Семья Филевых сделала бизнес своими руками

Источник
В воскресенье в середине дня в авиакатастрофе в Германии погибла Наталия Филева — сооснователь и председатель совета директоров группы S7. Ей было 55 лет. Друзья и коллеги называют Филеву главной движущей силой S7, которая за 20 лет из проблемного новосибирского авиаотряда превратилась в крупнейшую российскую частную авиакомпанию, а главным качеством Филевой считают сочетавшуюся с жесткостью …
В воскресенье в середине дня в авиакатастрофе в Германии погибла Наталия Филева — сооснователь и председатель совета директоров Группы S7. Ей было 55 лет. Друзья и коллеги называют Филеву главной движущей силой S7, которая за 20 лет из проблемного новосибирского авиаотряда превратилась в крупнейшую российскую частную авиакомпанию, а главным качеством Филевой считают сочетавшуюся с жесткостью предпринимательницы порядочность.

Наталия и Владислав Филевы стали владельцами авиакомпании почти по случайности. Выпускница факультета приборных устройств Новосибирского государственного технического университета, Филева в начале 1990-х работала в местном Гарантбанке, а затем вместе с мужем Владиславом Филевым открыла в Новосибирске представительство московской инвесткомпании «Еврофинансы», основанной армейским другом Филева Алексеем Грибковым. Грибкову (его самый известный актив — сеть магазинов «Иль де Боте») и сейчас принадлежит 10% акций S7.

В 1997 году «Еврофинансы-Новосибирск» в результате одной из бартерных схем получили в залог самолет, принадлежавший местной авиакомпании «Сибирь» — не самому большому из авиаотрядов, оставшихся от большого советского «Аэрофлота». Выпускник Военно-космической академии имени Можайского, Филев всегда хотел заниматься бизнесом, связанным с авиацией, а новосибирские чиновники искали инвестора для проблемной авиакомпании. Филевы начали скупать акции «Сибири» и осенью 1998 года стали владельцами контрольного пакета.

«Тогда они пришли за советом, стоит ли влезать в это дело. Я им сказал — только если есть настроение, если есть большое желание, — вспоминает в разговоре с The Bell глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун, тогда возглавлявший Западно-Сибирское региональное управление Росавиации. — Центром создания этой компании была Наталия Валерьевна, она была идеологом, постановщиком задач, занималась подбором кадров, была ведущим элементом в этом тандеме».

Уже год спустя, в 1999 году, сравнительно небольшая «Сибирь» попыталась поглотить большую, но проблемную авиакомпанию «Внуковские авиалинии» (ВАЛ), а в 2001 году ей это со второй попытки удалось. Объединенная компания стала крупнейшим авиаперевозчиком на внутрироссийских маршрутах.

«В это трудно поверить, но еще в те годы, когда они купили дерьмовые «Внуковские авиалинии», Наташа рассказывала мне, что «Сибирь» будет глобальным игроком на рынке, вторым после «Аэрофлота». Тогда это вызывало улыбку», — вспоминает друг Филевых, бывший совладелец титанового холдинга ВСМПО-Ависма Вячеслав Брешт. Самолеты ВАЛ Филевы выкупили у структур Дмитрия Каменщика, и после сделки перевели компанию к нему в Домодедово — именно «Сибирь» помогла аэропорту стать крупнейшим по пассажиропотоку в России.

В середине 2000-х главным занятием Филевой был ребрендинг «Сибири». Компания поменяла название на S7 Airlines, потратила десятки миллионов долларов на перекраску самолетов и рекламные кампании — и в результате стала первой российской авиакомпанией с современным брендом и маркетингом. «Филева хотела, чтобы компания была настоящей, профессиональной, не просто компанией, которая пришла пену снять, — вспоминает Владимир Тасун. — Не умаляю достоинства других авиакомпаний, но они первыми внедряли все новации, которые появлялись на мировом авиационном рынке».

Филевы никогда не тратили лишнего, вели очень взвешенную коммерческую политику, умели угадать спрос, первыми в России внедрили собственную систему управления рисками, всегда занимались развитием сервиса, электронных продаж и выигрывали на мелочах, перечисляли в 2016 году в комментариях «Ведомостям» причины успеха компании эксперты. Вопрос был не праздным: к этому моменту S7 осталась единственной полностью частной федеральной авиакомпанией в России. Ее главный конкурент «Трансаэро» разорился годом раньше, второй, «Ютэйр», остался на лету только благодаря неохотной помощи своего акционера, богатейшего «Сургутнефтегаза». S7, несмотря на общую убыточность российских авиакомпаний, остается прибыльной: выручка компании в 2017 году составила 118 млрд рублей, чистая прибыль — 4,4 млрд. Филева занимала четвертое место в списке богатейших женщин России с состоянием $600 млн.

«Они находили возможность выйти из любой ситуации, и настойчивость Наталии Валерьевны [Филевой]: не бросим, будем сражаться до последнего, — была решающим фактором, — говорит Владимир Тасун. — Но и у них были непростые времена, сказать, что дорога была без терний, нельзя». За пять лет в первой половине 2000-х «Сибирь» пережила три авиакатастрофы, хотя как минимум в двух из них вины авиакомпании не было. В 2001 году Ту-154 «Сибири» сбила ракета украинских ПВО, в 2004-м — еще один взорвала террористка-смертница, которую пропустила на рейс служба безопасности Домодедово. В 2006-м — A310 «Сибири» из-за ошибки экипажа выкатился за пределы ВВП, и в катастрофе погибли 125 пассажиров из 203. С тех пор крупных авиационных происшествий у компании не было.

После кризиса 2008–2009 года Филевы дважды могли потерять компанию. К 2008 году «Сибирь» подошла в момент обновления парка, с высоким долгом, половина которого приходилась на Сбербанк . У него же в залоге был контрольный пакет акций компании. «Сибирь» начала допускать дефолты. Правительство выставило условием господдержки ее объединение с «Аэрофлотом», Сбербанк поддерживал эту позицию. «Греф стучал по столу — надо отдавать компанию», — рассказывал The Bell источник, близкий к Филевым. Но они выбрали самый рискованный из рыночных вариантов — убедили другого своего кредитора, Альфа-Банк, выделить им под личные поручительства две кредитные линии на 9,7 млрд рублей, позволившие рассчитаться со Сбербанк ом.

Помощь от «Альфы», известной жестким обращением с должниками, — почти невероятная история, вспоминал через несколько лет банкир, работавший с S7. Тогдашний член правления Альфа-Банка Максим Першин объяснял решение «адекватностью акционеров»: Владислав Филев знал, как реагировать на изменения бизнес-среды в 2008–2009 годах, был глубоко погружен в дела компании, знал, что надо изменить в бизнесе. Переговоры с банками вел Филев, но планы разрабатывались совместно, рассказывал позже The Bell источник, близкий к акционерам S7. «Наташа была самый гениальный финансист и менеджер из тех, кого я знал. Самый лучший. Ей просто не было равных. Умница с абсолютно стратегическим мышлением, мгновенно схватывала и решала любую проблему. И очень жесткая бизнесвумен», — вспоминает Вячеслав Брешт. Из кризиса 2008–2009 года Филевы извлекли уроки, пожертвовав рыночной долей ради эффективности: вдвое уменьшили парк, порезали невыгодные маршруты и сократили персонал, потратив только на компенсации $20 млн, писали «Ведомости».

Второй раз S7 могла стать государственной в 2013 году. У «Сибири» еще с 1990-х сохранялся госпакет — 25,5% акций, которые по уставу компании давали государству не так много прав. Росимущество несколько раз пыталось провести конкурс на продажу пакета, но кроме Филевых он был мало кому интересен — а они считали эту трату денег ненужной. Но к 2013 году «Аэрофлот» начал укрупняться, и в правительстве появилась идея объединить две компании. Филева назвала идею «шантажом со стороны государства». Топ-менеджер, выступавший в тех переговорах на стороне правительства, спустя несколько лет уверял The Bell, что агрессивных планов не было: «Филевых никто не собирался отжимать, напротив, им предлагали окэшиться — но они отказались: они просто любят авиационный бизнес. Это тоже вызывает уважение».

Группа S7 — один из редких в России примеров семейной компании. Дочь Филевых Татьяна окончила мехмат МГУ и с начала 2010-х отвечала в компании за маркетинг. Сейчас она занимает должность старшего вице-президента S7 и отвечает за стратегическое развитие компании, коммерческий блок, продажи и развитие программ лояльности. «Успехи выдающиеся и в бизнесе, но самое главное, что Наталия была талантливым, очень добрым и хорошим, искренним и жизнерадостным человеком. Я всегда считал эту семью эталоном счастливой семьи», — сказал The Bell друг Филевых, президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко.

Российский авиарынок невелик, конкуренция на нем высока, а акционеры Группы S7 за 20 лет ввязывались во многие конфликты. Редактор The Bell пишет про этот рынок больше 10 лет и за это время слышал самые разные суждения одних его участников о других. Но любые высказывания конкурентов и противников о Наталии и Владиславе Филевых всегда заканчивались какой-нибудь уважительной оговоркой — об их понимании и правильных решениях в бизнесе, настойчивости и увлеченности и, главное, порядочности. «Они совсем порядочные бизнесмены и сделали весь бизнес своими руками. И они какие-то искренние люди», — говорит знакомый Филевой, экс-глава администрации президента РФ Александр Волошин. Сама Наталия Филева много раз говорила редактору The Bell, что порядочность — главное, что она ценит.

The Bell приносит соболезнования всем друзьям, близким и родным Наталии Валерьевны Филевой.
Персоны Компании
Хакер сдал Сергея Михайлова в обмен на семь лет
К семи годам лишения свободы Мосгорсуд приговорил программиста Георгия Фомченкова, третьего фигуранта громкого уголовного дела о передаче оперативных материалов ФСБ спецслужбам США. Наказание оказалось ниже минимального — 12 лет колонии, которое предусмотрено статьей Уголовного кодекса о госизмене. Это объясняется тем, что Фомченков, известный под ником Geser и начинавший с распространения в интернете порнографии, не только признал вину, но и, заключив досудебное соглашение о сотрудничестве, дал по шпионскому делу свидетельские показания против основных фигурантов — бывшего начальника отдела центра информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ Сергея Михайлова и экс-офицера МВД Руслана Стоянова, которые недавно по приговору Московского окружного военного суда получили 22 года и 14 лет колонии соответственно.
Наталия Филева погибла из-за пилота
Как стало известно “Ъ”, наиболее вероятной причиной катастрофы самолета Epic LT в Германии, в которой погибли совладелица и председатель совета директоров S7 Group Наталия Филева, ее отец и перевозивший семью летчик, эксперты считают ошибку последнего. Пилот Андрей Дикун во время посадки, вероятно, снизил скорость машины до критической величины и допустил таким образом ее сваливание в плоский штопор. В этот момент летчик мгновенно потерял контроль над самолетом, а его полет, по сути, превратился в падение.
Андрей Костин вряд ли взыщет с семьи Плешаковых 249 миллиардов рублей
Дело против владельцев и членов совета директоров «Трансаэро» может стать переломным в российской правоприменительной практике
Как Наталье Филевой удалось построить лучший авиационный бизнес в стране
Как соосновательница S7 создала самую эффективную в своей отрасли компанию и стала голосом всего российского бизнес-сообщества
Совладелец S7 Наталия Филева разбилась насмерть в Германии
Бизнесвумен погибла вместе со своим отцом в окрестностях Франкфурта-на-Майне.
Почему Фридман не любит Медведева
Что стоит за арестом экс-министра Михаила Абызова
Владимир Богданов набил кошелек триллионами
В прошлом году денежная подушка «Сургутнефтегаза» увеличилась на 32%, следует из отчета компании по РСБУ. Сумма денежных средств на счетах и финансовых вложений превысила 3 трлн руб. Это рекорд с 2013 г.
Дмитрий Медведев обнаружил след Альфа-банка в деле Михаила Абызова
К самому Абызову у премьер-министра претензий нет.
Александр Плутник счастлив потратиться на сотрудников
Государственный Дом.РФ стал абсолютным лидером рейтинга Frank RG по тратам на одного сотрудника среди банков и финансовых организаций. На каждого из примерно 300 сотрудников бывшего АИЖК ежемесячно выделяют больше 500 000 рублей. Это в среднем в 5 раз больше выплат крупнейших участников рынка вроде Сбербанка, «Тинькофф» и Россельхозбанка. Как Frank RG считал траты на персонал. Расчеты проводились по данным банков …
Utair скидывает 30-милиардный балласт
21 марта Utair на встрече с банками-кредиторами предложила свой вариант реструктуризации долга, который совместно со своим агентом, Райффайзенбанком, разрабатывала почти полгода. Авиакомпания попросила полностью списать 12-летний синдицированный кредит и половину семилетнего синдиката – по ним она должна, по состоянию на 14 февраля 2019 г., 23,7 млрд и 15,4 млрд руб. соответственно. Это «Ведомостям» рассказали сотрудники двух банков-кредиторов и подтвердил человек, близкий к Utair.
Хакерская атака на "Аэрофлот" может обернуться для Сергея Михайлова новым делом
Как стало известно “Ъ”, бывший полковник ФСБ Сергей Михайлов, недавно осужденный на 22 года за шпионаж, может стать фигурантом нового уголовного дела. Ключевой свидетель по делу владелец IT-компании Chronopay Павел Врублевский написал генпрокурору Юрию Чайке заявление о том, что бывший чекист в свое время избавил от реальной ответственности программиста Игоря Артимовича, получившего несколько лет назад два с половиной года колонии-поселения за хакерскую атаку на «Аэрофлот», но так и не явившегося для отбытия наказания.
Роман Панов не справился с геологией
Гендиректор «Росгеологии» Роман Панов досрочно отправлен в отставку.
Семья Плешаковых поищет для ВТБ 249 миллиардов рублей
Один из кредиторов авиакомпании «Трансаэро» – банк ВТБ подал в Арбитражный суд Санкт-Петербурга иск о привлечении к субсидиарной ответственности бывших совладельцев перевозчика: Александра Плешакова, его жены Ольги Плешаковой и матери Татьяны Анодиной.
К Михаилу Абызову лезут в карман бывшая жена и Михаил Фридман
Кредиторы обанкротившейся инжиниринговой компании «Группа E4», Альфа-банк и кипрская Redeliaco Holdings Ltd, требуют взыскать 33,6 миллиарда рублей с экс-министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова и других лиц, контролировавших компанию.
Игорь Сечин сказал ЛУКОЙЛу ФАС
ФАС поддержала Роснефть в споре с ЛУКОЙЛом о тарифах на перевалку нефти на терминале Варандей. Антимонопольное регулирование частной собственности — прецедент для всего рынка, предупреждает совладелец ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.
Игорь Сечин частенько шлет Мадуро революционные приветы
С 2010 года «Роснефть» вложила в венесуэльские проекты 9 миллиардов долларов, но пока не покрыла расходы, подсчитал Reuters. Главным мотивом инвестиций был политический, говорят собеседники агентства. В российской компании материал называют «бабьими сплетнями»
Дмитрий Каменщик может гордиться Летающей лисичкой
Спущенная на воду в прошлом году 136-метровая яхта Flying Fox стоимостью около 300-400 миллионов евро оказалась связана с Россией.