимость, получив крупный доход. Центр «Досье» опирался при подсчетах на архивные данные базы Росреестра по Московской области, которые оказались в распоряжении центра. «Открытые медиа» выборочно проверили эти сведения, получив выписки из Единого государственного реестра недвижимости (а также направили запрос в центр общественных связей ФСБ.
Списки генералов из центрального аппарата ФСБ, «нуждавшихся» в улучшении жилищных условий, в начале 2000-х годов составляли директор спецслужбы Николай Патрушев и его заместитель Виктор Иванов, рассказал собеседник «Досье» в администрации президента. Коррективы в списки затем вносил замруководителя администрации президента Игорь Сечин, а утверждал их президент Владимир Путин. «Генералы часами просиживали в приемных у Патрушева и Сечина и просили выделить им дачи КГБ, склочничали, писали друг на друга кляузы. Все равно всем не хватило, было много обиженных», — вспоминает источник «Досье».
Кому из генералов ФСБ достались дачи КГБ
Недвижимость в одном из самых престижных поселков Рублевки — Горки-2 (Одинцовский район) —получил, например, Юрий Яковлев, который в 2008—2016 годах руководил службой экономической безопасности ФСБ. Декларация Яковлева никогда не публиковалась, о его собственности до сих пор ничего не было известно. Летом 2016 года Яковлев был отправлен в отставку, поскольку его подчиненные оказались в центре скандала из-за уголовных дел, связанных с контрабандой. Яковлев покинул свой пост по итогам двух проверок, которые провели сотрудники управления собственной безопасности ФСБ в подразделениях службы экономической безопасности, рассказывал собеседник «Открытых медиа», близкий к руководству спецслужбы. После этого Яковлев перешел на работу в «Росатом».
Резиденция в Горках-2 досталась Яковлеву в 2001 году, следует из полученных «Досье» данных Росреестра по Подмосковью. Сейчас на его участке площадью в 3070 кв. м располагается дом в 196,4 кв. м. На ЦИАН схожие по параметрам дачи выставляются на продажу примерно за 50 млн рублей. Сам Яковлев сейчас хозяином недвижимости не значится: как и у многих других высокопоставленных ветеранов и действующих сотрудников спецслужбы в выписке из ЕГРН владельцем дома и участка указана «Российская Федерация». Но, как убедились «Открытые медиа», по данным того же ЕГРН, владелец этой недвижимости не менялся с 2001 года.
Дачу в Горках-2 рядом с Яковлевым получил бывший первый замдиректора ФСБ и экс-глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Черкесов, а в соседнем поселке Жуковка — экс-руководитель департамента экономической контрразведки ФСБ Алексей Пушкаренко, пишет «Досье».
Через несколько лет дача Черкесова была перепродана цепочке офшоров (подробно эту схему описывал The New Times), а затем досталась краснодарским компаниям и сейчас принадлежит кубанскому предпринимателю Юрию Антипину, следует из данных ЕГРН, которые изучили «Открытые медиа». Дом Пушкаренко после его смерти в 2018 году перешел к его супруге и сыну Дмитрию, занимавшему пост управляющего директора Департамента корпоративного бизнеса Всероссийского банка развития регионов (входит в структуру «Роснефти»).
В поселке Покровское под Звенигородом с 1999 по 2003 год в собственность высокопоставленных силовиков перешло 20 ведомственных спецдач. Среди получателей недвижимости — бывший начальник управления кадров ФСБ Юрий Нырков (до 2016 года он занимал пост замглавы Следственного комитета). В стародачной Малаховке 25 бывших спецдач КГБ отошли влиятельным сотрудникам спецслужб, в том числе Андрею Чоботову, который сейчас возглавляет управление президента по вопросам противодействия коррупции. В Химкинском районе силовики приватизировали 32 спецдачи.
В 2015 году «Новая газета» писала, что операции с недвижимостью ФСБ приносили высокопоставленным сотрудникам спецслужбы значительный доход. Так, в середине 2000-х годов генералы ФСБ, в том числе и ее директор Александр Бортников, продали землю на Рублевке, которая до этого принадлежала оздоровительному лагерю для детей сотрудников КГБ. Произошло это так: по постановлению правительства земля была передана в собственность муниципалитета Одинцовского района, а затем — в безвозмездное срочное пользование дачному некоммерческому партнерству «Калчуга 4», созданному сотрудниками ФСБ. Вскоре территорию почти в 5 га разделили на 22 участка. 20 человек получили участки площадью 18−20 соток, а также по равной доле на двух участках общей площадью 108 соток. Затем землю продали, ее владельцы выручили примерно по $2,5 млн. Купили землю структуры миллиардера Игоря Кесаева.
Пример из длинного списка
История с приватизацией недвижимости КГБ — лишь небольшая часть доклада центра «Досье» о структуре и деятельности ФСБ. В своем исследовании центр пришел к выводу, что за последние десять лет эта спецслужба поставила под свой контроль почти все государственные институты.
«Президент, которому напрямую подчиняется Федеральная служба безопасности, руководит ею не только через главу ФСБ Александра Бортникова, но и через отдельных представителей различных подразделений внутри спецслужбы. Таким образом, создана разноуровневая система управления ФСБ. Одновременно с этим президент все больше полагается на информацию, получаемую от ФСБ. Сотрудники и представители спецслужбы, имеющие прямой доступ к президенту, зачастую используют это в личных коммерческих и аппаратных интересах», — подчеркивается в исследовании.
Помимо президента на деятельность ФСБ влияют люди из ближайшего окружения Владимира Путина — глава Совета безопасности Николай Патрушев, главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин, гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов и другие, утверждают авторы доклада.
«Представители ФСБ системно участвуют в коррупционной деятельности и зачастую сами организовывают и возглавляют то, с чем призвана бороться спецслужба — особенно это касается банковского сектора. Почти весь рынок нелегальных банковских операций находится под непосредственным контролем ФСБ и приносит отдельным группам сотрудников спецслужбы и представителям их „кланов“ существенную прибыль», — отмечается в докладе. В качестве примеров такой системной коррупции авторы исследования приводят дело полковника Кирилла Черкалина, дело о разбое, по которому проходят бойцы спецназа ФСБ, и другие громкие преступления.
ФСБ, как отмечают авторы доклада, подвержена не только системной, но и несистемной коррупции, когда офицеры спецслужбы используют свое положение для получения внерабочего дохода. В качестве примеров «Досье» приводит слова источника, связанного с ФСБ, который называет расценки на услуги оперативно-поискового характера: за $10 тысяч в сутки предлагается установить слежку за любым человеком; за $15 тысяч в сутки — организовать прослушку. Минимальный заказ составляет от 10 суток.