Сигареты чиновникам милее вейпов

Источник
Рынок содержащих никотин жидкостей ждет шоковое повышение акцизов.
Налоговая служба усилила проверки производителей электронных сигарет и никотинсодержащей жидкости («жижа» на сленге вейперов, смесь пропиленгликоля, глицерина, ароматизаторов и никотина. — Forbes), рассказали Forbes два налоговых консультанта и подтвердил один из руководителей крупной компании отрасли, пожелавший сохранить анонимность.

С 1 декабря 2023 года начнется обязательная маркировка жидкостей и одноразовых электронных сигарет — на упаковку будут наносить уникальный цифровой код от системы «Честный знак». Однако легальные производители товаров для вейпинга участвуют в эксперименте по маркировке с февраля 2022 года. Налоговики сверяют данные «Честного знака» о маркировке с декларациями по оплаченным акцизам и в случае расхождений требуют от предпринимателей объяснений и документов, рассказал Forbes участник рынка. Кроме того, налоговая запрашивает у вейп-шопов информацию о поставщиках жидкостей, рассказывает другой собеседник Forbes, знакомый с ситуацией на рынке. Некоторые серые изготовители незаконно применяют упрощенную систему налогообложения (УСН), тогда как «упрощенкой» запрещено пользоваться при производстве подакцизных товаров. «После налоговых проверок они слетают с «упрощенки», им доначисляют налог на прибыль, НДС и акцизы за три года», — говорит собеседник Forbes.

Кроме того, пристальное внимание налоговой вызывают предприниматели, у которых объемы закупленного сырья существенно расходятся с задекларированным выпуском готовой продукции. «Мы прекрасно понимаем, сколько из сырья должно быть изготовлено товара», — подчеркивал глава ФНС Даниил Егоров.

«Представителей ряда производителей вызывали на допросы, так как, по мнению налоговой службы, объемы закупленного сырья существенно расходились с объемом выпущенной готовой продукции», — рассказал Forbes участник рынка.

«Мы фиксируем активизацию налоговых проверок производителей и продавцов никотинсодержащей продукции. Массовые проверки начались в октябре», — подтвердил Forbes руководитель табачного консалтингового агентства Fedotov Group Евгений Федотов.

Автоматической прослеживаемости никотинового сырья сейчас нет. Но с 1 марта 2024 года продажа табачного сырья и никотина будет осуществляться через систему «Честный знак» по аналогии с механизмом, по которому сейчас спирт реализуется через ЕГАИС. «Налоговая сможет увидеть весь путь от сырья до готового продукта — сколько никотина было произведено и сколько флаконов жидкости реализовал предприниматель. Во время проверок Росалкогольтабакконтроль сможет сверить данные в системе с реальными остатками на производстве. Расхождения — признак того, что компания нелегально реализовала жидкость», — объяснил глава Fedotov Group.

Производители жидкостей для вейпов, как правило, используют никотиновое сырье — никотин, разбавленный глицерином и кислотами, но некоторые работают с чистым никотином. Предельное содержание никотина в жидкости — 20 мг на 1 мл, или примерно 2% жидкости, требует принятый в 2018 году ГОСТ. Крупнейшим производителем никотина в мире является Индия. Специализированные заводы в частности в Китае и ЕС, очищают табачный экстракт до никотина. «Никотин — это яд, и его импорт подлежит лицензированию. В России у порядка пяти компаний есть лицензия на импорт никотина, — пояснил Федотов. — Однако в соседних государствах, например в Белоруссии, получить лицензию на импорт никотина значительно легче, чем в России. Поэтому часть никотина попадает в Россию из некоторых стран Евразийского экономического союза (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Не исключено, что нелегальный импорт может идти в Россию и напрямую из Китая и Европы». «Никотин свободно продается за наличные на черном рынке», — говорит участник отрасли.

Forbes направил запрос в ФНС, но на момент публикации не получил ответа.

Дополнительно вице-премьер Дмитрий Григоренко поручил Роспотребнадзору провести внеплановые выездные проверки табачных магазинов и вейп-шопов (копия поручения есть у Forbes). К нему прилагается перечень юрлиц и индивидуальных предпринимателей для внеплановых выездных проверок на 43 листах. Forbes направил запрос в Роспотребнадзор.

Инспекторы во время рейдов по магазинам проверяют документы, декларации, выкладку товаров — табак и никотинсодержащие изделия нельзя открыто демонстрировать на витринах, продавать несовершеннолетним и дистанционно, а с 1 декабря инспекторы будут проверять наличие маркировки, пояснил Forbes начальник юридического департамента Союза предприятий никотинсодержащих изделий (СПИНИ) Сергей Федосеев.

«Огромное упущение, что для жидкостей для вейпинга нет акцизных марок, — считает Евгений Федотов. — По флакону невозможно понять, легально ли произведена жидкость или нет». До начала обязательной маркировки 1 декабря единственный вариант проверки, по его словам, — изучать документы производителя. «Государственных инспекторов не так много, а вейп-шопы почти на каждом шагу», — констатировал он. Количество вейп-шопов только в городах-миллионниках в России достигало 16 900 на 1 апреля 2023 года, сообщал картографический сервис 2ГИС.

С легким паром

В России около 79% офлайн-магазинов, продающих вейпы и жидкости к ним, делают это с нарушением законодательства, а доля нелегальной никотинсодержащей жидкости в продаже — около 93%, оценивал в конце 2022 года Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК). В первую очередь к нелегальным относятся жидкости, с которых не уплачены акцизы, пояснил Евгений Федотов. «В сегменте электронных систем доставки никотина и жидкостей, значительная часть которых импортируется, ситуация остается сложной, несмотря на идущий процесс обеления рынка», — констатирует директор департамента по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям группы компаний ITMS (бывшее подразделение British American Tobacco в России, производит, в частности, сигареты Kent, Dunhill, системы нагревания табака glo и одноразовые электронные испарители Vuse) Олег Барвин.

Если табачный рынок консолидирован и там есть несколько крупных корпораций, которые управляют сбытом и выступают «санитарами леса», то на рынке вейпинга огромное множество маленьких компаний, объясняет участник рынка. «Очень низкая цена входа, устойчивый спрос, высокая наценка и недостаточно внимания со стороны контролирующих органов», — перечисляет он причины высокой доли нелегального оборота. «Производство жидкостей элементарно, ее можно бодяжить у себя в гараже и иметь миллионные обороты», — констатировал один из собеседников Forbes. «Производители работают в сером поле ради сверхприбыли. Сильно дешевле, чем легальные, они свой товар все равно не продают», — утверждает владелец сети магазинов табака и товаров для вейпинга, попросивший об анонимности.

«Законодательство не успело за развитием бизнеса. Когда вейпинг начал отвоевывать у табачных компаний часть потребителей, государство поняло, что необходимо регулировать эту сферу», — резюмировал Сергей Федосеев.

Шоковые акцизы

«Следующий год будет определяющим для отрасли», — считает Федосеев. Уже с 1 декабря продажа одноразовых электронных сигарет и жидкости без маркировки будет незаконной. С 2024 года акциз на никотиновые жидкости вырастет вдвое — с нынешних 20 рублей за 1 мл до 42 рублей. С 2025 года запланировано повышение до 44 рублей, в 2026 году — до 46 рублей.

Минфин рассчитывает, что повышение акцизов принесет в бюджет 10 млрд рублей. Размер акциза — «своего рода запретительный», отмечал замглавы Минфина Алексей Сазанов. Кроме прибавки в бюджет, Минфин ожидает снижения потребления никотинсодержащей продукции.

«Резкое повышение акцизов в два раза — чрезмерная мера и влечет непредсказуемые последствия, — говорит Федосеев. — Это сделает легальную продукцию неконкурентоспособной, потому что нелегальные товары без акцизов стоят дешевле. Немногочисленные легальные изготовители сейчас в замешательстве, продолжать ли деятельность или уходить в другие отрасли».

Налоговая нагрузка на вейпинг в России выше, чем за рубежом, указывает Федотов. «Шоковое» повышение акцизов сократит и без того маленький легальный рынок, по крайней мере на первом этапе, — солидарен он. — Государству необходимо усилить контроль». Италия и Венгрия после повышения акцизов были вынуждены снизить ставки из-за резких потерь бюджета, привел пример эксперт.

Риски ухода в тень

Участник рынка назвал повышение акцизов «ударом ниже пояса». По его мнению, пострадают именно добросовестные игроки, а тем, кто перешел с сигарет на вейп, придется платить больше. «Цена 10 мл жидкости после увеличения акциза станет от 990 рублей. Средний пользователь потребляет 60-90 мл жидкости максимально разрешенной крепостью 20 мг/мл. Для указанного объема жидкости потребуется три-пять сменных испарителей (картриджей). Следовательно, минимальный бюджет парильщика составит 6690 рублей в месяц. Причем 3024 рубля (45% стоимости) — это акциз и НДС, — привел расчеты участник рынка. — При использовании одноразовых электронных сигарет бюджет парильщика окажется несколько выше: от 7000 до 9000 рублей в месяц. Если сравнить с месячным бюджетом на сигареты, то при средней цене пачки в 208 рублей (в регионах меньше) и среднем потреблении 19 сигарет в день бюджет курильщика — 6025 рублей в месяц».

«Сейчас флакон 30 мл нелегальной жидкости стоит для потребителя порядка 350 рублей. После повышения акциза вырастет и разница в цене между легальной и нелегальной продукцией. Стоимость легальной продукции будет составлять до 2700 рублей за те же 30 мл жидкости для электронных сигарет, что почти в 8 раз дороже нелегалки. Такой критичный разрыв замедлит ранее успешно проделанные шаги по трансформации индустрии», — считает гендиректор компании — производителя никотина «Никтон» и председатель Союза участников рынка никотинсодержащей продукции «Альтернатива» Андрей Червов.

Опасения насчет роста нелегального рынка электронных сигарет и жидкостей к ним «однозначно обоснованы», уверен Червов. «Разрыв в ценах между легальной и нелегальной продукцией для потребителя с 1 января 2024 года достигнет критических размеров, — объясняет он. — Потребителю будет сложно принять новую цену, он будет еще активнее искать привычную цену на полке, что создаст повышенный спрос на нелегальную продукцию».

Червов указывает на «диаметрально разную акцизную политику» в отношении сигарет и альтернативных систем доставки никотина. Акциз для сигарет выше себестоимости на 30%, в то время как для жидкостей он с 2024 года станет в 12 раз выше средней себестоимости флакона с 30 мл жидкости, отмечает Червов. «При этом, по нашим данным, на текущий момент есть зарубежные исследования о том, что традиционные сигареты более вредны, чем вейпинг, но российские чиновники не готовы их принимать, требуя отечественных исследований», — подчеркивает он.

Из-за повышения акцизов «легальная продукция от добросовестных производителей и импортеров станет в 1,5-2 раза дороже, чем нелегальная, и фактически будет неконкурентоспособной», согласен Олег Барвин из ITMS. «Есть большая вероятность, что это заставит существенную часть легальных игроков покинуть рынок или значительно сократить свои инвестиции. Таким образом, совокупный доход федерального бюджета от налогообложения жидкостей (акциз, НДС, импортные пошлины) может снизиться, несмотря на повышение ставки», — допускает Барвин.

Дополнительно в правительстве готовится список запрещенных ингредиентов жидкостей для вейпинга. Минздрав предлагал с 1 марта 2024 года запретить добавлять в них пищевые ароматизаторы — так вейпинг станет менее привлекательным. Но предложенный Минздравом проект перечня не поддержали Минпромторг, Минфин, Минсельхоз и Росалкогольтабакконтроль.

Кроме того, с 1 марта 2024 года станут обязательными регистрация оборудования и лицензирование производства, хранения и поставки никотинсодержащих жидкостей. С 1 апреля наказывать за нелегальное производство, поставку, закупку и хранение без лицензии продукции на сумму от 100 000 рублей будут штрафом от 500 000 до 1 млн рублей, принудительными работами или лишением свободы на срок до трех лет. За нарушения, совершенные организованной группой или в особо крупном размере (от 1 млн рублей), будут наказывать штрафом от 3 до 4 млн рублей, срок лишения свободы может составить до пяти лет. По мнению Червова, введение лицензий на производство «однозначно позитивно повлияет на сокращение нелегального рынка, что в свою очередь постепенно должно консолидировать объем потребления вокруг легальных игроков, выпускающих качественную продукцию, которая соответствует всем стандартам индустрии».