Чем ближе начало заседания в кассационной арбитражной инстанции по конфликту между ООО «Газпром сера» и Группой Фосагро, тем больше нервничают представители химического холдинга предпринимателя Андрея Гурьева. Казалось бы, в споре с газпромовцами Группа Фосагро создала надежный задел, выиграв суды в Московском арбитраже и апелляционной инстанции. Предметом разбирательства стали цены на серное сырье, которое ООО «Газпром сера» поставляет в том числе на внутренний рынок для производителей минерально-химических удобрений. В итоге суды обязали основного поставщика серы снизить цену на свою продукцию, а практически монопольным выгодоприобретателем от таких вердиктов оказалась Группа Фосагро, которая и инициировала арбитражные процессы, заручившись поддержкой ФАС.
Фосагро не только добилась демпинговых цен на серу для своих предприятий, но и стала основным потребителем этого вида сырья для сложных минеральных удобрений, жестко подвинув других участников рынка, включая Группу ЕвроХим Андрея Мельниченко.
Особая роль в комбинации, разыгранной Фосагро, принадлежит Федеральной антимонопольной службе Игоря Артемьева. По сообщениям ряда СМИ, Артемьев еще в прошлом году был готов к отставке: работу его ведомства раскритиковало правительство, а сам глава ФАС обвинил исполнительную власть в срыве программы развития конкуренции. Однако предрешенной отставке Артемьева помешал разразившийся кризис: лошадей на кризисной переправе не меняют, а потому глава ФАС получил возможность посидеть в своем кресле еще несколько месяцев. Вероятно, Артемьев решил провести их с пользой для себя и своего будущего, о чем свидетельствует более чем очевидное участие ФАС в «серной интриге» на стороне платежеспособной Группы Фосагро. Это сразу заметили и участники рынка, и эксперты. Так, по словам заместителя директора по развитию Национальной Ассоциации института закупок «Деловой России» Алексея Ульянова, « ФАС специально выступила в суде третьей стороной, хотя сделать это может только тот, чьи интересы затрагивает спор, а ведь «Газпром сера» хотела сделать то же, что ранее ФАС сделала для Фосагро». По мнению других аналитиков, действия ФАС разбалансируют рынок минеральных удобрений, поскольку отдельные производители сырья укрепляют свои позиции за счет других, как это происходит в случае Фосагро и ООО «Газпром сера». Фактически ФАС Игоря Артемьева напрямую способствует формированию монополиста в лице Фосагро и играет на судебное поражение структур Газпрома в арбитражных судах. Такая неосторожная позиция может иметь для руководства ФАС и персонально Артемьева непредсказуемые негативные последствия вплоть до обвинений в коррупции.
В ответ в конце апреля юристы ООО «Газпром сера» подали кассацию на решения Девятого арбитражного апелляционного суда и Московского арбитражного суда. Позиция газпромовцев основана на том, что еще в 2014 году, исходя из антикризисного плана поддержки отечественного производителя, газовая монополия пошла навстречу потребителям серы, основным из которых является Группа Фосагро, снизив цены и обеспечив прозрачность механизма ценообразования. Однако группа Андрея Гурьева, включая АО «Фосагро- Череповец», пользуясь правом монопольного потребителя серы, потребовала еще более значительных уступок. «В такой ситуации «Газпром» будет последовательно отстаивать свою точку зрения по вопросу ценообразования на внутреннем рынке серы», — заявил ранее представитель компании ООО «Газпром сера».
Впрочем, эффективно отстоять позицию в двух судебных инстанциях у газпромовцев не получилось. Однако, по мнению экспертов, благоприятную для газового монополиста точку в затянувшемся споре может поставить кассационная инстанция. Во-первых, юристы ООО «Газпром сера», по-видимому, сделали надлежащие выводы из двух предыдущих судебных поражений. Во-вторых, Газпром, как известно, долго запрягает, но быстро ездит, а времени «запрячь» перед рассмотрением кассации у газпромовцев было достаточно. К тому же, в Газпроме хорошо понимают вес и цену предстоящего процесса в кассационной инстанции. Третье поражение подряд кроме всего прочего может существенно ударить по авторитету газовой монополии, повлечь за собой негативные последствия как на внутреннем, так и на внешнем рынке, где ряд агрессивно настроенных игроков не преминут воспользоваться возможностью упрекнуть Газпром в слабости и потере контроля над ситуацией даже внутри страны. С учетом этих нюансов очевидно, что затянувшийся спор Газпрома с Фосагро приобретает политическое значение, выходя далеко за рамки обычного хозяйственного спора.
Это понимает и собственник Фосагро, который более чем кто –либо осведомлен о возможностях административного ресурса Газпрома. Противопоставить напору газовой монополии и здравому смыслу команда Андрея Гурьева может лишь хитросплетенье своих интриг. Одной из них являются продолжающиеся непрозрачные отношения с ФАС. Кроме того, наблюдатели ранее отмечали, что Фосагро могла активно использовать коммерческий инструментарий давления на арбитражных судей первой и второй инстанций. С тех пор набор инструментов у Группы Фосагро не изменился. Из околосудебных источников опять доносятся слухи, что в преддверие рассмотрения кассационной жалобы «Газпром серы» представители Фосагро снова взялись за старое.
Между тем, руководство Фосагро едва оправилось от прошлогоднего коррупционного скандала, когда входящее в этот холдинг предприятие «Апатит» обвинялось в даче взятки чиновнику Росприроднадзора в Мурманске. Как отмечала старший помощник руководителя СУ СК РФ по Мурманской области Татьяна Ковалева, глава регионального Росприроднадзора Руслан Тищенко за деньги утвердил для ОАО «Апатит» нормативы предельно допустимых выбросов и отходов производства. Таким образом, напрашивается вывод о том, что коррупционное решение вопросов в различных инстанциях стало для Фосагро обычной практикой. Обломает ли фосагровец Андрей Гурьев свои имплантированные зубы в кассационной арбитражной инстанции в споре за серу, выяснится уже в ближайшие дни.
Справка Polytika.ru
На рынке сырья для минерально-химических предприятий в последнее время наблюдается очевидный процесс передела. Глава Фосагро Андрей Гурьев недавно выступил с беспрецедентным заявлением: «Мы хотим получать скидку на калий, серу, аммиак». Эти слова подкрепляются конкретными действиями: с помощью ФАС Фосагро в двух арбитражных инстанциях добилось снижения цен на серу от ООО «Газпром сера», а также фактически монополизировала этот сегмент рынка. В то же время Фосагро отказывается предоставлять скидки на апатитовый концентрат для «Воскресенских минеральных удобрений» , входящих в холдинг «Уралхим» Дмитрия Мазепина. От агрессивной политики Фосагро уже пострадали холдинги ЕвроХим Андрея Мельниченко, а также «Акрон» Вячеслава Кантора. Под ультиматум с требованием скидок попадает также производящий аммиак «Тольяттиазот» Сергея Махлая.
При этом односторонняя политика скидок, которую лоббирует Фосагро, не приводит к снижению цен на минеральные удобрения для аграриев, хотя именно этим оправдывают свои действия и сам Андрей Гурьев, и руководство ФАС. По свидетельству представителя Всероссийской ассоциации крестьянских кооперативов Игоря Черного, «ни обещанной скидки в 33 процента, ни иных послаблений со стороны производителей минеральных удобрений для аграриев не последовало даже на период посевной, а напротив: химики повысили цены на свою продукцию внутри страны в два раза». С ним согласен и исполнительный директор Аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. По его словам, «несмотря на скидку на сырье, цена для потребителя останется прежней». Таким образом, налицо попытка Фосагро обмануть государство, незаконно монополизировать рынок и добиться односторонних выгод.