Следственный комитет днем 20 апреля отчитался о первых успехах в расследовании самоуправства сотрудников магазина «Пятерочка» на Стародеревенской. Информация о задержании 50-летнего охранника Набиханова и 27-летней замдиректора Прощалыкиной на федеральном официальном сайте вынесена в раздел «Главное». Завтра подозреваемого повезут на арест. А «Пятерочка» молчит.
Статья 330 – «Самоуправство» – относится к подследственности полиции. По данным «Фонтанки», в скором времени после того, как новость облетела петербургские и федеральные СМИ, комитет инициировал передачу дела себе. Желание забрать материалы «Пятерочки» ведомство объяснило общественным резонансом. Это словосочетание юридической силы не имеет, в Уголовно-процессуальном кодексе и Пленумах ВС оно отсутствует, и на одном только бурлении социума следственный орган изъять дело у другого не может. Поэтому пришлось добавлять: пострадал престарелый человек, из социально не защищенной категории, ветеран Великой Отечественной войны (Нина Ефимовна труженик тыла, ветеран труда. – Прим. ред.).
По информации «Фонтанки», наутро 20 апреля СК всерьез вознамерился выйти в суд с ходатайствами об аресте Набиханова и домашнем аресте Прощалыкиной. Охранник – гражданин Узбекистана, у него есть патент, хотя право заниматься охранной деятельностью отсутствует. Он по специальности повар. За это Набиханов привлечен к административной ответственности по статьям 18.10 («Незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности», штраф с выдворением) и 26.10 («Незаконная частная охранная деятельность», штраф).
С Марией Прощалыкиной было сложнее. Она гражданка России, имеет постоянную регистрацию. По иронии судьбы, живет в Кронштадте – там же, где и бывший директор «Магнита» Ольга Конюхова, в прошлом году амнистированная по аналогичному делу.
По словам адвоката Ирины Гавриловой, общественный резонанс дела не может быть основанием для суровых ходатайств СК:
«Самоуправство с насилием – преступление средней тяжести, а арест – исключительная мера. Она избирается, когда применение других невозможно. Ссылка на то, что охранник, как гражданин другого государства, может скрыться, неубедительна. Регистрация, пусть временная, у него в Петербурге должна быть. Домашний арест – вторая по исключительности. Я очень удивлюсь, если суд согласится со следствием. Обстоятельства дела, на мой взгляд, не требуют ни передачи дела в СК (хотя прокурор имеет на это право), ни жестких мер пресечения. Намерения кажутся чересчур жесткими, а толкование закона – произвольным».
К вечеру стало известно, что Прощалыкину отпустили под подписку о невыезде. а Набиханова 21 апреля повезут на арест.
Как пояснила сегодня «Фонтанке» сама Нина Ефимовна, все дело в сыре. Она не помнит, чтобы брала его с прилавка. Оплатила батон, кефир и молоко, а кусок сыра увидела в тележке, когда после кассы подошла к столу, чтобы сложить покупки в пакет. Наверное, бог послал, подумала пенсионерка, и положила сыр. Охранник зафиксировал, догнал, позвал Прощалыкину, и начался личный досмотр.
Состав самоуправства, конечно, налицо. Персонал магазина при подозрении на кражу должен остановить посетителя, с его согласия засвидетельствовать неоплаченный товар и предложить внести сумму. Если покупатель отказывается и настаивает на своей правоте – вызвать полицию. Набиханов и Прощалыкина допустили физический контакт. Отобрали покупки.
На квалификацию преступления повлиять степень воздействия (толчок, удар) или его отсутствие может незначительно. Возможно, Следственный комитет откажется от формулировки «с применением насилия». На данный момент это кажется маловероятным. Во-первых, первая часть 330-й статьи предусматривает штраф, исправительные работы или арест, а вторая – лишение свободы до пяти лет. А с настроем у комитета полный порядок:
«В то время как Набиханов обхватил женщину руками, Прощалыкина изъяла у нее пакет с продуктами. Затем на улице у магазина Прощалыкина схватила потерпевшую за руку, в результате она упала на землю», – такой видит историю ведомство.
Сама Нина Ефимовна таких ужасов не припомнит.
Пока игра идет в одни ворота. X5 Retail Group может снизить накал страстей, причем положительный опыт уже есть. Владелец «Магнита» Сергей Галицкий после смерти блокадницы лично отвечал на вопросы, и хоть не сразу, но признал ошибки персонала.
X5 устранилась. Накануне она лишь сообщила, что проводится внутренняя проверка, а пенсионерка, по мнению компании, упала сама. Как сказали сегодня «Фонтанке» родственники Антоновой, с ними или с Ниной Ефимовной бизнесмены по-прежнему не связывались, извинений не приносили, помощь не предлагали. На запрос «Фонтанки» компания о возможных действиях морально-нравственного толка также не ответила.
Молчание X5, по нашим данным, довело главу Приморского района Николая Цеда до раздражения, и завтра он собирается поехать в 40-ю больницу и просто сказать: «Извините, что так вышло».