ФСБ завершила расследование уголовного дела в отношении лидера хакерской группы "Шалтай-Болтай" Владимира Аникеева. В окончательной редакции ему предъявлено обвинение по шести эпизодам неправомерного доступа к компьютерной информации. Следствие считает его причастным к взлому аккаунтов и электронных почт шести человек, в том числе помощника президента России Андрея Белоусова, а также заместителя начальника управления по внутренней политике администрации президента РФ Тимура Прокопенко и пресс-секретаря премьер-министра России Натальи Тимаковой.
Около месяца назад Владимир Аникеев, который вместе с подельниками занимался взломом аккаунтов и электронной почты известных людей, заключил досудебное соглашение о сотрудничестве с Генпрокуратурой. Вчера его уголовное дело, как того требует закон, было выделено в отдельное производство. В этот же день следователь ФСБ Сергей Агузаров, известный тем, что расследовал дело пытавшейся примкнуть к запрещенной в РФ террористической организации "Исламское государство" студентки Александры Ивановой (Варвара Караулова, осуждена на четыре с половиной года), предъявил ему обвинение в окончательной редакции по ч. 3 ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, причинивший крупный ущерб и совершенный организованной группой по предварительному сговору либо лицом с использованием своего служебного положения).
К вмененному ранее эпизоду — взлому электронного почтового ящика бывшего начальника дирекции по управлению проектами в сфере ЖКХ ПАО "Сбербанк России" и вице-президента департамента развития бизнеса АО "Универсальная электронная карта" Евгения Кислякова — добавились еще пять. Пострадавшими от действий хакерской группы "Шалтай-Болтай" и господина Аникеева, в частности, следствие считает тележурналиста Дмитрия Киселева, помощницу экс-сенатора Магомеда Магомедова Елену Морозову, помощника президента России Андрея Белоусова, а также заместителя начальника управления по внутренней политике администрации президента России Тимура Прокопенко и пресс-секретаря премьер-министра России Наталью Тимакову. По версии следственного управления ФСБ, преступления совершались с декабря 2013 по ноябрь 2016 года, когда, собственно, и были задержаны хакеры. Сначала участники группы — а в нее помимо Аникеева входили также признавший свою вину Константин Тепляков, отвергающий причастность к взломам Александр Филинов и пока не установленные следствием лица — якобы никаких коммерческих целей не преследовали.
По словам адвоката Руслана Коблева, защищающего господина Аникеева, общественно значимую информацию участники группы без выдвижения каких-либо условий просто публиковали на своем интернет-сайте. Однако впоследствии участники "Шалтая-Болтая" решили на этом зарабатывать. Добытые сведения они выставляли за биткоины на бирже информации, которая брала себе, как правило, 20% от суммы сделки. Оставшаяся часть обналичивалась и перечислялась на указанные участниками "Шалтая-Болтая" реквизиты. По словам адвоката Коблева, в выделенном деле его клиента нет данных о том, сколько таким образом хакеры заработали денег. "Гражданских исков к моему подзащитному никто из потерпевших не заявлял",— отметил в разговоре с "Ъ" господин Коблев. При этом защитник не исключил, что материальные претензии к обвиняемым могут возникнуть в ходе рассмотрения основного дела.
Сам же Владимир Аникеев тем временем через своего защитника заявил, что "искренне раскаивается в содеянном, просит прощения у пострадавших и после освобождения надеется найти способ загладить причиненный им вред".
Отметим также, что следствие отказалось признавать потерпевшими Наталью Тимакову и Тимура Прокопенко. Первая заявила СМИ, что сама отказалась признавать себя потерпевшей. Судя по всему, взлом электронной переписки никакого материального вреда пресс-секретарю премьер-министра не причинил, а моральный вред она сочла несущественным.
В ближайший понедельник Владимир Аникеев и его адвокат начнут знакомиться с материалами уголовного дела.