По обновленной версии следствия Лялин больше не мошенник – он куда более опасный преступник, который злоупотребил полномочиями, получил взятку и совершил служебный подлог. Других должностных лиц в фабуле обвинения теперь нет.
До 15 лет лишения свободы
Итак, созданный Главным военным следственным управлением СК России образ директора-мошенника, которому армейские генералы доверили стратегически важное задание по, как теперь выяснилось, никому не нужному перебазированию Центрального военно-морского музея с Биржевой площади на площадь Труда, безвозвратно исчез. Нет больше экс-директора, злоупотребившего этим доверием и нанесшего тем самым государству ущерб в 416 миллионов рублей. 6 марта 2014 года Следственный комитет нарисовал совсем другой образ – преступника, «букет» злодеяний которого «тянет» на 15 лет лишения свободы.
И самое главное: Андрей Лялин в видении Следственного комитета сегодня – преступник-одиночка. Он ни с кем не делился, никому не передавал полученные от представителя генерального подрядчика деньги, ни с кем из должностных лиц не вступал в преступный сговор. Он, по версии следствия, воспользовался переданными ему уникальными полномочиями один, поставив генподрядчика в такие условия, когда тот вынужден был стать взяткодателем. Претензий к военным у следствия вообще нет – из фабулы нового обвинения можно сделать вывод, что должностных лиц в погонах в этой истории не существует.
С сегодняшнего дня Андрей Лялин обвиняется по части 3 статьи 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия»), части 6 статьи 290 УК РФ («Получение взятки должностным лицом в особо крупном размере») и части 2 статьи 292 УК РФ («Служебный подлог, повлекший существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства»). Максимальное наказание, предусмотренное такими статьями, повторим, составляет 15 лет лишения свободы.
10%
На сегодня следователь ГВСУ СК РФ Александр Чурилов полагает, что даже само появление в этой истории учредителя ООО «НЕВИСС-Комплекс» Александра Швирикасова – дело рук бывшего директора музея. «В процессе предварительной проработки вопросов, связанных с перемещением музейных фондов … в 2009 году Лялин А.Я. познакомился со Швирикасовым А.В. и с учетом имеющихся у предприятия необходимых производственных ресурсов и практического опыта, в дальнейшем стал рассматривать ООО «НЕВИСС-Комплекс» как наиболее оптимального и возможного исполнителя указанных мероприятий», – сказано в новом постановлении о привлечении Лялина в качестве обвиняемого.
А дальше, по версии следствия, произошло именно то, о чем первоначально давал показания сам Швирикасов. Лялин, полагает следователь, понимал, что за указанный в государственном контракте 1 год перевезти такой музей, как Военно-морской, будет практически невозможно, в связи с чем якобы предложил Швирикасову: ты отдаешь мне 10% всех сумм, которые получишь от Министерства обороны, а я позабочусь об оформлении документов таким образом, будто ты сделал все, что должен. Следствие утверждает: Швирикасов вынужден был пообещать Лялину выплатить ему наличными 98,6 миллиона рублей – это 10% из 986 000 000, составлявших полную сумму того госконтракта.
Данное уголовное дело началось с того, что Швирикасов заявил правоохранительным органам: он передал Андрею Лялину в качестве взятки 56 миллионов рублей. Ранее следствие жестко не привязывалось к этому числу. Сегодня следователь Чурилов расписал получение Лялиным этой суммы поэтапно:
- 15 декабря 2010 года Минобороны перевело на счет «НЕВИСС-Комплекса» 295,8 миллиона рублей. В конце декабря в своем рабочем кабинете Швирикасов якобы передал Лялину 29 миллионов;
– 13 и 29 июля 2011 года Минобороны перевело «НЕВИСС-Комплексу» примерно 117 миллионов рублей. В конце июля Швирикасов якобы в том же своем кабинете передал Лялину 11 миллионов;
– 6 октября Минобороны перевело подрядчику около 140 миллионов рублей. Через несколько дней Лялин якобы получил от Швирикасова 14 миллионов;
– 15 ноября «НЕВИСС-Комплекс» получил почти 87 миллионов. И тут случился сбой: из-за тяжелого финансового положения Швирикасов, полагает следствие, передал в ноябре 2011 года Лялину всего 2 миллиона.
Таким образом, следствие утверждает: бывший директор Центрального военно-морского музея получил от Швирикасова 56 миллионов рублей, и это была взятка, за которую Лялин оформил документы так, будто «НЕВИСС-Комплекс» честно выполнил работы по госконтракту.
Далеки и некомпетентны
Ранее Андрей Лялин заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве, в рамках которого дал подробные показания в отношении высокопоставленных офицеров Главного управления по работе с личным составом Минобороны. Суть показаний сводилась к тому, что именно эти люди вынудили его вымогать взятку у Швирикасова, и одному из них он передавал деньги. Правда, в показаниях Лялина речь шла о 16,5 миллиона рублей, а не о 56. Один из офицеров некоторое время даже имел в рамках данного уголовного дела статус подозреваемого.
6 марта следователь Чурилов сделал окончательный выбор: никого, кроме Лялина и Швирикасова. Про остальных в постановлении о привлечении Лялина в качестве обвиняемого сказано: «Лялин А.Я., понимая, что Панков Н.А. (статс-секретарь и заместитель министра обороны. – Прим. ред.) и назначенные им для контроля за исполнением государственного контракта … должностные лица … не смогут фактически осуществлять объективный контроль его выполнения в силу их некомпетентности в вопросах перемещения музейных ценностей и оборудования помещений музея, а также удаленности от места производства работ, использовал данные обстоятельства для достижения своих противоправных намерений…».
Реализация этих противоправных намерений нанесла, по версии следствия, государству ущерб в размере более чем 647 миллионов рублей – раньше следователь Чурилов называл в качестве суммы ущерба примерно 416 миллионов. Нехитрые арифметические действия показывают: следствие должно было бы прийти к выводу, что из выделенных на переезд музея 986 миллионов реально на переезд было потрачено около 339 миллионов, а из 647 похищенных миллионов лично Швирикасову достался 591 миллион – за вычетом 56, якобы переданных Лялину в качестве взятки.
«Добавить нечего…»
Сразу после предъявления нового обвинения Андрей Лялин дал свидетельские показания. Представляющий его интересы известный петербургский адвокат Александр Афанасьев процитировал их практически полностью:
«Я решительно не признаю себя виновным ни в одном из предъявленных мне преступлений. Что касается существа обвинения, могу показать следующее: характер этого обвинения говорит о том, что следствие было направлено не на установление истины, не на изобличение виновных в расхищении огромной суммы бюджетных средств, а преследовало цели увести от ответственности руководство Главного управления по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации, чьи представители заставляли меня подписывать документы, сфабрикованные Швирикасовым. И это же следствие преследовало цель увести от законной ответственности растратившего огромные суммы бюджетных средств, выделенных государством, а фактически похитившего их Швирикасова. Такому предвзятому и тенденциозному следствию мне добавить ко всему тому, что я сказал, нечего…».