Хищение 450 млн рублей, выделенных из бюджета на строительство социальных учреждений, оказалось безнаказанным для чиновника Смольного, раздававшего контракты компаниям брата-коммерсанта. Сам бизнесмен, прикарманивший авансы при полном отсутствии каких-либо выполненных работ, скорее всего, отделается условным сроком. Так заканчивается расследование скандального дела, которое в преддверии 10-летия СКР было названо примером того, как питерские подчиненные Александра Бастрыкина не смотрят на высокие чины преступников.
О схемах освоения сотен миллионов из бюджета Санкт-Петербурга с участием бывшего председателя городского комитета по строительству Андрея Артеева и его родного брата, владельца группы компаний «Единые решения» Владимира Артеева, ПАСМИ писало в ноябре прошлого года. О подробностях хищений при реализации госконтрактов редакции сообщил подчиненный Андрея Артеева — экс-глава юридического управления строительного комитета Евгений Николаенко. Он высказал мнение, что руководство петербургского Главного следственного управления СКР специально выводит Артеевых из-под ответственности, перекладывая вину с заказчиков на исполнителей.
Спустя семь месяцев юрист снова связался с редакцией, предоставив новые доказательства необъективной, на его взгляд, позиции подчиненных Александра Бастрыкина.
Сомнительная смелость
Поводом для повторного обращения Николаенко стало завершение расследования уголовного дела коммерсанта Владимира Артеева, возбужденного в 2017 году. Основатель ГК «Единые решения» обвиняется в хищении свыше 450 млн рублей. По версии следствия, Артеев через администрацию Санкт-Петербурга обеспечил своим компаниям получение госконтрактов по девяти социальным объектам. При этом, фактически строительство не велось, а выданные авансы предприниматель вывел через через подконтрольные ему компании.
Рассмотрение дела началось в Куйбышевском районном суде Петербурга 7 июня. Дело слушается в особом порядке, то есть, без проведения судебного разбирательства, вызова свидетелей и исследования, поскольку ранее коммерсант признал вину и заключил досудебное соглашение. Сделка со следствием сулит Владимиру Артееву максимально мягкий подход в виде условного наказания. Следующее заседание суда состоится завтра — 29 июня 2021 года, по данным собеседника редакции, оно может закончиться вынесением приговора.
Они в курсе:
— прокурор Санкт-Петербурга Сергей Литвиненко
— и.о. руководителя ГСУ СКР по Санкт-Петербургу Андрей Голомбиевский
— экс-глава ГСУ, заместитель председателя СКР Александр Клаус
Между тем, об итогах расследования этого дела питерский главк СКР публично отчитался в январе 2021 года, когда пост главного следователя Санкт-Петербурга занимал нынешний заместитель Александра Бастрыкина Александр Клаус. Его подчиненный — замглавы 2-го управления по расследованию особо важных дел ГСУ СКР по Санкт-Петербургу Александр Осипкин — дал агентству «Интерфакс» интервью, посвященное 10-летию образования СКР. Он заявил, что следователей не пугают «крупные чины и звания преступников», а в качестве примера привел дело братьев Артеевых.
“Организация, фактическим руководителем которой был Владимир Артеев, строила детские сады, школы, поликлиники, больницы, и ни один объект они не сдали. Похищены сотни миллионов рублей, причем абсолютно нагло и беспринципно: застройщик порой даже видимости работ не делал, но аванс забирал”, — рассказал журналистам следователь. Однако, отвечая на вопрос, что сейчас с фигурантами этой истории, он умолчал о том, что брат Владимира — экс-председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга Андрей Артеев — избежал уголовной ответственности.
Непростая логика
Напомним, Андрей Артеев был назначен в Смольный в 2012 году. Как следует из материалов судебного дела, на эту должность его “протолкнул” брат Владимир Артеев, чтобы обеспечить ГК «Единые решения» государственными строительными подрядами.
Затея удалась: Андрей Артеев, став председателем комитета, назначил на ключевые должности нужных брату людей. В итоге, «Единые решения» получили в северной столице госконтракты на 4,5 млрд рублей, по которым ни один соцобъект не был сдан.
При этом, в своих показаниях Владимир Артеев не скрывал, что в благодарность за подряды предоставил брату-чиновнику квартиру на Крестовском острове, оплачивая ее аренду по 500 тыс. рублей в месяц, а также отдал автомобиль “Мерседес”. И это, не считая 200-300 тыс. рублей ежемесячно “на хозяйственные нужды”. Однако, следствие не усмотрело в этом состава преступления.
“Брат Владимира Артеева Андрей возглавлял комитет по строительству Санкт-Петербурга в 2012-2013 годах. Но схема работала не так просто, как подсказывает логика. Андрей Артеев лично преступных действий в пользу брата не совершал, но при этом выполнил его просьбу назначить на ключевые должности в комитете аффилированных с ним людей”, — заявил в интервью представитель ГСУ СКР по Санкт-Петербургу.
На это заявление обратил внимание бывший юрист питерской администрации Евгений Николаенко. По его оценке, само по себе назначение в Комитет по просьбе брата аффилированных с ним людей в целях заключения контрактов – это уже как минимум злоупотребление должностными полномочиями. А с учетом ущерба почти в 500 млн рублей уже можно говорить о тяжких последствиях, за что, согласно ч.3 ст. 285 УК РФ, грозит наказание до 10 лет лишения свободы. И не знать об этом, как указывает Николаенко, высокопоставленный сотрудник Следственного комитета не может.
Они должны быть в курсе:
— генпрокурор Игорь Краснов
— председатель СКР Александр Бастрыкин
Кроме того, взятки чиновникам питерской администрации через Владимира Артеева могли передавать и другие бизнесмены. Так, согласно показаниям осужденного предпринимателя Давида Махатели, он заплатил Андрею Артееву через его родного брата 28 млн рублей за содействие в получении контрактов.
По данной информации следователи проводили проверку, но возбуждать дело по ст. 290 УК РФ отказались в связи с отсутствием состава преступления. Не вошел этот эпизод и в материалы уголовного дела Владимира Артеева.
По мнению Евгения Николаенко, подобные факты могут говорить о возможной предвзятости сотрудников петербургского ГСУ. 16 июня он направил внепроцессуальное обращение о злоупотреблениях следователей по делу Владимира Артеева в Куйбышевский суд. Ответа пока нет.