Следственный комитет РФ предъявил обвинения в растрате руководителю службы инженерно-технического обеспечения (СИТО) ФСО России генерал-майору Игорю Васильеву. Мероприятия прошли в рамках дела о хищении средств на реконструкцию резиденции президента РФ в Ново-Огарево. По версии следствия, высокопоставленные сотрудники ФСО и владельцы группы компаний «БалтСтрой» заработали 1,5 млрд рублей на кондиционерах, кровле и особых условиях работы на объекте «Огарево-53».
Как сообщил «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, по версии СК РФ основным лидером преступной группы и ее создателем являлся санкт-петербургский миллиардер, сейчас уже бывший владелец порта «Бронко», совладелец группы компаний «БалтСтрой» Дмитрий Михальченко. У него, как предполагают следователи, было в ОПГ два ближайших заместителя — это глава ФГУП «Атэкс» ФСО РФ Андрей Каминов и второй совладелец ГК «БалтСтрой» Дмитрий Сергеев. Они руководили структурными подразделениями группировки. Также, по мнению СК РФ, Михальченко привлек к совершению преступления — растрате бюджетных средств — главу СИТО ФСО Игоря Васильева и начальника отдела СИТО ФСО Улитина. Правда, если Михальченко инкриминируют статьи УК РФ 210 (организация преступного сообщества) и 160 (присвоение или растрата), то представителям ФСО только 160-ю.
По версии следствия, при реконструкции резиденции Путина «БалтСтрой» завысил цены на установленным там системы кондиционирования. Этим занималась «дочка» ГК — «Климат Проф». Двум ее руководителям — Родионову и Перевалову- обвинения предъявили еще давно, а вот третьему топ-менеджеру — Мальцеву — статью 160УК РФ инкриминировали только на днях. Также «БалтСтрой» «втридорога» сделал кровлю для резиденции. Все это «потянуло» на ущерб в 225 млн рублей. Однако потом, как полагает СК, была придумана более интересная схема присвоения бюджетных денег.
С самого начала работ на резиденции отмечались большие трудности с попаданием на объект строителей. Абсолютно все они должны были получить допуски на присутствие на секретном объекте, каждый раз проходили полный досмотр и т. д. А проезд грузовика с щебнем или бетономешалки превращался в настоящую эпопею. Водителей высаживали у ворот резиденции, машину крайне долго осматривали, в том числе — с помощью специальной аппаратуры, потом за руль садился другой шофер, имеющий «допуск», и только тогда она въезжала на территорию. Из-за проблем с соблюдением безопасности работы продвигались очень медленно, с задержками. Чтобы хоть как-то приблизиться к нужным срокам, строительство постоянно велось в нерабочее время. В результате «БалтСтрой» поставил перед ФСО вопрос о том, что по стандартным коэффициентам оплаты работы проводить в резиденции невозможно. ФСО, согласовав этот вопрос с Минстроем, ввела повышенные коэффициенты, благодаря которым «БалтСтрой» «заработал» больше 1,2 млрд рублей. Общая сумма ущерба составила 1,5 млрд рублей.
Для легализации присвоенных средств, как рассказали обвиняемые, сотрудничающие со следствием, существовала система, которую руководители «Балтстроя» называли «ВЗДС» (возврат денежных средств). «Дочки» ГК, выполнявшие работы, переводили все полученные суммы в головной офис, там часть из них перечисляли «однодневкам» по «липовым» договорам, а потом обналичивали. По версии СК, 15% от каждой присвоенной суммы шли Дмитрию Михальченко, который и организовал эти контракты при помощи связей в ФСО. Миллиардер пускал деньги на строительство порта «Бронко».
Учитывая, что в финале расследования среди обвиняемых появились сотрудники ФСО, на рассмотрение дело, вероятно, будет передано в военный суд. А там следствие могут ждать проблемы.
По мнению собеседника агентства, в деле несметное число «нестыковок». «Говорится, что преступная группа с целью хищения средств на реконструкцию резиденции Владимира Путина
была создана еще в 2011 году. Однако на тот момент Путин был премьер-министром, официально еще не было известно, что он будет баллотироваться в президенты. И уж тем более не было известно, что будет принято решение провести полную реконструкцию резиденции в «Ново-Огарево». Глава ФГУП «Атэкс» Каминов значится руководителем структурного подразделения ОПГ, однако в этом структурном подразделении, согласно материалам дела, не было ни одного другого участника, кроме самого Каминова. Экспертизу объекта по заданию СК РФ проводила частная фирма, чьих представителей просто не пустили на объект, «вживую» они ничего изучить и исследовать не смогли. Поэтому, на каких основания строятся выводы экспертов следствия — большая загадка. «Повышенные коэффициенты были утверждены Минстроем и Федеральным центром ценооборазования. А частная фирма, привлеченная СК, сочла решения госструктур о повышение коэффициента «необоснованными». К этому можно добавить, что Михальченко совладелец «Балтстроя» и, понятно, имеет вполне законные причины для получения своей части от прибылей ГК. 15% как раз укладываются в официальную долю акционера, а вот на долю организатора преступной группы как-то не тянут, маловато. Ну и главное, уже есть решение Верховного суда РФ о том, что, если строители выполняли все работы в полном объеме, они приняты, никаких нареканий нет, но вдруг возникли вопросы о цене, то это гражданско-правовые отношение, а не уголовное дело», — высказал мнение источник агентства.