Совладелец телеком-группы Easy4 Сергей Малышкин под предлогом глобальных проектов «доил» инвесторов и спускал деньги на люксовые автомобили и красивые номера.
Сергей Малышкин – фигура в телеком-отрасли известная. В его биографии – каноничные строчки про работу в крупных зарубежных компаниях и свой бизнес. Однако после его ареста по делу о мошенничестве на сумму 200 млн рублей никто из коллег не высказался в его поддержку. Наоборот, новость об уголовном деле рынок встретил спокойным молчанием. Видимо, его многолетние «мутные» дела хорошо известны не только правоохранительным органам, но и людям из отрасли. Похоже, действовал он по одной схеме – обещал инвесторам золотые горы, а потом выводил финансы и оставлял бывших партнеров с долгами.
Темное прошлое
Начало телекоммуникационной карьеры Сергея Малышкина имеет немало белых пятен, которые сам топ-менеджер тщательно скрывает от публики. Известно, что в середине 90-х он окончил университет радиоэлектроники, вероятно, в Харькове. Занимался IT-консалтингом и внедрением информационных технологий, однако ничего значимого не добился.
В начале 2000-х Малышкин устал от рутинной работы внедренца и решил строить свой бизнес. Первыми стали проекты с кипрскими офшорами Astocom Ltd и Intercom TV Ltd, где Малышкин работал управляющим менеджером. Компании специализировались на кабельном телевидении, но цифровых следов в интернете о себе не оставили. На волне сотрудничества с киприотами в 2006 году Малышкин создал в России ООО «Интерком ТВ Плюс » и ООО «ТД «Интерком». Судя по чуть ли не нулевым финансовым результатам, обе конторы либо использовались как «фирмы-прокладки» для кипрских офшоров, либо полностью провалились на рынке.
Параллельно с кипрским периодом в 2001 году Сергей Малышкин устроился в российское представительство IBM, где до 2007 года отвечал за продвижение программного обеспечения компании на отечественный рынок. В 2013 году Малышкина пригласили на должность директора по бизнес-консалтингу уже отечественного гиганта R-Style. Примечательно, что в официальном резюме Сергей Малышкин не стал указывать IBM и R-Style в качестве работодателей, сознательно «пропустив» эти периоды биографии.
Первый виртуальный бросок
В 2007 году Сергей Малышкин загорелся идеей создания виртуального сотового оператора. Идея для российского рынка была не нова, но еще низкоконкурентна и при грамотном менеджменте могла взлететь. Тогда же Малышкин вошел в состав совета директоров ООО «Глобал Телеком», а в 2011-м стал одним из акционеров и генеральным директором компании.
Осенью 2011 года он подтянул в проект западных инвесторов – телеком-гиганта Globex Telecom Group Ltd., входящего в группу V-Tell. Однако несмотря на солидные инвестиции, дела у компании шли из рук вон плохо. К 2016 году «Глобал Телеком» так и не запустил сотового оператора на российский рынок и нес ежегодные убытки в 100 млн рублей. Выручка в 2016 году составила всего 132 тыс. рублей.
В итоге западные инвесторы указали горе-акционеру на дверь – в 2016 году контроль над компанией полностью перешел Globex Telecom. Примечательно, что уже в 2017 году компания вывела на рынок бренд V-Tell, а выручка в тот же период выросла в 100 раз – до 13 млн рублей.
Согласно информации, опубликованной в базе данных нижней палаты парламента, законопроектом предлагается увеличить максимально допустимый объем потерь для СМИ и издательств.
Пирамида Easy4
После провала с «Глобал Телеком» Сергей Малышкин продолжил упражнения по созданию собственной телеком-империи. В 2017-2018 годах он выкупил ООО «Интерсат » и ООО «Сонет », объединив с еще одной собственной компанией ООО ТД «Изи4 ». Предполагалось, что телеком-группа выведет на российский рынок европейского виртуального сотового оператора Easy4, а объем инвестиций составит более 900 млн рублей. При этом, оператор должен был занять 7% отечественного рынка. В СМИ также сообщалось, что компания договорилась о сотрудничестве с ООО «Т2 Мобайл», работающим под брендом Tele2.
Однако несмотря на бодрые заявления в СМИ, в середине 2018 года стало очевидно, что телеком-группа не справляется с обязательствами – заявленный на 1 июня запуск оператора постоянно откладывался. Пустив в очередной раз рынку пыль в глаза в виде красивой витрины нового проекта, Малышкин приступил к его «монетизации». Не желая вкладывать собственные деньги в развитие бизнеса, Малышкин начал поиски инвесторов. На тот момент по рынку о нем уже ходила дурная слава дельца, поэтому никто из отраслевых гигантов связываться с ним не торопился. На удачу в тот же период крупный предприниматель и банкир Анатолий Яблонский присматривался к новой для себя отрасли телекоммуникаций.
Под гарантии перспективного проекта Анатолий Яблонский и его партнер Владимир Зайцев в октябре 2018 года вошли в число учредителей ООО «Интерсат» и ООО «Сонет» – суммарная доля составила более 60%. Первый выступил основным инвестором проекта с суммой 460 млн рублей, второй вложил еще 240 млн рублей. Таким образом новые партнеры Малышкина инвестировали порядка 700 млн рублей. Казалось бы, теперь Easy4 мог уверенно шагнуть в рынок, а инвесторы вправе были ожидать бурного развития компании, реальной операционной деятельности, движения к заявленным целям.
В апреле 2019 года компания все-таки начала продажу SIM-карт, а в октябре получила разрешение ФСБ на использование технологии eSIM.
Тогда же начало вскрываться истинное положение дел в выстроенной Малышкиным схеме. К середине 2019 года задержки по зарплате перед сотрудниками «Сонета» и «Интерсата» составляли не меньше месяца, а в интернете появилась информация о том, что руководство компаний призывало работников Easy4 чуть ли не «радоваться поступившим деньгам». Начала накапливаться задолженность по арендной плате и договорным обязательствам. Например, своему опорному партнеру Tele2 «Сонет» задолжала не менее 5 млн рублей.
«Три девятки» для провинциала
Как известно, ничто не исчезает бесследно, и если у кого-то убыло, то кому-то обязательно должно прибыть. По итогам 2019 года убыток ООО «Сонет» составил 120 млн рублей, а ООО «Интерсат» – 50 млн рублей. В сравнении, в 2018 году убытки составляли 23 млн рублей и 7,6 млн рублей соответственно. Обе компании перестали платить зарплату и выполнять обязательства перед контрагентами. Еще одна компания группы – ООО ТД «Изи4», принадлежащая на 100% Сергею Малышкину, подала заявление о банкротстве. Однако, сам Малышкин ни в чем себе не отказывал. Согласно отчету о финансовых результатах, управленческие расходы в 2019 году составили 76 млн рублей в «Сонете», и 46 млн рублей – в «Интерсате».
Возможно, действия Малышкина можно было бы списать на управленческую расхлябанность и неумение распоряжаться инвестициями, если бы не одно категорическое «но». В то время, как телеком-группа Easy4 несла многомиллионные убытки, а некоторые сотрудники сидели без зарплаты, «великий комбинатор» обновлял свой автопарк.
В 2019 году Малышкин приобрел новенький универсал Mercedes-Benz V250 2019 года выпуска для себя и Smart FоrТwо 2018 года – для супруги. Обновки обошлись бизнесмену минимум в 8 млн рублей. При том, что в гараже у семейной пары уже стояли Mercedes-Benz GLE 2018 года, Land Rover Range Rover 2018 года и Infiniti QX56 2011 года. На всех машинах, кроме «старенького» Infiniti, красовались номера с тремя девятками. Продажа даже половины автопарка позволила бы покрыть издержки по зарплате. Однако Малышкин предпочитал деньги партнеров тратить на себя.
Страсть к технике и красивым номерам – отдельный пунктик Малышкина. Несмотря на отсутствие очевидно успешных бизнес-кейсов, он ежегодно покупал новые мотоциклы и коллекционные и люксовые автомобили с непременными 999.
Видимо, тяга к роскоши за чужой счет зародилась у Малышкина в юношеские годы беспросветных провинциальных будней. Он родился и вырос в небольшом уездном городе Тихорецке Краснодарского края. Родители – простые служащие. Якобы в 20 лет будущий делец даже находился «на карандаше» у местных правоохранительных органов, как лицо, подлежащее обязательной профилактике. Видимо, профилактика не дала нужного результата.
В марте 2020 года следственный департамент МВД завел уголовное дело по статье 59 ч. 4 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере» – ущерб акционеров «Сонета» от действий бывшего партнера составил более 200 млн рублей. После задержания Тверской суд Москвы отправил Малышкина под домашний арест, а в мае 2020 года подтвердил свое решение после апелляции обвиняемого. Теперь слово за следствием.