5 мая сотрудникам российского офиса Shell сообщили, что компания нашла покупателя на свой автозаправочный бизнес, рассказал Forbes источник в англо-голландской компании. Cделка еще не подписана, стороны находятся в процессе переговоров, уточнил собеседник Forbes. По его словам, Shell продает все заправки вместе с персоналом с условием, что сотрудникам будут платить текущие зарплаты до конца года. О том, что Shell объявил российским сотрудникам о продаже сети АЗС, слышал и участник топливного рынка. Покупателя сотрудникам Shell не назвали, отмечают собеседники Forbes.
Представитель Shell подтвердил Forbes, что компания ведет переговоры с «независимыми заинтересованными сторонами». Он заверил, что процесс идет в полном соответствии с санкциями, законами и правилами стран, в которых работает Shell. И подчеркнул, что приоритетом для Shell является безопасность и благополучие сотрудников.
В России у Shell более 370 АЗС в 28 городах. Часть из них принадлежит самой компании, некоторые работают под брендом Shell по франшизе. Топ-менеджер крупной нефтяной компании со своей сетью АЗС характеризует нынешнее состояние автозаправочного бизнеса как «непростое» — внутренний спрос стагнирует, производство нефтепродуктов падает, а сам по себе бизнес низкомаржинален. Крупным игрокам он может быть интересен, только если на него будет «очень привлекательная цена», считает источник Forbes на топливном рынке.
Такая картина была справедлива до недавнего времени, сейчас все иначе, возражает другой участник топливного рынка. Из-за экономического кризиса биржевые цены на бензин рухнули с прошлогодних 60 000 рублей за тонну до 35 000, в результате маржа бизнеса АЗС достигает 30%, говорит собеседник Forbes. По его сведениям, к бизнесу Shell присматривалось несколько игроков, в том числе «ЛУКОЙЛ». «ЛУКОЙЛ» — наиболее вероятный покупатель, считают в российском офисе Shell, говорит его сотрудник. Пресс-служба «ЛУКОЙЛа» не смогла оперативно ответить на запрос. Совладелец «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун не ответил на звонок и сообщение в мессенджере.
Нюанс в том, что в нагрузку к АЗС Shell хочет передать и свой завод по производству смазочных материалов вместе с долгами, отмечает один из собеседников Forbes. Кредиты ООО «Шелл нефть», на балансе которого находятся АЗС и завод, составляют 9 млрд рублей, следует из бухотчетности компании за 2021 год.
О планах по выходу из сети АЗС и производств авиационного топлива и смазочных материалов в России Shell сообщила 8 марта. Правда, тогда речь шла о закрытии этих бизнесов, а не о продаже. На фоне «спецоперации»* России на Украине Shell заявила о сворачивании и других российских проектов. В частности, англо-голландская компания заявила, что выйдет из совместных предприятий с «Газпромом» — трубопровода «Северный поток — 2», завода по производству СПГ «Сахалин-2», добычных Salym Petroleum Development и «Гыдан энерджи». А также откажется от закупок российской нефти на спотовом рынке.
На вопрос Forbes о текущих планах Shell в отношении остального бизнеса в России представитель нефтегазовой компании ответил, что 5 мая во время конференц-колла, посвященного квартальным результатам, «генеральный директор подтвердил «хороший прогресс» в этом. Эти решения принесут Shell $4,2 млрд расходов, сообщила компания 5 мая в отчете за первый квартал 2022 года.
От российских активов собираются избавиться и другие нефтяные мейджоры. В частности, о таких планах заявляли ExxonMobil, BP и Equinor.