«СИБУР» разложил пасьянс с Великобританией

Источник
INEOS настаивала на использовании «Запсибнефтехимом» импортных комплектующих.
На фоне объявленных США и европейскими странами санкций Тюменская таможня обнародовала подробности соглашения «Сибура» с партнерами из Евросоюза. Речь идет о поставке оборудования для производства полипропилена в Тюменской области. Для строительства одного из основных производственных объектов «Запсибнефтехима» были использованы наработки транснациональной химической корпорации INEOS, штаб-квартира которой находится в Великобритании. Более 10 лет назад стороны договорились о передаче ноу-хау, которое может использоваться исключительно на заводе в Тобольске. Важной оговоркой была не только закупка у европейцев конкретного оборудования и строительство химустановки по проекту INEOS, но и последующая ежегодная покупка дорогостоящих катализаторов именно у европейского поставщика. Причем в случае выявления использования комплектующих других компаний речь могла идти и о разрыве лицензионного соглашения. Последнее чревато для «Сибура» отзывом права в принципе работать по технологии британцев. В настоящее время неизвестно, как экспортер отреагировал на предписанные властями санкции в отношении российской компании. Вместе с тем структура «Сибура» уже лишилась миллионов за ввоз технологий в РФ.

Северо-Уральское управление Ростехнадзора в ходе выездной проверки ООО «Запсибнефтехим» (ЗСНХ, Тобольск, входит в «Сибур Холдинг») выдало заключение о соответствии построенного в Тюменской области производства малеинового ангидрида (МАН) требованиям законодательства РФ. МАН используют в качестве сырья для выпуска полиэфирных смол.

«Выбранная мощность в 45 тысяч тонн в год позволит полностью заместить импорт малеинового ангидрида, используемого в строительстве, сельском хозяйстве, автомобилестроении, производстве лакокрасочных материалов, мебели, фармацевтических препаратов и других отраслях», – подчеркнули в пресс-службе управления Ростехнадзора.

Между тем эксперты в сфере нефтехимии говорят об имеющейся угрозе для производства структуры «Сибура» в Тобольске. Виной всему введение в отношении российских компаний западных санкций из-за специальной операции на территории Украины. В частности, в перечень ограничительных мер со стороны Евросоюза был включен запрет на поставки в Россию установок каталитического риформинга и крекинга, реакторов гидрокрекинга, установок полимеризации, установок по производству серы, технологий производства водорода. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявляла, что санкции распространяются на уникальные виды оборудования, производимые исключительно в странах ЕС.

«Правда УрФО» запросила у пресс-службы ЗСНХ информацию о возможном влиянии санкций на дальнейшую работу предприятия, но «Сибур» воздержался от комментариев по этому вопросу. Между тем некоторые подробности о взаимодействии холдинга с транснациональным химическим гигантом INEOS (головной офис находится в Великобритании) раскрыла Тюменская таможня. Представители фискального органа потребовали от «Запсибнефтехима» по таможенным декларациям доплатить более 20 млн рублей за ввезенные в Россию технологии и оборудование.

«Сибур» подписал с INEOS соглашение, в рамках которого компания приобрела лицензию на ежегодное производство до 500 тыс. метрических тонн полипропилена на разработанной британцами установке, которая была поставлена в Россию и запущена в эксплуатацию на объекте в Тобольске. Общая стоимость оборудования составила 484 млн евро (или 20,86 млрд рублей по курсу евро на 05.07.2013).

Исходя из этой суммы и был выплачен таможенный платеж, но фискалы сочли, что к ценнику должен быть добавлен гонорар за использование интеллектуальной собственности, поскольку за предоставление технологии лицензиат должен выплачивать гонорар в размере 11 млн долларов. Причем, по мнению таможенников, учитывать лицензионный гонорар необходимо было не только при непосредственном ввозе установки, но и при покупке и транспортировке из Британии катализаторов.

«Запсибнефтехим» оспаривает в суде правомерность действий таможенного органа по включению в таможенную стоимость ввезенного на территорию РФ катализатора лицензионных платежей за использование технологии INEOS. В настоящее время все доначисленные таможенным органом платежи оплачены ООО «Запсибнефтехим» в бюджет. Таможенный орган самостоятельно рассчитал сумму, подлежащую, по его мнению, уплате и произвел списание с единого лицевого счета предприятия», – рассказали «Правде УрФО» в пресс-службе ЗСНХ.

Арбитражный суд Тюменской области счел доводы таможенников о необходимости включения лицензионных платежей в общую стоимость оборудования, из которой рассчитывается декларационные платежи, обоснованными. Правда, размер взысканий было предписано пересчитать, так как фискалы проигнорировали установленный законом срок проведения контроля. В ходе камеральных проверок они имеют право анализировать декларации не старше трех лет. В случае же с «Запсибнефтехимом», ревизия в 2020 году была проведена по ввозным документам, начиная от 2013 года. По решению арбитража, допвыплаты будут начислены на декларации 2016-2019 годов. В настоящее время и предприятие, и таможенники пытаются оспорить решение суда в апелляционной инстанции.

В рамках судебного разбирательства установлено, что лицензионное соглашение с INEOS подразумевает стопроцентное использование при работе сменных катализаторов, произведенных именно этой компанией. Более того, компания имеет право проводить аудит оборудования в части проверки используемых компонентов химической установки. В случае отклонения от соглашений, в том числе по оплате лицензионных платежей и использования основных частей, произведенных другими компаниями, «Сибур» может лишиться возможности использования интеллектуальной собственности британцев на своем предприятии.

Представители «Сибура» заверили, что в настоящее время предусмотренные соглашением с INEOS обязательства по уплате лицензионных платежей исполняются ООО «Запсибнефтехим» в соответствии с условиями соглашения. Но в компании не сообщили, как в настоящий момент решается вопрос с поставкой компонентов для эксплуатации производственной установки.
Персоны Компании
Убыточное наследство Дмитрия Доева
Наследие главы группы «ВИС» измерили в миллиардных потерях бюджета. В очередные суды втянуты «Тюменские моторостроители».
Телеграм-канал Горчица: сообщения от 07.03.2022
Сообщения канала за 07 марта 2022 года.
Варданян, Каменщик, Касперский: кто богатеет несмотря ни на что
Несмотря на новую волну пандемии, боевые действия на Украине, обвал российского рынка и беспрецедентные санкции, некоторые миллиардеры из России сумели увеличить состояние.
Телеграм-канал Горчица: сообщения от 06.03.2022
Сообщения канала за 06 марта 2022 года.
Телеграм-канал ВЧК ОГПУ: сообщения от 05.03.2022
Сообщения канала за 05 марта 2022 года.
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 04.03.2022
Сообщения канала за 04 марта 2022 года.
Телеграм-канал Компромат ГРУПП: сообщения от 02.03.2022
Сообщения канала за 02 марта 2022 года.
Яков Голдовский отвоевал у РСХБ полмиллиарда
Суд отказал банку в удовлетворении требований по векселю. 
Телеграм-канал Компромат ГРУПП: сообщения от 01.03.2022
Сообщения канала за 01 марта 2022 года.
Алекперов и Сечин влетели с модернизацией
Санкции ЕС срывают модернизацию нефтеперерабатывающих заводов в РФ.
Телеграм-канал Горчица: сообщения от 25.02.2022
Сообщения канала за 25 февраля 2022 года.
Телеграм-канал Горчица: сообщения от 24.02.2022
Сообщения канала за 24 февраля 2022 года.
Телеграм-канал Компромат 2.0.: сообщения от 23.02.2022
Сообщения канала за 23 февраля 2022 года.
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 22.02.2022
Сообщения канала за 22 февраля 2022 года.
Веса Дмитриева не хватает, чтобы продавить «Спутник V»
Россия одной из первых в мире сделала эффективную вакцину от ковида — но на Западе «Спутник V» так и не получил признания.
Телеграм-канал Компромат 2.0.: сообщения от 18.02.2022
Сообщения канала за 18 февраля 2022 года.
Телеграм-канал Компромат ГРУПП: сообщения от 18.02.2022
Сообщения канала за 18 февраля 2022 года.
Нефть «Русь-Ойла» добыли приставы
Теперь «Негуснефтью» займутся Росприроднадзор и прокуроры. Нефтяники снижают расходы за счет строительства «несуществующих объектов».