«Слова Мазепина я расцениваю как реальную угрозу»

Источник
Глава совета директоров «Тольяттиазота» Сергей Махлай — об угрозах, поступавших ему со стороны владельца «Уралхима».
Сергей Махлай, возглавляющий совет директоров одного из крупнейших в мире производителей аммиака «Тольяттиазот», пока не рискует возвращаться в Россию из-за угроз в свой адрес. В интервью «Известиям» он заявил, что обращенные к нему слова миноритария предприятия — владельца конкурирующего холдинга «Уралхим» Дмитрия Мазепина — он расценил как реальную угрозу уголовного преследования. 

— Сергей Владимирович, для «Тольяттиазота» нынешнее ослабление курса рубля, похоже, только во благо. Чистая прибыль за 9 месяцев — 7,1 млрд и 31,9 млрд выручки. В 2013 году были зафиксированы рекордные показатели: чистая прибыль — 9,3 млрд; выручка — 37,7 млрд. Благодаря падению курса рубля и удорожанию аммиака чистая прибыль в 2014 году, судя по всему, будет рекордной и может превысить 10 млрд рублей?

— Мы действительно ожидаем роста выручки по итогам года, но дело не столько в изменении курса рубля, сколько в росте производства. Несмотря на то что исторически «Тольяттиазот» являлся экспортно-ориентированным предприятием, сегодня мы активно работаем на российский рынок, продавая продукцию «ЕвроХиму» и «Фосагро». 

— Есть ли прогноз по дивидендам? Ваш текущий миноритарий Дмитрий Мазепин (9,7% акций ТоАЗа) жалуется, что ваша компания выплачивает мало дивидендов. Причем в 2011 году дивиденды составили 2,9 млрд рублей, за 2013 год это уже 3,9 млрд рублей, чуть выше половины чистой прибыли.

— Всем акционерам прекрасно известен наш приоритет — это программа модернизации мощностей, рассчитанная до 2020 года. Именно на эти цели в первую очередь направляется прибыль предприятия. После подведения итогов работы в 2014 году будет принято решение по дивидендам.

— Миноритарии «Тольяттиазота» сетуют, что предприятие использует только половину мощностей, остальное простаивает якобы из-за недостатка транзитных мощностей. Сейчас какой процент мощностей задействован?

— На данный момент работают шесть из семи агрегатов аммиака.

— Взаимные претензии, корпоративные информационные войны, уголовные преследования ведутся вокруг «Тольяттиазот» уже более 10 лет. Гендиректор «Тольяттиазота» Евгений Королев боится возвращаться в Россию из командировки. На вашего отца уголовные дела были закрыты пять лет назад. На чем основаны новые уголовные дела против менеджеров компании?  

— Все новые уголовные дела, аналогичны предыдущим, уже прекращенным — ничего иного [наши недоброжелатели] придумать не могут. Если бы они использовали только грязные информационные технологии, это было бы полбеды. Но, как видите, по нам бьют из тяжелых орудий: возбуждаются уголовные дела, безостановочно ведутся допросы менеджеров компании, обыски в офисах. Это мешает стабильной работе предприятия и дестабилизирует коллектив.

— В чем риск вашего возвращения в Россию как председателя совета директоров?

— Единственная причина, по которой я не могу находиться на родине, — это слова, сказанные мне лично Дмитрием Мазепиным, которые были связаны с организацией уголовного преследования против меня и других топ-менеджеров «Тольяттиазота», в случае если я не соглашусь на его условия по продаже предприятия. Поэтому я его слова расценил как реальную угрозу.

— А какие условия по продаже Мазепин имел в виду?

— Никаких. Разногласия с этим миноритарием переросли в сами видите что. Раньше мы решали корпоративные споры там, где положено — в арбитражных судах, то был джентльменский поединок. Но они решили перейти к силовым методам, их цель — рейдерский захват предприятия.

— Может быть, легче будет тогда выкупить долю враждебно настроенных миноритариев? 

— В прошлом году этому миноритарию было сделано соответствующее предложение о выкупе. Ответом было — пакет не продается. До конкретных сумм речь даже не дошла.

— В последнее время появлялась информация о том, что «Тольяттиазот» стал иностранной компанией.

— Эти слухи не соответствуют действительности. «Тольяттиазот» всегда был и остается российской компанией. Завод является одним из градообразующих предприятий для Тольятти и входит в тройку крупнейших налогоплательщиков Самарской области. Мы активно занимаемся социальными программами, наша социальная инфраструктура — одна из лучших в России. У нас в холдинге работают около 10 тыс. человек, никакой программы кризисной оптимизации штата нет — напротив, собираемся нанимать.

— Конфликт на Украине затронул и «Тольяттиазот». Сообщалось, что в конце августа боевые действия на юго-востоке Украины, где проходит основной канал вашего экспорта — аммиакопровод Тольятти–Горловка–Одесса (ТоАЗ экспортирует 80–90% аммиака), едва не вызвали остановку производства и отгрузки. Все обошлось? «Тольяттиазот» как-то участвует в обеспечении безопасности транзита?

— Прокачка идет без проблем, наш партнер — российская компания «Трансаммиак» — делает все необходимое для обеспечения безопасности транзита.

— Вы упомянули программу модернизации производства, которую ваш завод реализует, можно узнать подробности?

— Наша программа до 2020 года рассчитана на глубокую модернизацию всех производственных агрегатов. Компания приступила к реализации этой программы в начале 2012 года, к текущему моменту сократили расход основного сырья — природного газа — до уровня порядка 1050 куб. м на 1 т аммиака. Мы заинтересованы в увеличении производственных мощностей на 800 тыс. т, до 3,9 млн т, и намерены запустить еще один новый агрегат на 2,2 тыс. т аммиака в сутки. С этой целью до конца года «Тольяттиазот» намерен заключить контракт с международной инженерно-строительной компанией, технологии которой использовались в постройке четырех наших существующих агрегатов. Также в рамках программы модернизации мы собираемся удвоить мощности по производству карбамида.
Персоны Компании
Басаргин «насолил» Мазепину?
Губернатор Пермского края Виктор Басаргин со скандалом пролоббировал назначение главой администрации Усольского района чиновника, который может быть выгоден совладельцу «Уралкалия» Дмитрию Мазепину.
Стоимость «Уралкалия» рухнула на треть из-за аварии на руднике
«Уралкалий» пока не может оценить масштабы аварии и возможного ущерба на руднике «Соликамск-2», на это компании потребуется еще несколько дней.
Бывший гендиректор «Фосагро» планирует вложить в Пикалево $150 млн
Совладелец убыточного завода «БазэлЦемент-Пикалево» Максим Волков, получивший его от Олега Дерипаски, ищет деньги для развития предприятия и готов сделать его успешным.
«Побег» из «Фосагро»?
Структуры бывшего сенатора Андрея Гурьева заканчивают консолидацию активов «Фосагро», сообщили корреспонденту The Moscow Post независимые эксперты.
Андрей Гурьев «прикрылся» губернатором?
Компания «Апатит», принадлежащая российскому химическому холдингу «ФосАгро» Андрея Гурьева, загрязнила Саратовскую область на 30 миллионов рублей.
"Еврохим" не доказал взятку
Суд Амстердама отклонил иск компании на €660 млн.
«Еврохим» открывает «второй фронт»?
Холдинг «Еврохим» Андрея Мельниченко может спровоцировать новую «корпоративную войну» на российском агрохимическом рынке.
Квота на увольнения
Запас по уровню безработицы далеко не исчерпан.
Феникс из Дербента: как Сулейман Керимов научился возрождаться из пепла
Дагестанскому миллиардеру не привыкать идти ва-банк и уступать. Ставка на «Уралкалий» не сыграла, но впереди — новые амбициозные проекты.
Федеральный банк засудил уральских торговцев драгметаллами
Спор за 800 млн рублей, 470 килограммов золота и платины.
Баумгертнер мог получить «золотой парашют» в размере $12 млн
Владислав Баумгертнер (№24 в рейтинге самых дорогих топ-менеджеров России по версии Forbes, совокупная компенсация — $5 млн), находящийся под домашним арестом по делу о злоупотреблении полномочиями, при уходе с поста гендиректора «Уралкалия» в конце 2013 года мог получить компенсацию в размере $12 млн.
«Роснефть» без конфликтов
Руководитель «Роснефти» Игорь Сечин славится своим непримиримым отношением к конфликту интересов в госкомпаниях. «Ведомости» решили поискать такие конфликты в самой «Роснефти» — у членов ее правления.
Forbes Style года: Дмитрий Рыболовлев
Бывший владелец «Уралкалия» легко опередил коллег по списку Forbes в самых ярких проявлениях гедонизма.
Гальчев и Дерипаска не могут договориться по Пикалево
Руководство «Пикалевского цемента» и «БазэлЦемент-Пикалево» не подписали соглашение о поставках на 2014 год. Эксперты уверены, что владельцы постараются избежать повторения сценария 2009 года.
Сделка года: продажа "Уралкалия"
Что общего между историей покупки и продажи "Уралкалия" и классическим вестерном.
Дмитрий Мазепин может купить 20% «Уралкалия»
Владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин может купить 20% «Уралкалия», сообщает «РИА Новости» со ссылкой на Bloomberg
Большие заводы не хотят доплачивать бюджету
Объем иска ООО «Саратоворгсинтез» к инспекции по крупнейшим налогоплательщикам Саратовской области – свыше 100 млн рублей.
Михаил Прохоров купит долю Сулеймана Керимова в «Уралкалии»
Михаил Прохоров договорился о покупке доли Сулейманова Керимова в «Уралкалии», сообщает Bloomberg