Щедрый миллиардер: как заработать $2,9 млрд в Египте

Источник
1 сентября активный пользователь Twitter, египетский бизнесмен Нагиб Савирис предложил купить остров для помощи беженцам, бегущим в Европу. Его состояние позволяет это сделать — смелые инвестиции принесли ему $2,9 млрд.
В начале сентября египтянин Нагиб Савирис в своем Twitter предложил купить остров у Италии или Греции для помощи мигрантам. Три дня спустя в интервью агентству AFP он развил свою мысль: «У вас десятки покинутых, бесхозных островов, которые могут приютить сотни тысяч нуждающихся». Савирис объявил о готовности помочь с временным жильем. В дальнейшем, по его замыслу, беженцы должны будут сами построить себе инфраструктуру, а затем, может быть, объявить себя независимым государством.

По различным оценкам, стоимость греческих или итальянских островов доходит до $100 млн. Савирис вполне может позволить себе такие траты — по сведениям Forbes на 10 сентября, его состояние оценивалось в $2,9 млрд. Большая часть этих средств была заработана в телекоммуникационном секторе. Сейчас Нагиб владеет компанией Orascom Telecom Media and Technology (OTMT), объединяющей телеком-активы и кабельные сети в нескольких развивающихся странах, включая родной бизнесмену Египет.

Вскоре после публикации твита про покупку острова для беженцев социальная сеть взорвалась постами в поддержку Савириса.

План с островом для беженцев — обычный modus operandi Савириса. Он привык объединять в своих проектах амбициозные идеи — покупку острова, например, — с прагматичными соображениями. Миллиардер готов выделить средства на первоначальный этап, но в дальнейшем беженцы должны обеспечивать себя своими силами. Вся карьера Савириса была построена на рискованных вложениях, за каждым из которых был точный расчет.

Египтянин в меньшинстве

Нагиб Савирис родился 17 июня 1954 года в зажиточной коптской египетской семье. Копты — христиане и составляют меньшинство в исламском населении страны. Копты обычно очень набожные. Эта черта передалась и Нагибу — старшему из трех сыновей. Отцом будущего миллиардера был бизнесмен Онси Савирис, которому принадлежал строительный бизнес. В 1961 году он был национализирован правительством президента Египта Гамаля Абделя Насера. Пять лет спустя семья переехала в Ливию и вернулась на родину лишь после переориентации Египта на капиталистический путь развития. Семья Савирисов стала вести дела в Египте с 1976 года, а основой будущей империи Orascom стал девелопмент.

Как вспоминал сам бизнесмен, основными вложениями его отца был не бизнес, а его сыновья: Нагиб, Сами и Насеф. Все они получили отличное образование на Западе. Например, старший закончил Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе. До этого Нагиб изучал немецкий в протестантской школе в Каире.

В возрасте 19 лет Нагиб получил доверенность отца на все его состояние, но так и не воспользовался этой возможностью. В 1979 году он вышел на работу в Orascom. «К этому времени я уже заработал сам четверть миллиона. Я приходил запускать совершенно новые проекты», — вспоминал он позже в интервью для Cairo West Magazine.

Состояние Нагиба Савириса в цифрах

577-е место занимает Нагиб Савирис в списке самых богатых людей мира, по версии Forbes

3-е место принадлежит ему в списке самых состоятельных египтян. Савирис уступает лишь своему младшему брату Насефу с состоянием $6,3 млрд и Мохаммеду Мансуру — владельцу конгломерата Mansour Group c состоянием $4 млрд

$6,5 млрд получил Нагиб Савирис, продав свои телекоммуникационные активы VimpelCom. Лишь $1,8 млрд из этой суммы были выплачены наличными средствами

$1,2 млрд принесла, по оценкам СМИ, Савирису продажа активов в Ираке

$28 млн составила чистая прибыль Orascom Telecom Media and Technology Holding за второй квартал 2015 года

Источник: Forbes, Orascom Telecom Media and Technology Holding

Цифровая экспансия Orascom

Запуска по-настоящему новых проектов Нагибу пришлось ждать более десяти лет. Только в середине 1990-х годов он смог отойти от строительства и заняться новым для того времени сектором цифровой связи, в том числе сотовой. В 1997 году в рамках конгломерата Orascom создается Telecom Holding. Он объединил телекоммуникационные активы компании. Как отмечала газета «Ведомости», к 1998 году Orascom Telecom Holding стала единственной египетской компанией, объединившей все три вида связи — радиовещание, фиксированную телефонную связь и спутниковую VSAT.

Западные и египетские СМИ спекулировали, что своими успехами в телеком-секторе Египта холдинг Orascom был обязан хорошим отношениям Нагиба с правившим тогда режимом президента Хосни Мубарака. Бизнесмен якобы поддерживал хорошие отношения с сыном Мубарака Гамалем. Последнего считали вероятным преемником на посту главы государства. При этом публично в 2000-х годах Нагиб был крайне осторожен в политических действиях.

В 2007–2008-х годах бизнесмен добился максимальных успехов, поднявшись в мировом рейтинге Forbes на 60-е место с состоянием в $12,7 млрд. Тогда же Савирис начинает вкладывать в СМИ, став инвестором ежедневной египетской газеты Al-Masry al-Youm и запуская спутниковые телеканалы OTV и OnTV. Позже они будут активно освещать события «арабской весны».

В 2000-х успех Orascom был связан с распространением мобильной связи в Алжире и Ираке. В 2001 году холдинг потратил $700 млн на покупку лицензии на оказание услуг мобильной связи в Алжире. Так появился оператор Orascom Telecom Algeria, который более известен под именем Djezzy. В 2003 году Савирис выкупил за $1,2 млрд одну из трех лицензий на оказание услуг сотовой связи, а четыре года спустя продал ее вдвое дороже.

В 2010-х годах Савирис обменял большинство своих телекоммуникационных активов на долю в VimpelCom — владельце торговой марки «Билайн», выходившем на международный уровень. Египетский предприниматель получил около 30% голосующих акций и $1,8 млрд наличными. По сей день покупка активов Савириса является крупнейшей сделкой в истории российских инвестиций за рубежом.

Вхождение египтянина в капитал VimpelCom только усложнило конфликт двух крупнейших акционеров оператора — Telenor и «Альфа-Групп». В результате миллиардеру пришлось постепенно продать двум противникам свои акции VimpelCom. К 2012 году он заработал свыше $4 млрд на продаже своих долей. Риск быть втянутым в конфликт оказался для прагматичного миллиардера слишком велик.

Как отмечала газета «Ведомости», бывший в 2003–2009 годах главой «Вымпелкома», а затем международной VimpelСom Александр Изосимов называл Савириса менеджером, вовлеченным в управление бизнесом. В личном общении он охарактеризовал его как человека «открытого и дружелюбного».

Инвестор в Северную Корею

В 2008 году Orascom запустила в Северной Корее первого в этой закрытой стране оператора сотовой связи 3G и интернета Koryolink. К сентябрю 2014 года количество его подписчиков составило 2,4 млн человек. Компания на 75% принадлежит Orascom, а оставшимися долями владеет государственная корейская корпорация Korea Post & Telecoms Corporation. Финансовые показатели предприятия не разглашаются, но в конце сентября 2013 года отчет Deloitte показал, что активы Koryolink достигали $512 млн.

Революционная тревога

Савирис — в отличие от своих младших братьев и отца — никогда не стеснялся внимания местной и международной прессы. Он был завсегдатаем каирской клубной жизни, по собственному признанию, отправляясь развлекаться в город три-четыре раза в неделю. Однако по-настоящему его жизнь изменилась после начала революции. Так сами египтяне называют массовые акции протеста на площади Тахрир, начавшиеся в 2011 году и приведшие затем к свержению режима Мубарака. Савирис вошел в «Совет старейшин», пытавшийся организовать передачу власти от действующего президента к революционерам. Сотрудники спутниковых телеканалов миллиардера на начальных этапах приносили демонстрантам воду, пищу, одеяла, а также регулярно транслировали события «арабской весны».

В отличие от других египетских бизнесменов, пострадавших при правлении исламистского движения «Братья-мусульмане», которое ненадолго пришло к власти после свержения Мубарака, семье Савириса удалось сохранить большинство своих активов. Онси и Насефу на непродолжительное время пришлось покинуть Египет. В конце концов налоговые претензии правительства президента-исламиста Мохаммеда Мурси к компаниям семьи были урегулированы — Савирисы заплатили $1,02 млрд.

Богобоязненный египтянин

Несмотря на снятие налоговых претензий, отношения Савириса и исламистов были обречены с самого начала. Еще в 2007 году он публично раскритиковал ношение никаба — части одежды, которая скрывает лицо женщины. «Я чувствую себя иностранцем в собственной стране», — заявил он тогда. Исламское духовенство раскритиковало риторику бизнесмена, но он продолжал выступать с резкими антиисламскими выступлениями.

В 2011 году египтянин разместил в своем аккаунте в Twitter картинку с Микки-Маусом и его спутницей Минни. Микки был с бородой, а у Минни было покрывало, как того предписывает исламский этикет. Мыши в исламе считаются нечистыми животными. Муфтии призвали к бойкоту компаний, входящих в Orascom, а волна общественного возмущения была настолько сильной, что Савирису пришлось принести извинения.

Бизнесмен не скрывает, что верит в Бога. В одном из интервью он признал, что для поездки в Ирак, которые он совершает регулярно, требуется «сильная вера». Эта вера придает ему храбрости. Например, он лично вел переговоры с похитителями своих сотрудников в Ираке и всегда выплачивал выкуп. По его мнению, это лучший — наиболее безопасный и прагматичный — способ спасения.

Осторожный сторонник ас-Сиси

Сейчас Савирис руководит Orascom Telecom Media and Technology, вобравшей активы, которые не вошли в периметр сделки с VimpelCom. Он неоднократно выступал с инициативами инвестирования в Египет значительных средств. В частности, в марте этого года он заявил о готовности вложить в экономику страны до $500 млн.

Впрочем, пока на активные действия он не решается. Виной тому — чрезмерное государственное регулирование, в том числе на финансовом рынке. В мае этого года Савирис посвятил этой теме колонку в англоязычном издании Daily News Egypt. Раскритиковав в ней правительство Египта, он умолчал о президенте Египта — Абдуле Фаттахе ас-Сиси.

С самого момента его прихода к власти Савирис выражал поддержку ас-Сиси, надеясь, что его правление стабилизирует Египет и привлечет международных инвесторов. Эта поддержка была тем более ценна, что самого Савириса многие египетские либералы и противники «Братьев-мусульман» видели новым главой государства. Правда, партии, которые он поддерживал, никогда не набирали значительного количества голосов, что свидетельствует об отсутствии в Египте широкого спроса на светский, либеральный, рыночный режим.

Верный своему желанию инвестировать в «новое», весной этого года он объявил об инвестициях в строительство солнечной электростанции в Египте. Ее мощность составит 50 МВт. Савирис, скорее всего, еще удивит своих противников. Этот приятный в общении человек, любящий риск, не забывает быстро свои обиды. «Я выходец с юга. На юге если ты убил члена моей семьи, то я убью десять твоих родственников. Все основано на мести», — говорил он в интервью Reuters в 2015 году.
Персоны Компании
Между двух стульев
Роман Абрамович отдаляется от России, но не может с ней расстаться.
Деньги вылетели в трубку
Журналистское расследование стало причиной возбуждения в четырех странах уголовных дел, в которых фигурируют российские компании.
Водка в помощь: как Рустам Тарико спасает банк «Русский стандарт»
Владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико во второй раз за год докапитализирует банк акциями своей водочной компании. РБК разбирался, поможет ли эта операция банку.
Маленький, но опасный олигарх из бумаги
Как Шалве Бреусу удалось отбиться от одиозного олигарха Олега Дерипаски.
Узбекское дело: почему МТС и VimpelСom обвиняют в многомиллионных откатах
Ради того чтобы делать бизнес в Узбекистане, МТС и VimpelСom могли откатить местным властям сотни миллионов долларов — американские следователи насчитали подозрительных сделок более чем на $0,5 млрд.
В Киеве хотят национализировать лотерейный бизнес россиян
Украинский рынок лотерей в скором времени может полностью перейти под государственный контроль.
Счет за экспансию
США конфискуют $300 млн по коррупционному делу с участием МТС и Vimpelcom.
Алексей Кудрин объяснил в интервью РБК, зачем нужны досрочные выборы
Алексей Кудрин взбудоражил Петербургский экономический форум предложением передвинуть президентские выборы вслед за парламентскими. Для чего это нужно, глава комитета гражданских инициатив объяснил в интервью РБК.
Бизнесмены, покинувшие Россию
"Компания" вспомнила наиболее известных предпринимателей, уехавшие за рубеж за последние пять лет.
Дмитрий Зимин прекращает финансирование фонда «Династия»
Некоммерческая организация вряд ли сможет продолжить существование.
ВЭБ инициировал иск к Потанину почти на $68 млн
Инициатором иска к Владимиру Потанину и подконтрольной ему компании оказался ВЭБ. Банк намерен взыскать долг почти в $70 млн с бывших владельцев ОАО «Росхлебопродукт», который принадлежал Потанину через холдинг «Агрос»
Олег и Александр Малисы: мобильное братство
Кто сегодня контролирует отечественный сотовый ритейл.
Фонд Дмитрия Зимина «Династия» могут объявить иностранным агентом
Это может резко осложнить его благотворительную работу с бюджетными организациями.
В случае продажи «СТС Медиа» менеджмент получит «парашюты» на $10 млн
Совет директоров «СТС Медиа» защитил интересы топ-менеджмента на случай возможной смены собственников. Если холдинг будет продан или реструктурирован, его руководство получит $10 млн компенсации.
Экс-депутат и бывший владелец ДЭМЗа позвал «Мечел» в суд
Вадим Варшавский просит суд заставить группу «Мечел» передать ему кипрскую компанию Daveze Ltd, которой принадлежит Донецкий электрометаллургический завод.
Лондон обязал Фридмана продать активы в Северном море
У LetterOne есть до шести месяцев на то, чтобы сменить собственников активов.
Родина зовет: как миллиардеры отреагировали на призыв к деофшоризации
Предприниматели не спешат раскрывать зарубежные активы. Некоторые, например, Михаил Фридман, ради сохранения бизнеса готовы стать налоговыми резидентами других стран.
Миллиардеры и кризис: как изменился список Forbes за год
Совокупное состояние 200 богатейших предпринимателей России сократилось на $73 млрд, а число долларовых миллиардеров снизилось до 88 со 111.