С 2011 года три десятка компаний, напрямую или косвенно связанных со скандально известным бизнесменом Евгением Пригожиным, получили свыше пяти тысяч госконтрактов на общую сумму почти 210 млрд рублей. И это только по минимальным подсчетам на основе открытых данных. При этом нередко конкурсные процедуры с участием пригожинских фирм проходили с нарушением антимонопольного законодательства, что было подтверждено не только журналистскими расследованиями, но и выводами Федеральной антимонопольной службы.
Военные тайны
Аффилированные с Евгением Пригожиным фирмы захватили львиную долю всех закупок российского министерства обороны и не только этого ведомства, игнорируя ФАС и нарушая законы о защите конкуренции. Об этом говорится в одной из частей большого расследования ресурса «Настоящее время», посвященного разносторонней деятельности бизнесмена-миллиардера.
По данным журналистов, за последние восемь лет компаниями из бизнес-империи Пригожина были освоены 5 тыс. 393 госконтракта на общую сумму 209,23 млрд рублей. И львиная доля из них — контракты с Министерством обороны.
Инфографика с сайта «Настоящее время»
На рыночные рельсы всю хозяйственную деятельность российской армии начали переводить после назначения министром обороны Анатолия Сердюкова, который не был военным, но зато был чиновником с талантами завхоза. Постепенно все аспекты хозяйственного обеспечения военных — питание, обмундирование, стирка, уборка, ремонт техники и прочее — передали на аутсорсинг подрядным организациям. Миллиарды рублей в виде контрактов в условиях рыночной экономики должны были породить серьезную конкуренцию и, как следствие, снижение цен на услуги и повышение их качества, однако российские реалии оказались сильнее этого принципа, и рынок теперь делят между собой картели.
Так, солидную долю заказов от Минобороны через десяток разноименных фирм получает синдикат Евгения Пригожина, выигрывая конкурсы путем имитации конкуренции между связанными с ним компаниями. Принадлежность к империи Пригожина части из них подтверждена журналистскими расследованиями. Это «Московский школьник», «Экобалт», «Школьник-ЮЗ», «Спецресурс», «СПб-Кулинария», «Социальное питание «Центр»», «РесторанСервис Плюс», «ПродФудСервис», «Пищевик», «Меркурий», «Компонент», АСП, ТКС, «Теплоснаб», «Еврогрупп», «Теплосинтез», «ПрофТехУслуги», «Прометей», «Общепит», «НордЭнерго», «Мск», «Московская кулинария», «Конкорд Плюс», «Конкорд менеджмент и консалтинг», «Конкорд М», «КДП-Кетеринг», АВК, «МедСтрой», «Комбинат дошкольного питания» и «Вито-1».
При этом журналисты подчеркивают, что 209 млрд — это весьма примерная цифра, ведь многие компании Пригожин не признает своими, формально они принадлежат его сотрудникам и другим номинальным владельцам и доказать их аффилированность «кремлевскому повару» пока не удалось.
«Но больше всего на сокрытие объемов госконтрактов повлияло решение премьер-министра России Дмитрия Медведева
, который в 2017 году разрешил «Военторгу» и другим дочерним предприятиям Минобороны засекречивать информацию о госзакупках. Также известно, что многие компании и ранее не получали публичных госконтрактов от Минобороны, но все же предоставляли услуги военным частям», — пишет издание.
Сетевой маркетинг
Огромной структурой Пригожин руководит через нескольких приближенных лиц, которые, в свою очередь, являются директорами и учредителями десятков фирм, имеющих либо общий адрес, либо одного корпоративного юриста, либо регулярно участвующих в одних и тех же конкурсах с заранее предсказуемым результатом.
«Вот как это работает на примере директора компании «Общепит» Павла Арнольда, связь которого с Пригожиным уже была доказана ранее. Арнольд вместе с некой Аллой Петровой учредил компанию «Литера». Петрова в свою очередь владеет ООО «МТЦ». Компания «МТЦ» госконтрактов не получала, но известно, что в 2013 году она предоставляла услуги войсковой части 63559 (поселок Домна Читинской области). Директором «МТЦ» по документам является Елена Можар, которая вместе с Еленой Буханцевой открывала еще ЗАО «МТЦ» в 2014 году. Одновременно с ООО «Общепит» Павел Арнольд открыл и ЗАО «Общепит», которое с этим названием просуществовало до 2018 года. Взаимосвязь этих и других юридических лиц не вызывает сомнения. Та же Елена Буханцева, которая стояла у истоков «МТЦ», с 2010 года выступает владельцем ООО «Пищевик». Эта компания имеет госконтракты с Минобороны на питание, аналогичное тому, что поставляет российской армии «Общепит» Арнольда», — приводит пример аффилированности структур синдиката «Настоящее время».
Инфографика с сайта «Настоящее время»
Цена без качества
Минобороны не единственный крупный заказчик компаний Пригожина. Синдикат подмял под себя сферу организации школьного и дошкольного питания в Москве — в конце прошлого года в московских детский садах, в которые поставляется продукция структур «Конкорда» (одна из главных компаний Пригожина), отравились десятки воспитанников. Позже в СМИ попала инсайдерская информация о многочисленных нарушениях санитарных требований на предприятиях «Конкорда» и жесткой экономии на качестве поставляемой продукции. СКР возбудил по факту отравления уголовное дело, а родители отравившихся детей начали сбор подписей за расторжение контракта с «Конкордом».
Также бизнес-империя Пригожина захватила сферу питания пациентов столичных больниц. Несколько крупных тендеров, мэрии Москвы на общую сумму около 3 млрд рублей выиграло ООО «Социальное питание «Центр», которое, по данным журналистов, связано с одиозным миллиардером.
Ранее Фонд борьбы с коррупцией
Алексея Навального
не раз раскрывал картельные схемы, применяемые компаниями Пригожина при участии в конкурсах на крупные госконтракты. За счет недобросовестной и даже фальшивой конкуренции фирмам удавалось получать контракты с минимальным снижением цены, из-за чего государство потеряло более 8 млрд рублей — только по тем контрактам, которые разбирало ФБК
. Позже ФАС признал часть сделок действительно нарушающими законодательство и оштрафовал несколько пригожинских фирм, хотя до этого игнорировал очевидный монополистский подход структур синдиката.
«Примеры цепочек связей между компаниями Пригожина оказываются очень важными для понимания структуры бизнеса, который невозможно ухватить никакими точечными проверками и расследованиями. Слишком большую картину сложно удержать в голове — да и кому будет интересно разбираться в десятках ООО, которые получают госконтракты», — говорится в расследовании «Настоящего времени».
Как пояснили эксперты, столь разветвленная структура бизнес-империи не только помогает ее владельцу уходить от всевозможных проверок и внимания общественности, но и позволяет наживаться на государстве за счет картельных соглашений.