За Родину, за Центробанк!

Источник
Как глава ВТБ Андрей Костин и другие банкиры-тяжеловесы заступились за ЦБ РФ.
В российском банковском сообществе произошел громкий скандал. Неожиданным его назвать сложно, чувствовалось, что склока назревает. Сначала Альфа-Банк приостановил свое членство в Ассоциации российских банков. «Альфе» не понравился доклад этой организации, где было немало нелестных слов в адрес ЦБ. Затем взял слово президент ВТБ Андрей Костин, которому тоже не понравились упреки в адрес регулятора. Крупные банки и их руководителей можно понять: они всегда готовы защитить Центробанк, который, в свою очередь, защищает их.

У банков накипело

В марте в Москве прошел ежегодный съезд Ассоциации российских банков (АРБ), куда входят крупные кредитные организации страны. Накануне съезда вспыхнул скандал. Альфа-Банк приостановил свое членство в этой ассоциации. Поводом стал доклад АРБ, где АРБ прошлась по правительству и финансовому регулятору. «Альфе» не понравилась ни суть доклада, ни отдельные выражения, в нем употребленные. Они действительно довольно крепкие для финансового мира: «фаворитизм, военные операции, цинизм». Так ассоциация охарактеризовала политику ЦБ в области надзора. Пройдемся по пунктам.

Цинизм. Банкиры назвали циничным то, что регулятор отсекает некоторые банки от государственных средств. По версии сообщества, логика такая: одним можно воспользоваться госпомощью, что они и делают, а другим почему-то нельзя.

Фаворитизм. А за этим словом скрывается то, что крупным банкам власти помогают, а средним и мелким почему-то нет. Кроме того, администрациям регионов якобы рекомендуют работать только с ограниченным кругом кредитных организаций, что тоже является фаворитизмом.

Ну а «военные операции» и вовсе не нуждаются в комментариях. Глобальную зачистку банковской системы, которую последние годы проводит ЦБ иначе и назвать трудно. На критику банкиров ответила Эльвира Набиуллина . Глава ЦБ напомнила, что руководители ряда банков некогда входили в совет АРБ. А потом приводили свои организации к отзыву лицензии. И в лучшем случае это было следствием того, что банкиры не были одаренными. Вероятно, таким образом Эльвира Сахипзадовна намекнула, что в худшем случае эти банкиры просто мошенники. Набиуллина также заявила, что приоритет ЦБ – это очищение банковского сектора от недобросовестных и криминальных игроков. И если у таких банков не отбирать лицензии, то они будут и дальше подделывать отчетности. Собственно, иных слов от главы Центробанка и нельзя было ожидать. Не могла же она сказать нечто вроде: «да, у нас есть свои любимчики и фавориты, которых мы покрываем и которым мы помогаем, а у тех, кого мы не любим, мы отзываем лицензии». Зато как обычно ярко выступил глава ВТБ Андрей Костин.

Что у банкиров на уме, то у Костина на языке

Его заявление стоит процитировать: «Было гениальное произведение о взаимоотношениях микрофинансовой организации и заемщика — бессмертное произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Но мы все-таки не в Союзе писателей, поэтому, излагая какие-то вещи, надо избегать очень ярких, но неуместных цитат, которыми изобилует доклад: о начале новой мировой войны, иезуитских подходах и так далее».

Этими словами банкир, по всей видимости, хотел сказать, что уровень дискуссии между регулятором и банками должен быть выше. Но сам, возможно, того не желая, фактически назвал главный аргумент в этих взаимоотношениях: топор. И этим орудием рубить может только ЦБ.

А затем Андрей Леонидович принялся защищать родного регулятора. Сказал, что доклад АРБ разъединяет российские банки. Заявил, что у ЦБ нет фаворитизма, и ко всем кредитным организациям он применяет ровный подход. Зачитал кусок из доклада АРБ, где речь идет о том, что Банк России принимает решения кулуарно, по подсказке узких лиц, которые руководствуются собственными имущественными интересами и имеют доступ в определенные кабинеты. А прочитав, спросил у главы АРБ Гарегина Тосуняна: «Это вы кого, это вы меня, Гарегин Ашотович, имели в виду?».

Кого Тосунян имел в виду, разумеется, останется тайной. Но почему же госбанкира так задели за живое эти фразы?

Согласитесь, реакция Андрея Костина довольно странная. Нет, конечно, не стоило от него ждать высказывания вроде «да, мы любимчики и фавориты ЦБ, и по нашей просьбе регулятор может принимать решения в нашу пользу». Но когда банкир сам перешел в наступление, можно предположить, что он действительно принял на свой счет фразы о фаворитизме, кулуарах и личных финансовых интересах. А если это так, то следующее предположение будет состоять в том, что вышеперечисленные негативные явления могут иметь некое реальное основание. Мы, разумеется, даже намекать не собираемся на это, просто предполагаем, как мог бы оценить фразу Костина психолог. Особенно, зная о возможностях могущественного банкира. Что же касается фактов, то их нет.

Свои среди своих

Нельзя же назвать сговором то, что бенефициары банковской зачистки, в результате которой сотни банков лишились лицензий – все самые крупные кредитные организации, у которых большой розничный бизнес. В первую очередь государственные – Сбербанк и ВТБ. Когда банки стали лопаться один за другим, вкладчики понесли свои денежки в крупные и надежные финансовые корпорации. Это закономерный процесс. Да, ЦБ расчистил для них поляну. Но регулятор ведь хотел оздоровить систему, а не монополизировать ее.

Предполагать, что Банк России закрывает глаза на нарушения крупных банков – это тоже досужие разговоры. Конечно, можно вспомнить несколько неоднозначных историй. Как, например, неожиданный рост акций ВТБ в 2014-2015 годах. А потом на пике котировок свой пакет в госбанке продал Сулейман Керимов. Но ведь регулятор не увидел признаков манипулирования бумагами ВТБ. Какие могут тогда могут быть вопросы? Кстати, чуть позже госбанк выдал кредит сыну Керимова Саиду в 5 с половиной миллиардов долларов. Банк оценил риски и дал огромные деньги 20-летнему студенту. Почему бы и нет.

Ну а что же касается раскола в банковском сообществе, то тут есть одно выпирающее обстоятельство, на которое действительно стоит обратить внимание. В Ассоциацию российских банков входят самые видные кредитные организации страны. И в их стане теперь согласья нет. Сравнение с рыбой, у которой что-то не так с головой, прямо напрашивается.
Персоны Компании
Реклама FIFA не вписалась в протокол
Оператор наружной рекламы Russ Outdoor, оформляющий Петербург к Кубку конфедераций, рискует получить штраф в десятки миллионов рублей. 
Преднамеренному банкротству предложили амнистию
Гособвинение попросило освободить от наказания экс-гендиректора Балтийского завода.
Жадность Германа сгубила
Как глава Сбербанка Герман Греф хотел взять комиссию за использование банкоматов и как у него ничего не вышло.
Трубный бизнес семьи Сафиных пошел по рукам
Николай Егоров получил контрольный пакет Загорского трубного завода за помощь в обеспечении финансирования от Сбербанка
ЦБ РФ изъял здание у АСВ в Москве
Агентство по страхованию вкладов передает Центробанку новый бизнес-центр на Воробьевых горах, стоимостью в 6 миллиардов рублей. ЦБ забирает это здание за долги по кредитам, которые регулятор последние годы щедро выдавал АСВ на выплаты вкладчикам лопнувших банков и санацию. Зачем одна госструктура таким странным образом рассчитывается с другой госорганизацией, непонятно.
Марианна Максимовская нашла работу в Сбербанке
Тележурналистка выходит на должность, которую ранее занимала Светлана Миронюк.
Роснефть отказалась от покупки Связь-банка и "Глобэкса"
Управляющая компания "Регионы", связанная с Роснефтью, так и не подала заявки на приобретение банков, которые выставил на продажу ВЭБ.
Илья Щербович продал крупный пакет привилегированных акций «Транснефти»
Сделка объемом в 3 млрд долларов состоялась на Московской бирже и была проведена в интересах структур, связанных с "Транснефтью".
Александр Мамут купил «Синема Парк»
Бизнесмен готовит объединение крупнейших киносетей.
Подмосковные власти пытаются забрать лесные участки у крупных компаний
Мособлкомлес подал иски к Сбербанку, структурам «Ростеха», «Самолет девелопмента» и «Роснефти».
Сбербанк вывел с Украины один капитал
Дочернюю структуру российского госбанка оценили недорого.
Внешэкономбанк намерен монетизироваться
После череды коррупционных скандалов Внешэкономбанк попытался увеличить свои полномочия, однако ЦБ РФ выступил против.
Олег Дерипаска нацелился на кредит ВТБ "Русгидро"
Олигарх планирует снова попилить государственные миллиарды на строительство бесполезного Тайшетского алюминиевого завода.
«Русгидро» сэкономит на погашении долгов
Компания договорилась с банками об отмене комиссии за досрочное погашение кредитов.
Вокруг "Газпрома" сгущаются трубы
ЗТЗ получил статус поставщика монополии и нового совладельца.
Альфа-банк приостановил членство в Ассоциации российских банков
Банк считает, что АРБ необоснованно «обвиняет ЦБ в цинизме, фаворитизме» и «умышленном сокращении числа банков».
Герман Греф нацелился на "Юлмарт"
"Сбербанк" воспользовался конфликтом акционеров «Юлмарта» и пытается обанкротить и продать своим структурам компанию.