Шведский агрохолдинг Black Earth Farming решил продать часть земель в России

Источник
Акционеры компании устали терпеть ее убытки.
Black Earth Farming (BEF) ведет переговоры о продаже существенной части активов и земель в России с группой АСБ и другими потенциальными покупателями «в ответ на определенные рыночные слухи». Решение о продаже не принято и не ясно, приведут ли переговоры к сделке, подчеркивает BEF.

BEF – крупный производитель сельскохозяйственной продукции в России, основные культуры – пшеница, ячмень, кукуруза, подсолнечник. Компания контролирует 256 000 га сельскохозяйственных земель, 227 000 га из них в собственности, согласно ее отчету за 2015 г. Больше всего земли у компании в Курской и Тамбовской областях – 82 900 и 85 419 га соответственно. Среди крупнейших держателей сельскохозяйственных земель в России в 2016 г. BEF на 16-м месте в рейтинге, составленном аналитиками BEFL.

Компанию «Агро-инвест» (BEF – ее материнская компания) основал предприниматель Михаил Орлов в начале 2000-х. В 2006 г. совладельцами BEF стали фонды Vostok Nafta и AB Kinnevik. По данным компании на 31 марта 2016 г., крупнейший акционер BEF – Investment AB Kinnevik с долей 24,62%, среди других совладельцев – Gomobile NU (12,33%), Alecta Pension Funds (9,68%) и проч.

В 2007 г. при IPO на Стокгольмской бирже инвесторы оценили BEF почти в $1 млрд, тогда она была убыточной. В 2012 г. она впервые в своей истории получила чистую прибыль по итогам года – $7,2 млн, а в 2013 и 2014 гг. снова работала в убыток. В 2015 г. BEF вновь получила прибыль $14,3 млн благодаря хорошему урожаю и снижению издержек, указала компания в отчете.

Убытки в течение долгих лет можно объяснить неэффективностью управления, считает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Ошибки управления стали причиной плохих финансовых показателей компании, согласен совладелец крупного российского агрохолдинга.

Акционеры BEF устали терпеть убытки компании и решили выйти из проекта, перспектив они не видят, рассказал «Ведомостям» человек, знакомый с ходом переговоров по продаже активов BEF. BEF управляла российскими активами из московского офиса, это очень сложно в России, так как невозможно контролировать производственный процесс, знает Злочевский.

Группа АСБ, с которой ведет переговоры BEF, основана в 1999 г. бизнесменом Юрием Хохловым. С 2000 г. группа активно наращивает сельхозактивы, сейчас у нее семь предприятий в Воронежской, Тамбовской, Пензенской и Волгоградской областях, в том числе два сахарных завода и маслоэкстракционный завод, сказано на сайте компании. Посевные площади АСБ – 291 000 га, отмечается там же. Среди крупнейших латифундистов в России АСБ занимает 12-е место в рейтинге BEFL.

Летом 2016 г. администрация Ульяновской области сообщала, что АСБ в 2016 г. приступает к созданию крупного агрохолдинга в регионе. На покупку земель и создание предприятий АСБ потратит более 24 млрд руб., отмечалось в сообщении, также планируется построить завод по переработке свеклы. Возможно, именно для этого АСБ и понадобились новые земли, рассуждает совладелец крупного агрохолдинга.

Землями BEF могут также интересоваться «Продимекс» Игоря Худокормова, «Авангард-агро» (принадлежит банкиру Кириллу Миновалову), «Мираторг» братьев Линников, «ЭкоНива-АПК» Штефана Дюрра, полагает чиновник одного из регионов, где BEF владеет землями. «Продимекс» даже не знал, что активы BEF продаются, сказал «Ведомостям» Худокормов. «Авангард-агро», по словам сотрудника ее пресс-службы, изучала предложение от BEF, но не договорилась о цене.

Сельское хозяйство в России стало привлекательным для инвесторов из-за девальвации, цены на землю находятся на пике и BEF сможет выгодно продать активы, рассуждает Худокормов. Цены варьируются от $50 до $500–600 за 1 га, отмечает Злочевский. Представители BEF, АСБ на запросы «Ведомостей» не ответили; связаться с Дюрром не удалось. Гендиректор BEF Ричард Уорбертон и представитель «Мираторга» от комментариев отказались. 
Персоны Компании
Семья Патрушевых накачивает активами семью Ткачевых
Агрокомплекс родственников сельскохозяйственного министра прирос элеваторами.
Близкая к семье министра сельского хозяйства Александра Ткачева компания продолжает расти
На этот раз одноименный агрокомплекс купил у РСХБ два элеватора.
Связанная с семьей министра Ткачева компания за год удвоила объем земель
Связанный с семьей министра сельского хозяйства Александра Ткачева «Агрокомплекс» за год увеличил земельный банк в два с лишним раза и занял шестое место в рейтинге крупнейших владельцев сельхозземель.
Группа «Бин» оказалась одним из крупнейших в России латифундистов
Ее владельцы контролируют «Росагро», управляющую не менее чем 400 000 га.
Царица полей: почему крупнейшие агрохолдинги России инвестируют в сою
«Такой больше в мире не осталось», ​— так примерно год назад похвалил российскую сою Владимир Путин. После этого было решено увеличить урожай сои к 2020 году втрое. РБК узнал, кто инвестирует в новый аграрный фетиш.
Засохшая империя
Почему потерпела крушение земледельческая компания Владимира Розинова.
Владимир Пронин: на коне
Отставной генерал поставляет лошадей для ФСО и чемпионов.
«Мираторг» получит от ВЭБа $425,8 млн на 15 лет на производство говядины
Эффективная ставка по кредиту может оказаться нулевой.
С молока на коноплю
Как сельхозпроизводители переживают кризис.
Белорусскому мясу вход запрещен
Россельхознадзор запретил ввоз почти всего мяса из Белоруссии, обнаружив в нем множество опасных бактерий и заболеваний. 
Основатель ГК «Черкизово» – РБК: «Они всерьез считают нас агрессорами!»
Основатель группы «Черкизово» Игорь Бабаев рассказал РБК о том, почему российскому агросектору нужно поблагодарить американского президента, чего крупнейшим игрокам не хватает во взаимоотношениях с российской властью и как ситуация на Украине напугала испанских партнеров «Черкизово», заставив отказаться от строительства завода по производству пиццы в России.
Наступление свиньей: как «Мираторг» завоевал российский продуктовый рынок
Компания братьев Линников превратилась в крупнейшего импортера мяса и производителя свинины в стране. Чем «Мираторгу» помогла рыночная и политическая конъюнктура?
Почему запрет на импортную еду не поможет отечественным производителям
Запрет на поставку импортных продуктов не поможет отечественным производителям, предупреждают эксперты и аграрии. Более того, некоторые российские компании от него уже пострадали.
Закрома Родины: как бизнесмены работают с Росрезервом
Росрезерв — это государство в государстве, надежно скрытое от посторонних глаз завесой тайны. Как бизнес извлекает пользу из сотрудничества с одной из самых закрытых структур?
Площадка для больших игр
Как не дать "распилить" 20 трлн руб.