Новый скандал может сотрясти и без того непростые российско-британские отношения. По данным СМИ, контрразведка МИ-5 начала расследование против депутата Палаты Общин Генри Беллингэма. Однако это дело не связано с большой политикой и шпионскими играми. Судя по всему, сэр Беллингэм оказался пешкой в разборках между угольными магнатами Сибири. Да, именно в Лондоне сегодня решается судьба активов бизнесмена Александра Щукина, который находится под следствием в России.
Влиятельная газета The Guardian накануне опубликовала сразу два материала, посвященных авторам и заказчикам фильма «Кровь. Уголь. Деньги». Этот документальный фильм-расследование наделал в Лондоне немало шума: его анонсы висели на бортах городских автобусов и обещали зрителям «страшную правду» о «русском олигархе», который приходится отцом Елене Щукиной, хозяйке известной галереи в Мейфэре. Однако премьера не состоялась. Связано это может быть не только с иском о клевете, поданным против создателей фильма зятем Щукина Ильдаром Узбековым. Авторы фейковых разоблачений, судя по всему, привлекли к себе внимание британских правоохранительных органов.
Все смешалось в Соединенном Королевстве
Угольные олигархи из России, высокопоставленные британские политики, арабский телеканал «Аль-Джазира», спецслужбы, адвокаты с сомнительной репутацией – гремучая смесь, которая не может не взорваться. Детонатором в этой истории, по всей видимости, стал журналист Уилл Джордан, который проработал на «Аль-Джазире» 10 лет и уволился в знак протеста против цензуры.
Джордан провел большое расследование, предметом которого стала роль российских лоббистов в продвижении фильма «Кровь. Уголь. Деньги». Авторы последнего без каких-либо доказательств связывали Щукина с исчезновением Евгения Лазаревича, управлявшего угольной шахтой на Кузбассе. Очевидно, что эта громкая кампания, запущенная якобы от имени простых шахтеров, была направлена не столько против арестованного в России Щукина, сколько против его семьи.
По данным теперь уже бывшего репортера «Аль-Джазиры», враги Александра Щукина искали поддержки британских депутатов с целью заморозки активов дочери российского бизнесмена и ее мужа. Уилл Джордан планировал выпустить свой материал в эфир в августе 2019 года, но руководство канала не позволило ему этого сделать. Репортер считает это вопиющим фактом цензуры в медиа, которое пытается выглядеть независимым и объективным. Впрочем, разоблачение фейкового расследования, которое в том числе содержит поддельные электронные письма политиков, началось. К делу подключились The Guardian и The Observer.
Пропал на Кузбассе, ищут в Англии
55-летний Евгений Лазаревич, который был конкурсным управляющим одной из шахт Кузбасса, пропал в декабре 2016 года. Принадлежавший ему автомобиль нашли потом в Новокузнецке, салон машины был обработан перцем – чтобы собаки не могли взять след. С тех пор о Лазаревиче ничего неизвестно. Но очевидно, что он был похищен. Четыре месяца спустя мать управляющего получила два зловещих звонка. «Мама, мама!», – успевал сказать ее сын, после чего связь обрывалась.
Британская газета пишет, что семья Лазаревича по-прежнему предпринимает усилия для его розыска. Но, как ни странно, усилия эти едва ли не с самого начала были сосредоточены не на Кемеровской области, и даже не на России в целом, а на Соединенном Королевстве. В Лондоне родственники Лазаревича наняли чуть ли не армию пиарщиков, детективов и адвокатов, которые немало сделали, чтобы донести историю о пропаже Лазаревича до британских политиков и журналистов. Эти люди делают все, чтобы исчезновение управляющего шахтой было воспринято публикой вне контекста многолетней вражды угольных магнатов из Сибири, которые, по-видимому, рассматривают медиа, парламент и суды, как фигуры на гигантской шахматной доске, считает The Guardian.
Евгений Лазаревич исчез через месяц после ареста Александра Щукина. Сестра пропавшего говорит, что ее брат якобы собирался дать некие показания против бизнесмена. The Guardian пишет, что Анна Лазаревич говорила об этом на специально организованном обеде в Вестминстере, где присутствовало сразу несколько влиятельных персон, включая члена британского парламента Генри Беллингэма и сотрудника одной из спецслужб. На том обеде Анна Лазаревич презентовала некий доклад, озаглавленный «Кровь. Уголь. Деньги», который затем, судя по всему, лег в основу «фильма-расследования». И что самое смешное, в некоторых публикациях утверждалось, что все это – обед, доклад, фильм и путешествие Анны Лазаревич в Лондон – делалось на деньги, собранные… шахтерами в Кемерово.
По данным The Guardian, ничего кроме голословных выпадов против Щукина в этом «докладе» нет. Представители арестованного в России бизнесмена отмечают, что его не обвиняют и даже не подозревают в похищении Лазаревича. По их словам, у Александра Щукина никогда не было общих дел ни с самим пропавшим, ни с шахтой, находившейся у того в управлении. При этом, продолжает газета, Евгений Лазаревич неоднократно получал угрозы от преступных группировок, которые хотели присосаться к шахтам Кузбасса. Однажды он уже был похищен бандой преступников, требовавших подписать документы о передаче шахты в их пользу.
«Российское вмешательство»
Почему Анна Лазаревич считает, что британские парламентарии будут заинтересованы в исчезновении начальника шахты в Сибири, на первый взгляд неясно. Но сюжет ее доклада «Кровь. Уголь. Деньги» многое объясняет. В документе фигурируют денежный поток, который направлен в Лондон от главного актива семьи Щукиных, Полосухинской шахты в Сибири. Как отмечает The Guardian, на этом месторождении добывают высококачественный коксующийся уголь, пригодный для использования на электростанциях. При этом владельцем шахты является компания Щукина, зарегистрированная на Кипре.
Ильдар Узбеков настаивает, что это абсолютно прозрачный бизнес, в том числе и для российской налоговой службы. По его словам, за последние пять лет, угольные компании Александра Щукина заплатили налогов на общую сумму порядка 20 млрд рублей. Из публичных высказываний Узбекова можно сделать вывод, что именно оставшиеся у Щукина активы стали причиной информационных кампаний, развернувшихся против бизнесмена и в России, и в Великобритании.
Зять находящегося под следствием бизнесмена даже называет предполагаемых заказчиков этих кампаний – бывшего помощника главы Татарстана Рустэма Магдеева и его делового партнера Руслана Ростовцева. Ранее журнал Forbes писал, что Узбеков также упоминал в связи с этой историей совладельца «Кузбассразрезугля» Андрея Бокарева, который передал ему «недвусмысленное предостережение». Фамилия Руслана Ростовцева фигурировала в недавних скандалах вокруг контрабанды угля из непризнанных республик Донбасса, а также в связи с так называемой «молдавской прачечной». Рустэм Магдеев известен британской публике в связи со скандалом вокруг ювелирного дома Graff Diamonds, вернее бутика Graff на Кипре, созданного, по всей видимости, на выведенные из России деньги.
Заказчики фильма «Кровь. Уголь. Деньги», сделали всю, чтобы привлечь к себе внимание не только журналистов, но и британских спецслужб. Теперь они с большой долей вероятности и сами станут объектом большого расследования. Тем более, что по иску Александра Щукина на подконтрольных Ростовцеву счетах арестовано 113 млн долларов, которые, в отличие от средств семьи Щукина, имеют не вполне ясное происхождение.