Сквоттеры, в основном студенты, захватившие дом в Амстердаме, который принадлежит основателю «Яндекса» Аркадию Воложу, говорят, что заняли здание из идеологических мотивов, пишет местная пресса. Главный среди них — потому что они «за мир, против жадности олигархов и миллиардеров и против паразитов, создающих капитал». С балкона дома свисают транспаранты с соответствующими слоганами. При этом захватчики сообщают, что также занимают этот дом «в поддержку украинских и российских анархистов, борющихся против своего государства».
Но идеология тут не основное. Главную роль в этом играет специфика законодательства Нидерландов, считает директор амстердамской туркомпании AleGoTour Олег Аклас:
Олег Аклас
директор амстердамской туркомпании AleGoTour
«Действительно, это было отражено в контексте происходящих действий на Украине, санкционных списков. Плюс, как всегда, антикапиталистические лозунги, для защиты гуманизма в гражданском обществе. Это яркое отображение существующего здесь порядка взаимоотношений между людьми. Сам дом расположен в достаточно непопулярном для сквоттеров месте, его в шутку называют «жирный юг». Это спокойный солидный Амстердам, а не центральный тусовочный. Но тут сама власть спровоцировала эту возможность [для сквоттеров]. Закон звучит очень интересно: если помещение пустует календарный год и вы можете это доказать, можете его занять».
В Европе частная собственность неприкосновенна. Например, во Франции проникновение в чужое жилище и его захват карается тюремным заключением до года и штрафом до 15 тысяч евро. И префектура полиции в таком случае — без всякого суда — может в течение 24 часов выселить захватчиков с применением силы. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. В подобную ситуацию могут попасть только совсем непредусмотрительные и неопытные сквоттеры. Но если вы не будете на глазах у людей взламывать дверь фомкой, доказать, что вы находитесь в помещении незаконно, весьма сложно. А если к тому же вы можете предоставить хоть какой-то бумажный документ, который связывает ваше имя с этим адресом — в идеале счет за электричество, — пиши пропало: судебное разбирательство растянется на годы.
В Испании действия сквоттеров, их там называют окупасами, давно уже стали системными и широкомасштабными, указывает главный редактор новостного портала Russianspain.com Ольга Довгань:
Ольга Довгань
главный редактор новостного портала Russianspain.com
«Проблема с окупасами существует достаточно длительное время. Многие это связывают с тем, что как такового специализированного социального жилья для бедных нет, а в Испании есть целая прослойка людей, которая любит жить за чужой счет. Есть норма закона о защите частной собственности, но на это существует также норма, которая гласит, что каждый имеет право на жилье. Подавляющее большинство окупасов — это этнические испанцы. Это люди, которые часто имеют доход. То есть это просто образ жизни».
Интересной деталью в этой амстердамской истории является то, что, поскольку Волож приобрел недвижимость через офшорную компанию Paraseven Limited с Британских Виргинских островов, она долгое время оставалась вне поля зрения властей Нидерландов. Но 1 сентября предприниматель добровольно решил уведомить власти королевства о своем имуществе. Приблизительно через месяц после этого, а таже после публикаций в прессе на дом был наложен арест. А вскоре в нем появились и кракеры — именно так в Нидерландах называют сквоттеров, по аналогии со звуком взламываемой двери.