Следователи и ФСБ превратили Виктора Леденева в марионетку

Источник
Московский райсуд Санкт-Петербурга допросил свидетелей обвинения и потерпевшего главу следственного управления Следственного комитета РФ (СУ СКР) по Калининградской области Виктора Леденева по уголовному делу бывшего заместителя полпреда президента в СЗФО Александра Дацышина и экс-депутата Калининградской облдумы журналиста Игоря Рудникова. Они обвиняются в вымогательстве у генерала Леденева $50 тыс. за прекращение компрометирующих его публикаций в СМИ. Но потерпевший заявил в суде, что никаких угроз от обвиняемых не получал. При этом в ходе процесса были оглашены резонансные подробности о роли в этом деле экс-главы ГУВД региона Евгения Мартынова.
Московский райсуд Санкт-Петербурга допросил свидетелей обвинения и потерпевшего главу следственного управления Следственного комитета РФ (СУ СКР) по Калининградской области Виктора Леденева по уголовному делу бывшего заместителя полпреда президента в СЗФО Александра Дацышина и экс-депутата Калининградской облдумы журналиста Игоря Рудникова. Они обвиняются в вымогательстве у генерала Леденева $50 тыс. за прекращение компрометирующих его публикаций в СМИ. Но потерпевший заявил в суде, что никаких угроз от обвиняемых не получал. При этом в ходе процесса были оглашены резонансные подробности о роли в этом деле экс-главы ГУВД региона Евгения Мартынова.

Допрос генерала Виктора Леденева проходил по его ходатайству в закрытом заседании в течение четырех дней, однако участникам процесса было разрешено вести аудиозапись, с которой ознакомился “Ъ”. После завершения допросов потерпевшего процесс по решению судьи Валерии Ковалевой продолжился в открытом режиме. Ключевыми в показаниях генерала Леденева оказались его многократные заявления, что угроз ни от одного из обвиняемых к нему не поступало. Это напрямую противоречит версии обвинения, что бизнесмен Александр Дацышин (бывший замполпреда президента) и издатель газеты «Новые колеса» Игорь Рудников (экс-депутат Калининградской облдумы) вымогали у главы регионального СУ СКР $50 тыс. «под угрозой продолжения распространения» в газете господина Рудникова «позорящих сведений» (см. “Ъ” от 18 февраля). Поскольку ст. 163 УК РФ «Вымогательство» прямо предусматривает «требование передачи чужого имущества под угрозой», заявления потерпевшего в суде означают, что никакого вымогательства не было, считает защита.

Противоречия обнаружились и в версиях генерала Леденева относительно того, кто был инициатором «мирного урегулирования» проблемы беспокоивших его публикаций. Они, напомним, касались роскошного особняка на морском курорте под Калининградом, где проживал генерал Леденев, и критики проводившегося под его руководством расследования покушения на господина Рудникова в 2016 году. Решить вопрос с компроматом, после того как на него обратило внимание руководство СКР в Москве, генерал Леденев попытался по рекомендации экс-главы ГУВД по Калининградской области Евгения Мартынова. В ходе следствия потерпевший заявлял, что генерал Мартынов предложил посоветоваться с влиятельным господином Дацышиным и познакомил с ним господина Леденева по его просьбе, а в суде — что инициатором знакомства был генерал Мартынов. Когда защита обратила внимание на противоречия, потерпевший заявил, что в ФСБ и ГСУ СКР его не слушали, а «писали в протоколе что хотели» и все зафиксированное — это их «выдумки». При этом сам высокопоставленный следователь, по его словам, подписывал протоколы не читая. «По версии потерпевшего, сотрудники ФСБ разработали сценарий, тексты диалогов и превратили его в марионетку»,— отметил адвокат экс-замполпреда Сергей Баранов.

Господин Мартынов заявил в суде, что помогал господину Леденеву «по-человечески, по-генеральски», узнав во время встречи в ресторане в Москве и на яхте в Калининграде, что «"Новые колеса" кошмарят СКР». По версии обвинения, Александр Дацышин встретился по просьбе генерала Леденева с Игорем Рудниковым, после чего передал потерпевшему, что решить вопрос с публикациями можно за $50 тыс. После этого генерал написал заявление в УФСБ и стал участником оперативно-разыскных мероприятий, включая прослушивание его дружеских бесед c генералом Мартыновым с применением нецензурной лексики. Из оглашенной судом стенограммы следует, что экс-глава калининградского УВД предлагал главе СУ СКР согласиться на оплату «прекращения писанины» журналисту, но взять «оттяжку» и «получить от Кости полтинник баксов или евро». Разговор также касался встречной просьбы генерала Мартынова содействовать в уголовном деле, которое расследует ведомство генерала Леденева. В суде по делу Дацышина и Рудникова Евгений Мартынов объяснил предложение получить деньги «от Кости» желанием «успокоить генерала Леденева». Исходя из материалов дела, разговор касался уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов в отношении коммерческой структуры Александра Суслова — брата бывшего вице-премьера правительства Калининградской области Константина Суслова. При этом господин Мартынов подтвердил суду, что сам также является фигурантом одного из расследуемых в регионе управлением СКР во главе с господином Леденевым уголовных дел по ч. 1 ст. 285 УК «Злоупотребление должностными полномочиями».

Самыми яркими оказались показания московского бизнесмена Сергея Зеленина (заместителя гендиректора ООО «Домис-Л») относительно принадлежности ему особняка в курортном городе Светлогорск под Калининградом, в котором проживал, чтобы «присматривать за домом» господин Леденев. Как выяснилось, в 2013 году, когда генерал Леденев был переведен на службу в Калининград, его друг господин Зеленин решил воплотить свою мечту переселиться после выхода на пенсию в Калининград. Господин Леденев по его просьбе подобрал бизнесмену участок и строителей и по дружбе взял на себя полный контроль за проектированием, возведением и оборудованием дома. Средства на это, исчисляемые десятками миллионов рублей, предприниматель передавал другу наличными, при этом не смог уточнить, сколько этажей в принадлежащем ему доме. На вопрос, есть ли у него документ о собственности, домовладелец отвечать отказался, сославшись на ст. 51 Конституции. Еще один вызвавший внимание прессы эпизод касался подаренного господину Леденеву господином Дацышиным фотоаппарата Canon, который, по разным версиям, стоил от 10 тыс. до 25 тыс. руб. Вручение подарка состоялось во время визита главы СУ СКР в день его рождения в офис господина Дацышина. Генерал Леденев не отрицал в суде факт получения подарка, но уверял, что велел водителю его выбросить.

Допросы в суде «продемонстрировали очевидную абсурдность предъявленного Александру Дацышину обвинения и укрепили нас в убежденности в невиновности нашего клиента», сказал “Ъ” адвокат экс-заместителя полпреда Сергей Баранов. «Очевидно, что журналисту и газете сочиненным обвинением просто старались закрыть рот, а Александр Дацышин, откликнувшийся на просьбу Леденева и вполне законно пытавшийся выяснить, как ему помочь, принесен в жертву потребностям генерала»,— говорит адвокат Игоря Рудникова Анна Паничева. Допросы свидетелей, включая самого потерпевшего, «обнаружили слабость позиции обвинения и показали, что уголовное дело против Рудникова может вполне обернуться уголовным делом в отношении генерала Леденева», считает адвокат журналиста Тумас Мисакян.