Раньше здесь расслаблялись Шигабутдиновы и Шаймиевы, а теперь купить базу отдыха «Лабышка» в Камско-Устьинском районе может любой желающий. Частную усадьбу «Казаньоргсинтеза» Сибур продает с торгов на понижение: точка отсечения — 733 миллиона. Наследие ТАИФа пришлось не ко двору: санатория для сотрудников не сделать, а сами новые владельцы, видимо, привыкли отдыхать иначе. О том, кому может быть интересен загородный лот, почему стоит ожидать дисконта, кто может конкурировать с базой за видовые места и входит ли территория базы в создаваемый туристический кластер, — в материале «БИЗНЕС Online».
Роскошная база отдыха в 70 км от Казани: вертолетная площадка, пирс на Волге и «дворцы» на 25 га земли
Сибур продолжает распродавать непрофильное имущество ТАИФа, попутно приоткрывая детали быта и вкусов бывших владельцев. На этот раз хозяина ищут загородной базе отдыха «Лабышка» на Волге в Камско-Устьинском районе. Собственник — ПАО «Казаньоргсинтез» (входит в Сибур через АО «ТАИФ»). В отличие от прошлой базы отдыха «Шеланга», выставленной на продажу в соседнем Верхнеуслонском районе, этот объект примерно в 10 раз дороже. К реализации имущества привлекли Российский аукционный дом (РАД). Начальная стоимость лота на торгах — 983 млн рублей, а минимальная цена покупки оценена в 733 миллиона.
База отдыха расположена в 70 км от Казани, в деревне Лабышка Теньковского сельского поселения. Цена определена заказчиком, рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель казанского подразделения РАД Леван Шакая. Площадь участка по соседству с лесом — 25 га сельскохозяйственного назначения: это как 10 площадок вроде «Татнефть Арены».
Чем богато это владение? Из капитальных жилых строений здесь только три здания общей площадью 2,3 тыс. кв. м: три коттеджа плюс гараж. Как и полагается VIP-базе, на территории есть своя вертолетная площадка, пирс и выход к Волге. Внутри домиков, судя по фотографиям в открытых источниках, — крытый бассейн, хаммам, просторные спальни, рабочий и массажный кабинеты, кухня. Все обставлено максимально по-домашнему: без пафосного ремонта, с обшивкой стен из дерева и мебелью в теплых тонах. Опрошенные участники рынка рассказывают, что база в основном использовалась для своих. Как говорят, здесь часто отдыхали члены семьи Шигабутдиновых и Шаймиевых: место максимально закрыто от посторонних глаз.
У актива нет обременения, рассказал «БИЗНЕС Online» представитель КОСа. «Уникальное расположение объекта и серьезный потенциал по организации высокого уровня сервиса на его базе делают его привлекательным для покупателя. В то же время он не рассчитан на массовый отдых сотрудников предприятия и не располагает лечебной базой. Поэтому было принято решение о его продаже», — отметил собеседник издания.
17 лет скандалов и грустный финал: чем закончилась мечта ТАИФа о VIP-санатории на казанской «Рублевке»
Почему бы Сибуру не оставить базу для корпоративного отдыха себе? Как рассказывают источники газеты, во-первых, внутри очень мало мест для размещения, т. к. объект изначально был построен для уединенного отдыха и не предполагает прибыли с аренды обычным постояльцам. А во-вторых, сибуровцы больше делают ставку на социальные проекты, которые действительно будут полезны. К примеру, на базе санатория «Корабельная роща» в Нижнекамском районе, где с советских времен отдыхали заводчане «Нижнекамскнефтехима», Сибур начнет развивать новый корпоративный центр отдыха и оздоровления для всего холдинга «Сибур». А в сфере детского отдыха опора будет сделана на оздоровительный лагерь «Юность». Проще говоря, избавляются в компании сейчас от того наследия ТАИФа, что лежит мертвым грузом, а раньше использовалось в основном как роскошь для бывших владельцев.
Что касается других баз отдыха, выставленных на продажу ранее, таких как «Обсерватория» в Займище или база в Шеланге, то по ним ведутся переговоры и подготовка документов к заключению сделок, сообщили изданию в компании.
Как ТАИФ обустраивал уютный уголок по соседству с имением Айрата Хайруллина
Корреспонденты «БИЗНЕС Online» отправились посмотреть базу отдыха воочию. От центра Казани до места можно добраться за час. После моста через Волгу дорога становится даже приятной: с двух сторон открываются поля в цветах, леса, холмы. В привычных всем картах базу «Казаньоргсинтеза» не найти: «2ГИС» не знает о ее существовании, поэтому на помощь приходит водительская логика и принцип «язык до Киева доведет». Проблем с подъездом к базе нет: дорога хоть и узкая, но асфальтированная. По обе ее стороны растут небольшие деревья и полевые цветы. Здесь тихая пасторальная местность: люди тянутся с пляжа, идут на дачи. По пути можно увидеть растительный питомник, огороженный железной сеткой. Рядом в строгом ряду цветут плодовые деревья. На базу никто не приглашает: табличек и указателей нет.
Дальше дорога становится совсем безлюдной, а когда до КПП остается 50 метров, можно увидеть Теньковское кладбище. И вот впереди — высокий бетонный забор. К слову, заборы на территории можно встретить разные: кирпичные перетекают в каменные, перемежаются бетонными, и наоборот. Возле пункта охраны корреспонденты «БИЗНЕС Online» увидели несколько человек. «Я уж думал, начальство приехало!» — полуиронично обронил единственный мужчина в форме охранника. Рассказывать что-то про охраняемый им объект отказался: «частная территория». Остальные взирали на корреспондентов газеты с легким намеком на интерес в духе «чего надо-то?». Из-за высоких заборов невозможно рассмотреть, что находиться внутри. Машин возле КПП не было — кажется, отдыхающих на базе сейчас нет.
Судя под данным публичной кадастровой карты, база отдыха «Лабышка» для КОСа построена в 2013 году. К ремонту зданий не раз привлекали постоянного строителя с орбиты ТАИФа. «Капитал-Строй» обновлял вертолетную площадку, сажались цветы, закупалась сантехника, монтировалось освещение, кабельная продукция. Компания, учрежденная Тимуром и Русланом Шигабутдиновыми через их фонд прямых инвестиций, сегодня оформлена на Руслана Халилова и Сергея Данилова. Судя по данным сайта госзакупок, в 2021-м компания завозила сюда щебень и песок (карьерный и речной), и глину. В комплекс входят два небольших искусственно созданных заливчика и пирс. А еще в конце участка ближе к лесу мы заметили подземную парковку — видимо, для водного транспорта. На участке также есть своя питьевая скважина, ее пробурили в 2018 году.
От базы отдыха можно попасть на пляж — туда ведет проселочная дорога. Пляж обрезан бетонным ограждением, которое выходит и за пределы земли, на воду: ничто не должно нарушать приватность гостей VIP-базы, хотя закон требует оставлять 20 метров общедоступными.
По соседству с объектом корреспонденты увидели трехэтажный белый «дворец». По словам местных жителей, территория использовалась «под хозяйство». На ней располагаются конюшни и сад с плодовыми деревьями. Кроме того, здесь есть собственный пирс с видом на Волгу. Рядом с домом находится огромный пруд, бассейн, а также свой спортивный корт. Одним словом — лепота! Согласно выписке из Росреестра, этот участок — в собственности ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал», которую основал безвременно ушедший мультимиллионер, деятельный аграрий и яркий политик Айрат Хайруллин. Сейчас владельцы — Адель, Гузель и Илшат Хайруллины.
«Даже если разделить территорию на участки, все равно выходит достаточно дорого»
Кто может быть потенциальным покупателем базы отдыха? Как уверяют в РАД, объекты индустрии гостеприимства в силу высокого спроса россиян на внутренний туризм сейчас пользуются спросом у инвесторов, а одно из самых популярных направлений — Волга.
«Современных качественных гостиниц, загородных клубов и пансионатов здесь не так много. Поэтому, учитывая характеристики лота, РАД полагает, что он обязательно заинтересует инвесторов. Реализация актива на электронной площадке РАД позволит привлечь к торгам максимально широкий круг участников и получить за лот рыночную стоимость», — рассказал Шакая.
Про популярность загородного отдыха говорит и исполнительный директор ассоциации отелей Казани и РТ Александра Юшутина. По ее словам, очень много людей сейчас ищут возможность выехать на выходные за пределы города и провести время на природе. «Я не знаю, как этим объектом будут дальше управлять, какая будет ценовая политика и для какого сегмента он будет — купят ли базу в целях ведения гостиничного бизнеса или это будет чей-то внутренний объект. Но если объект будут адаптировать под доступный загородный отдых, он бы пользовался популярностью. В республике хотелось бы больше объектов именно по доступной цене, для разной категории туристов», — считает Юшутина.
Как рассказали «БИЗНЕС Online» в дирекции по экотуризму РТ, правый берег Волги в целом пока слабо насыщен объектами загородного туризма по сравнению с Лаишевским, Зеленодольским или Тукаевским районами. «Здесь значительно меньше баз отдыха и фактически отсутствуют крупные загородные гостиничные комплексы с большим количеством номеров и развитой инфраструктурой. Добавим, что база находится в непосредственной близости к строящемуся мосту через Волгу и трассы М12. Если, как и планируется, трасса будет запущена в 2024 году, то объект получает огромное преимущество: время в пути из Казани существенно сократится. Учитывая, что основная аудитория будет именно из столицы республики, этот фактор имеет решающее значение», — считают в дирекции. К тому же правобережье Волги — одно из самых «видовых» мест республики, говорят здесь. С высокого берега реки открываются захватывающие виды, и вообще, это популярное место для рыбалки и прочих водных активностей.
Как объект инвестиций «Лабышки» вряд ли будут быстро окупаемым и высокодоходным видом бизнеса, уверена руководитель агентства недвижимости «Счастливый дом» Анастасия Гизатова. А потому инвестиционная привлекательность сомнительна. «Цена для такого традиционного вида бизнеса завышена, — говорит она. — Я думаю, этот объект будет интересен по более низкой цене аффилированной компании. Сказать, что по этой стоимости он заинтересует инвесторов, местных участников рынка — я думаю, это очень сомнительно и в такие перспективы не верю. Либо здесь будет стоять вопрос не экономической эффективности и доходности, а привязанности к месту. Так часто происходит, когда покупаются разрушенные усадьбы: там могут быть миллионные вложения, но за счет исторической среды покупатели готовы на это идти по велению души. Даже если разделить на участки это место, все равно выходит достаточно дорого и как загородная база это невыгодное вложение, если рассматривать как инвестиции, а не в качестве покупки для себя».
С тем, что цена крайне завышена для земель сельхозназначения согласен и гендиректор АН «РеАгентство» Юрий Чикиров. По его словам, цена будет падать в ходе торгов. То, что Сибур продает базу через электронный аукцион, эксперт считает логичным решением. «Так как это открытая компания, они пытаются в открытую продавать через торги на понижение, пытаясь хоть что-то выручить и снизить издержки, связанные с обслуживанием этого комплекса, так как доходов он сейчас скорее всего, не генерирует, а просто тянет затраты», — говорит Чикиров.
Интерес к покупке, добавляет он, возможно будет со стороны других регионов, например, со стороны сетей туристических баз, или тех, кто занимается санаторно-курортным направлением. «Сейчас модной стала тема детоксикации, может пойдет эта тематика, связанная с отдыхом и спа, — добавляет собеседник „БИЗНЕС Online“. — Сейчас многие обсуждают информацию о развитии Камско-Устьинского туристического кластера, и под эту тематику мы фиксируем увеличение числа заявок на покупку объектов гостинично-курортного направления».
Деревня Лабышки не входит в создаваемый туристско-рекреационный кластер «Камское Устье». Ближайшие конкуренты, которые уже работают по соседству — экоотель «The Камский», кемпинг «Середина Волги», представлено большое количество активностей и объектов показа (сырзавод «Камамбер», Камский виноградник, Юрьевская пещера с благоустроенной территорией вблизи, гора Лобач, пляж «Лето»). Также здесь можно найти несколько достойных баз отдыха, прежде всего рыболовных: например «Три берега». «Все эти объекты расположены дальше от Казани. Но их преимущество заключаются в том, что они компактно собраны на одной территории и позиционируются совместно как часть нового экокурорта республики», — добавили в дирекции по экотуризму.