Такое наказание назначил суд шурину бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова Виктору Батурину за попытку хищения акций «Интеко». Фигурант, не раз менявший позицию по делу, вину в итоге не признал. Его адвокаты связали дело с попыткой вывести их доверителя из процесса в Австрии.
Обвинительным приговором и сроком в шесть лет колонии общего режима закончился в Симоновском суде процесс по делу Виктора Батурина — шурина бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Он был осужден за попытку мошенническим путем завладеть акциями компании «Интеко». И хотя к моменту вынесения решения суда подсудимый уже отбыл больше половины срока и может претендовать на условно-досрочное освобождение, он заявил, что подавать такое ходатайство принципиально не будет и планирует обжаловать приговор.
Начало оглашения судебного акта, назначенное на два часа дня, началось с опозданием в два часа. Когда 67-летнего Виктора Батурина завели в зал, он лица от камер не прятал и всем улыбался. На вопрос о самочувствии сказал, что ощущает себя на «четыре с минусом».
«Каким бы ни был приговор, я сделал благородный поступок — подарил сестре целое состояние», — сказал подсудимый. А на вопрос о том, какой он ожидает получить срок, сказал, что «от нуля до семи с половиной лет».
В ходе процесса, который стартовал в августе 2022 года, его адвокаты Олег Звягинцев и Игорь Шабанов просили подсудимого оправдать, а прокурор — отправить фигуранта в колонию как раз на семь с половиной лет заключения.
Притязания на акции
Очередное дело Батурина было связано с его попытками получить рыночную стоимость 25% акций «Интеко». Согласно материалам дела, предприниматель подал два иска в Арбитражный суд Москвы — 4 и 18 октября 2011 года. Первый иск касался признания недействительной сделки по продаже его сестрой, президентом компании Inteco Management Елены Батуриной, 100% акций «Интеко» владельцу Бинбанка Микаилу Шишханову и «дочке» Сбербанка «Сбербанк инвестиции». Во втором иске Батурин просил перевести права покупателя на него как имеющего преимущественное право и владеющего 25% акций.
Следствие усмотрело в действиях Батурина покушение на мошенничество в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ) и два эпизода фальсификации доказательств по гражданскому делу (ч. 1 ст. 303 УК РФ). Потерпевшей по делу признана его сестра Елена Батурина, которая на процесс ни разу не приехала.
Именно она инициировала возбуждение дела в 2017 году. Четыре года Батурин проходил по нему как свидетель, но летом 2021 года перешел в разряд обвиняемых, а 2 июля 2021 года Басманный суд Москвы его арестовал.
Переменчивый подсудимый
Позиция по делу Батурина по делу неоднократно менялась — вначале он свою вину отрицал, потом согласился с обвинением (защита связывала это с переводом в СИЗО «Кремлевский централ» и помещением в одиночную камеру, лишением свиданий и передачек). В начале процесса подсудимый признал вину, а под конец вновь заявил о невиновности.
На вопрос Business FM, с чем связано его столь частое изменение позиции, Батурин 14 ноября ответил туманно: «Согласно нашему закону обвиняемый может избрать любой способ защиты». Все свои вопросы по делу он предложил адресовать своим адвокатам, те предпочли не отвечать на вопрос.
Ранее Батурин заявлял, что по эпизодам 2011 года давно истек срок давности. Однако следствие так не считало, ссылаясь на то, что преступление было продолжено в 2018 году, когда финансовый управляющий, который вел дело о банкротстве Батурина, от его имени подал в арбитражный суд иск о пересмотре дела о продаже акций «Интеко» по вновь открывшимся обстоятельствам.
Адвокаты подсудимого с самого начала утверждали, что камнем раздора между братом и сестрой легло приложение к мировому соглашению с Еленой Батуриной, по которому та должна выплатить брату рыночную компенсацию за проданные ею акции «Интеко».
Суд в Австрии
Арест Батурина защитники связывают с желанием вывести его из процесса в австрийском суде, где уже несколько лет слушается иск к Елене Батуриной о клевете. В его рамках Батурин предъявил оригинал приложения к мировому соглашению от 2008 года с Еленой Батуриной по акциям «Интеко», где говорилось, что он продолжает оставаться владельцем 25% акций компании. Ответчица в свою очередь предоставила свой вариант документа, в котором ее брат вообще не упоминался как владелец акций, рассказали Business FM защитники подсудимого. По словам адвокатов Батурина, почерковедческая и техническая экспертиза подтвердила подлинность подписей на приложении, предоставленном Виктором Батуриным, а также показала, что целостность документа не была нарушена, то есть он не расшивался.
«Это не единственное доказательство, в частности, адвокаты Батурина представили суду оригинальные выписки из его лицевого счета как акционера «Интеко» за 2002-2006 годы, подписанные Еленой Батуриной как президентом компании, а также выписки из журнала операций с акциями за ее подписью. Они подтверждали, что акции «Интеко» принадлежали ее брату, вопреки ее словам о том, что тот в 2002 году ей акции якобы подарил», — прокомментировал данное дело адвокат Батурина Игорь Шабанов.
По его словам, Елена Батурина утверждает, что брат передал ей акции еще в 2002 году по устному договору дарения, что, на взгляд адвоката, невозможно. «Она не представила ни одного подлинного документа, подтверждающего ее позицию в австрийском суде, за исключением вышеназванного приложения, по которому экспертиза показала, что подпись Батурина ему не принадлежит, а сам документ расшивался. Чтобы брат не приехал в Австрию для участия в этом суде, который она проигрывает (в настоящее время процесс отложен на 1 февраля 2024 года из-за невозможности явки истца. — Business FM), она добилась возбуждения дела в России и его ареста в России», — заявил Игорь Шабанов.
Приехавший в суд и представлявший интересы Елены Батуриной в суде адвокат Дмитрий Калиниченко заявил Business FM, что не дает никаких комментариев.
Наказание
Для того чтобы огласить вводную и резолютивную части приговора, судье Елене Туманиной потребовались считанные минуты. По двум эпизодам «фальсификации доказательств по гражданскому делу» она назначила Батурину небольшие штрафы, от уплаты которых сразу освободила за истечением срока давности. За покушение же на мошенничество она отправила 67-летнего подсудимого в колонию на шесть лет, назначив также штраф в 500 тысяч рублей.
С учетом времени, которое подсудимый провел в СИЗО, где один день приравнивается к полутора дням в колонии общего режима, он отбыл в настоящее время уже 3,5 года — то есть более половины назначенного ему наказания — и уже может претендовать на УДО.
Однако ходатайство об условно-досрочном освобождении, как заявил Батурин, он подавать не будет принципиально, так как «свобода не может быть условной». На вопрос Business FM о том, будет ли он обжаловать приговор, осужденный ответил утвердительно.
Виктор Батурин ранее был дважды судим в России. Первый приговор ему в 2011 году вынес Пресненский суд Москвы, назначив три года лишения свободы условно за
двойную перепродажу помещения в центре Москвы. В 2013 году Никулинский суд Москвы приговорил его за попытку обналичить подложные векселя «Интеко» стоимостью более 5 млрд рублей. Он вышел на свободу в январе 2016 года. Тогда Верховный суд Калмыкии заменил ему неотбытую часть срока штрафом.