История с Сименс приобрела характер международного публичного скандала. Новость о поставках турбин в Крым,несмотря на санкции Евросоюза, появилась на лентах Reuters 5 июля. Агентство ссылалось сразу на несколько источников. Появилась версия, что слив информации, подтверждающей поставку оборудования Сименс в Крым, журналистам (либо чиновникам контролирующих органов Евросоюза) мог произойти из "Силовых машин". Как заявили Life.ru источники, о том, что турбины были модернизированы под нужды российских ТЭС, в том числе и в Крыму, знал только узкий круг людей из «Силовых машин», поэтому утечка о том, что оборудование оказалось на полуострове, могла произойти только оттуда.
Сименс оказался в эпицентре не только репутационного скандала, но и возможных юридических санкций со стороны ЕС. Концерн занял позицию свалить всю вину на российскую сторону, демонстрируя контракты, запрещавшие поставки оборудования в Крым и некие обещания со стороны российского Президента не использовать немецкие турбины на полуострове.
Как считают эксперты, без участия Siemens поставка оборудования в Крым была невозможна. Другое дело- немецкий концерн согласился, что в Крыму находятся "модернизированные турбины".
Представители Ростеха заявляют, что не допустимо говорить о поставках оборудования Сименс в Крым и нарушении договоренностей. Турбины приобретались на вторичном рынке и подверглись модернизации - импортных узлов и деталей в них не осталось. Вопрос - в какой степени оборудование могло быть «модернизировано» и составило «государственную тайну».
Какая информация, почему и как, сознательно или по халатности, ушла из Силовых машин и составит предмет расследования. Проблема в том, что под удар попали все лица, занимавшиеся проблемой крымских ТЭС - Президент, Чемезов, Козак, Мантуров.
Между тем, Сименс начал процедуру судебных исков и громких заявлений о выходе из российских проектов. Но говорить об уходе Сименс из России пока оснований нет. Официально Сименс вышел из бизнеса "Интеравтоматика", осуществляющего поставки оборудования в Крым.
Возможно, Сименс прекратит контакты с Ростехнологиями, но сохранит их с Силовыми машинами, РЖД и нефтяными компаниями. Если, конечно, Сименс не подвергнется жесткому нажиму со стороны западных регуляторов.
На минувшей неделе Роман Филиппов был отправлен в отставку с должности гендиректора Силовых машин. Группе Мордашова, видимо, удалось применить все свои ресурсы, чтобы спасти Филиппова от ареста и переквалифицировать уголовное дело по статье "Халатность".
Но это не устранило конфликт между Чемезовым и Мордашовым.
Возможно, что последствием станет судьба "Силовых машин". В конце 2014 году на рынке ходили упорные слухи об интересе Сергея Чемезова к «Силовым машинам». Однако сделка не состоялась. Источники тогда указывали на финансовые сложности «Ростеха», начало кризиса, что позволило Мордашову, по сути, отбиться от атаки. Кроме того, определенную защитную функцию выполняло и партнерство с Siemens, что позволило в итоге реализовать схему с поставками турбин в Крым. В нынешней ситуации Мордашов оказывается более уязвимым. И даже учитывая тот факт, что силовой сценарий в отношении гендиректора «Силовых машин» был приторможен (в противном случае более логичным был бы арест и статус обвиняемого у Филиппова), риск давления со стороны силовиков на компанию остается высоким.
МЧС, Шойгу и ФСБ
Снова обострилась борьба вокруг будущей судьбы МЧС. Эффективность этой структуры, после ухода Шойгу, вызывает большие вопросы. Министр Пучков и его команда находится в состоянии постоянного давления со стороны силовиков. Что объяснимо в контексте конфликта группы Шойгу с силовым сообществом.
Не секрет, что интерес в контроле над бывшей вотчиной Шойгу проявляет ФСБ. По сути, МЧС одна из немногих структур, где на руководящих позициях нет ни одного офицера ФСБ.
Также считается, что Росгвардия и МВД заинтересованы получить часть полномочий МЧС. Некоторое время назад ходили разговоры, что группа Шойгу разработала проект реорганизации МЧС с передачей большей части полномочий в ведение Минобороны.
На минувшей неделе сотрудники ФСБ провели обыски в Департаменте развития МЧС. Их интересовали документы, связанные с коррупционными закупкой сотен квадрокоптеров. По версии силовиков, стоимость летательных аппаратов была 2 года назад завышена МЧС в несколько раз. Основанием для возбуждения уголовного дела послужили результаты проверки Счетной палатой расходования бюджетных средств министерства при импорте в Россию китайских дронов Phantom.