Бывший сенатор Тувы Сергей Пугачев избавился от своего крупнейшего актива — Элегестского угольного месторождения. Его приобрели недавно ставшие партнерами по Русской медной компании Игорь Алтушкин и Руслан Байсаров. Но в отношении акций Енисейской промышленной компании, которая владеет месторождением, действуют обеспечительные меры суда по искам АСВ и в случае победы агентства сделка может быть признана недействительной.
Вчера Объединенная промышленная корпорация (ОПК) Сергея Пугачева сообщила, что продала 100% Енисейской промышленной компании (ЕПК) владельцам Русской медной компании (РМК) Игорю Алтушкину (80%) и Руслану Байсарову (20%). ЕПК владеет лицензией на Элегестское угольное месторождение в Туве с запасами 855 млн тонн. Господин Алтушкин и Байсаров подтвердили факт сделки. Она уже закрыта, уточнил "Ъ" источник, близкий к одному из них. По данным Reuters, сумма сделки составила около $3 млрд. Источник в Федеральной антимонопольной службе, одобрение которой требуется для сделок свыше 7 млрд руб., говорит, что заявка на покупку ЕПК в ведомство пока не поступала.
В 2012 году новые собственники планируют довести добычу до 2 млн тонн (сейчас 500 тыс. тонн), говорит источник "Ъ". На проектную мощность 18 млн тонн компания рассчитывает выйти в 2016 году. Объем инвестиций — $3,5 млрд. Деньги собственные и кредитные, их предоставят зарубежные банки, договоренности с которыми уже достигнуты, а под залог пойдет ЕПК, добавляет собеседник. Это хорошая финансовая инвестиция: цены на уголь будут расти, в будущем актив может быть перепродан как непрофильный, считает Олег Петропавловский из БКС.
Однако в отношении акций ЕПК действуют обеспечительные меры в виде запрета на регистрацию сделок с ними. Они были заложены по кредиту в Межпромбанке (МПБ, структура Сергея Пугачева), но выведены из-под залога накануне его банкротства. Конкурсный управляющий банка, Агентство по страхованию вкладов (АСВ), посчитал этот вывод незаконным и теперь пытается вернуть ЕПК в конкурсную массу МПБ. В марте по ходатайству АСВ арбитражный суд Москвы наложил обеспечительные меры. Источник "Ъ", близкий к акционерам РМК, утверждает, что кредит, по которому закладывалась ЕПК, уже погашен, поэтому оснований для обеспечительных мер нет. В АСВ полагают, что кредиты были погашены фиктивно.
Продажа ЕПК невыгодна кредиторам МПБ, ведь в общей задолженности (около 80 млрд руб.) она занимает порядка 40%. ЕПК — самый крупный из оставшихся активов Сергея Пугачева (по собственной оценке - $5 млрд).
Первый замгендиректора АСВ Валерий Мирошников не располагает информацией о сделке по продаже ЕПК, но даже если это так, отдельно оспаривать эту сделку в суде АСВ не потребуется. "Получение положительных решений судов по искам о фиктивном погашении кредитов вернет акции ЕПК в залог по кредитам МПБ, вне зависимости от того, что происходило с этими акциями в последующем",— поясняет Валерий Мирошников. Проведение сделки в обход судебного запрета может быть основанием для признания ее недействительной, соглашается адвокат Московской областной коллегии адвокатов Денис Узойкин. Но, добавляет он, новые владельцы ЕПК теоретически могут быть признаны добросовестными приобретателями и тогда вернуть актив под залог МПБ будет сложно.