Заместитель гендиректора по информационным технологиям АО «Почта России» Сергей Емельченков отправлен Чертановским районным судом под домашний арест. Ему придется доказывать, что в его действиях по развитию цифровых сервисов и новых продуктов не было личной корысти. Уголовное дело заведено по наиболее тяжелой третьей части статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий».
Из лучших побуждений
Один и тот же поступок, совершенный при разных обстоятельствах, может иметь различные последствия. Есть анекдот про человека, получившего большой тюремный срок за разбитое окно. После недолгого молчания он пояснил усомнившимся сокамерникам, что окно разбил в подводной лодке. Так и в случае, который дал материал для нашей статьи, человек всего лишь поставил подпись, а грозит ему сейчас до 10 лет лишения свободы. Думать нужно, где находишься и что подписываешь.
Со слов адвоката Бориса Федосимова, защищающего Сергея Емельченкова, вина его клиента, по версии следствия, заключается в подписании в 2018 году дополнительного соглашения к контракту по техподдержке и техобслуживанию программно-аппаратных комплексов, в том числе контрольно-кассовой техники «Почты России». Емельченков нарушил порядок согласования крупных сделок с куратором - Минкомсвязью, и самостоятельно подписал допсоглашение к госконтракту, десятикратно занизив сумму штрафа за ненадлежащее исполнение договора.
Если следовать логике представителя защиты, Сергей Емельченков своей подписью лишь восстановил справедливость, его б не наказать, а представить к ордену «Имени Робина Гуда». Получается, что некие фирмы оказывали «Почте России» услуги, и, уже в процессе оказания таких услуг, в начале 2018 года был подписан некий контракт, по которому для фирм-поставщиков «Почты России» резко возросли штрафные санкции за несоблюдение или нарушение условий договоров. Если в течение оговоренного периода времени объем оказанных услуг был менее 90% от планового, то исполнитель вообще не получал никаких денег. В итоге некоторые из поставщиков из-за новой методики расчетов, проведя работы (оказав услуги), не только не могли получить оплату за проделанную работу, но и становились должниками «Почты России» вследствие штрафных санкций. Сергей Емельченков разрубил этот гордиев узел.
Штрафные санкции для ООО «Сервионика», входящего в группу компаний «Ай-Теко», должны были составить 350 млн рублей. Больше стоимости услуг, которые она оказывала «Почте России» в одном из федеральных округов. Но после подписания Емельченковым допсоглашения методика расчета изменилась, и штраф снизился до 37 млн рублей. Следствие говорит о нанесенной госпредприятию сумме ущерба в размере 67 млн рублей. Видимо, это остаток задолженности перед компанией, выплаченный «Почтой России» после пересчета штрафа. Выходит, топ-менеджер страдает из-за своей жалости. Напомним, это версия защиты. Есть несколько других возможных толкований события.
Признать виновным…
Первое, самое простое, заключается в желании Сергея Емельченкова получить дополнительные бонусы к заработной плате по итогам года. На это указывает следствие, принимая во внимание, что в подписанном допсоглашении, из-за изменения методики расчета штрафных санкций, необоснованно возросла стоимость самих контрактов. Защита топ-менеджера утверждает, что это «не соответствует истине».
Второе – подписанное допсоглашение было только поводом к задержанию Емельянченкова. На самом деле он может быть участником картельного сговора между крупными предприятиями – поставщиками IT-услуг, расследованием которого ФАС занималась 4 года. По мнению ФАС, участники картеля, в том числе «Национальная компьютерная корпорация» (НКК), «Аквариус» и «АМИ-Нетворк» поставляли технику для ГАС «Выборы», Росстата и «Норникеля». Сговор касался начальной максимальной цены контракта (НМЦК), которую те не снижали или снижали минимально. Так искусственно снимался вопрос о рыночной конкуренции. Каждому участнику картеля грозит штраф до 50% НМЦК, не считая уголовной ответственности.
Помимо Емельченкова, по этому же делу задержан глава НКК Александр Калинин, являющийся владельцем 21 компании в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже.
… или оправдать
Третье – Сергей Емельченко вообще ни в чем не виновен, поскольку речь идет о причиненном ущербе в 67 миллионов рублей, при этом выручка «Почты России» за 2019 год составила более 206 млрд руб., а чистая прибыль 3 млрд. Бизнес – это финансовый результат, а он считается по совокупности всех принятых решений, от гениальных до абсурдных.
Четвертое – к тому, что до 13 сентября Емельченков будет находиться с электронным браслетом на ноге в своем особняке в элитном коттеджном поселке Чистые Ключи на берегу Десны, в окружении старинных усадеб Милюково, Афинеево и Валуево, в какой-то мере причастен его новый начальник Максим Акимов. Известно о благосклонности Акимова к компании «Меркатор-Холдинг», поставлявшей прежде различным организациям разную технику, где какая-то часть деталей и механизмов были отечественными, что давало возможность говорить об импортозамещении.
Жертва обстоятельств
Вскоре после того, как Максим Акимов стал генеральным директором АО «Почта России», «Меркатор-Холдинг» обнаружил в себе компетенции, необходимые для участия в цифровой трансформации «Почты России», и на конкурсной основе занялся, воплощением в жизнь первого этапа, приняв к освоению около 150 млн рублей.
Смысл в том, что новичок обошел всех прежних игроков. Учитывая, что стартовавший проект цифровизации «Почты России» стоимостью около 40 млрд рублей должен был курировать Сергей Емельченков, управляющий этим направлением в «Почте России» с 2013 года, а первый контракт достался «Меркатору», поддерживаемому Максимом Анисимовым, конфликт налицо.
Кирилл Кабанов, глава Национального антикоррупционного комитета, указал на потенциально возможный высокий уровень коррупции в сфере IT в России, где размер откатов может достигать 60%. Поэтому случайных игроков на господрядах практически не бывает. Любой IT-продукт является интеллектуальной собственностью, индивидуальной разработкой, и цена на него может быть любой, промониторить ее невозможно, а обосновать высокую стоимость - да. Кабанов считает, что компетенций и административных ресурсов у Сергея Емельченкова хватало для того, чтобы быть не только участником сомнительных схем, но и их организатором.
Тяжеловес от IT
Итак, первая сторона противостояния – человек, обжившийся на своем месте, специалист в достаточно узкой и сложно анализируемой области, имеющий высокий авторитет в IT-компаниях, обусловленный сочетанием компетенции с коммерческой жилкой, лауреат и победитель различных конкурсов и даже обладатель профессиональной премии «Менеджер года» в 2017 году.
Приступая к работе на «Почту России», Сергей Емельченков, математик по образованию, выпускник МГУ, получивший обкатку на предприятиях энергетической сферы, бывший замдиректора «Ренова-Финанс», бывший вице-президентом «КЭС-Энергосбыт», был уже богатым человеком. В 2013 году он задекларировал годовой доход в размере более 44 млн рублей.
В 2014 году был подписан закон о государственной информационной системе ЖКХ, создание которой должно обеспечить граждан страны всей необходимой информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве. Созданием ГИС ЖКХ с переменным успехом занималась «Почта России», а курировал проект Сергей Емельченков. В 2018 году Счетная палата указывала, что ГИС ЖКХ обошлась «Почте России» в 2,29 млрд рублей.
В 2019 году Почта России запустила еще один проект — цифровизацию собственной деятельности, стоимостью около 40 млрд рублей, которые должны быть потрачены в течение 5 лет. И снова куратором должен был стать Сергей Емельченков.
Авторитеты из другой сферы
Вторая сторона противостояния – Максим Акимов, генеральный директор АО «Почта России», бывший заместитель председателя правительства РФ, бывший заместитель руководителя аппарата правительства РФ, бывший заместитель губернатора Калужской области, бывший городской голова Калуги. Существенным довеском в споре можно считать и союзную Акимову компанию «Меркатор-Холдинг», председателем совета директоров которой является Станислав Николаев, упомянутый в известном докладе ФБР 1996 года. По утверждению некоторых СМИ, https://pasmi.ru/archive/263177/ предприятие принадлежит криминальным авторитетом Семену Могилевичу и бывшему главе Солнцевской ОПГ Сергею Михайлову, который некоторое время официально владел частью «Меркатора».
Судя по всему, время, когда сфера компьютерных технологий была подвластна исключительно «умникам», сумевшим закрыть проход в свой храм всем непосвященным, ушло. Впрочем, как мы уже предупреждали выше, это лишь одна из версий, не самая приятная для Сергея Емельченкова.