Сенатор Совета Федерации от этого региона Игорь Зубарев собирается заняться разведением форели. Для этого он учредил ООО "Форель Карелии", под которое будет строить комплекс по выращиванию рыбы в ТОСЭР Кондопога, площадью в 20 тыс. кв. метров и объемом инвестиций в 4-5 млрд. рублей.
Новость вызывает вопросы, ведь прямое владение и управление бизнесом для представителей обеих палат российского парламента идет в разрез с российским законодательством. Тем не менее, доли господина Зубарева в ООО "Форель Карелии" не находятся в доверительном управлении. Более того, сенатор одновременно является руководителем в трех, а учредителем, внимание, в 91-й организации.
Ни в одной из действующих структур Зубарева доли сенатора не находятся в доверительном управлении. Учитывая нагрузку, которую должен получать сенатор в связи с управлением такой бизнес-империей, непонятно, сколько времени у него остается на собственно представительскую и законотворческую деятельность.
Рыбный бизнес - одна из основ этой самой бизнес-империи Зубарева. Сенатор - уроженец Петрозаводска. Уже в середине десятых он был одним из самых известных рыбопромышленников России, за ним официально числятся рыбопромысловые предприятия ООО "Согласие", "Янтарь", "РК "Вирма". Их доли также не находятся в доверительном управлении господина Зубарева.
В конце прошлого года разразился крупный скандал, который пытались связать с именем сенатора. В декабре в акватории Баренцева моря у архипелага Новая Земля произошла трагедия - затонуло рыболовецкое судно "Онега". Из 19 членов экипажа спастись удалось только двоим, тела 17-ти моряков найти не удалось. Причиной крушения называли сильный удар волны и обледенение ярусолова.
До августа 2020 года судно было приписано к компании "РПФ Вариант" (в ряде СМИ - "Вариант РПФ"). Об этом писало РИА "Новости". Владельцем этой компании господин Зубарев не является. Зато хорошо известно, что гендиректором этой конторы является Сергей Жгулев. Он же, Жгулев, гендиректор рыболовной компании ООО РК "Вирма".
Могли ли люди сенатора осуществлять фактический контроль над судном, пусть и приписанным уже к другой конторе, неизвестно. Но до этого приобретать и эксплуатировать его должна была именно компания сенатора. "Онеге" было 41 год, а срок службы рыболовецкого судна 18 лет. Моряки могли стать заложниками возможной безответственности своего предыдущего или нынешнего руководства. Надо ли говорить, что никаких претензий ни к Зубареву, ни к его структурам по итогам инцидента не было?
Доли этой компании, как и ряда других компаний сенатора, не находятся в доверительном управлении. Это касается и другой рыболовецкой конторы, ООО "Согласие", которой принадлежит 2% структуры. При этом доли "Вирмы" находятся под обременением - в залоге в "Сбербанка". Это наводит на мысли, что вести свою деятельность господин Зубарев может на заемные деньги государственного банка.
Почему на эти же средства нельзя было ранее починить и оборудовать "Онегу" - не ясно. Не ясны и источники финансирования для нового начинания - строительства комплекса по выращиванию форели. Ее Зубарев тоже будет строить на заемные средства?
"Хитрый" НДС
Между тем, как утверждают авторы сайта "Блогер 51", якобы компании господина Зубарева могут недоплачивать налоги с отгруженной в Мурманске рыбы в бюджет. Приводится даже целая схема, которую пытаются приписать людям сенатора. Якобы, купить рыбу у зубаревских промысловиков напрямую после вылова невозможно. Сделки проходят через другие конторы, среди которых называются ООО "Онежская пристань", "Торговая компания", "Гвардия", "Петрофиш", "Рыбная компания", "Рыбторг", "Арктик Лайн", "Региональный Рыбный Альянс", "Золотое руно", "СкайНорд" и другие.
Ссылаясь на данные некой налоговой проверки, авторы сайта "Блогер 51" утверждают, якобы деньги по фиктивным договорам займа из того же "Рыбторга" и других компаний могли выводиться на счета других организаций, учредителем которых называют именно сенатора Зубарева. Конкретней - ООО "Северо-Западный финансовый дом", управляющей компании "Панорама", строительной фирмы "Невская недвижимость".
Суть простая - улов могли продавать через фирмы "прокладки", которые выставляют покупателям счета с учетом НДС. При этом сами эти суммы они в бюджет не уплачивают. Правда это, или нет - понять сложно, но конкретно к Зубареву никаких претензий нет. Не в этом ли секрет успеха, когда половина бизнеса в залоге, но находятся деньги на новые проекты?
Участие в подобной деятельности якобы мог принимать и нынешний депутат Государственной Думы от "Единой России" Николай Макаров, у которого ранее был строительный бизнес. Якобы, на счета его компаний через фирмы-посредники могли поступать безналичные средства, будто бы выведенные из рыбного бизнеса.
В таком контексте любым нечистым на руку предпринимателям было бы выгодно регистрировать одну за одной подобные фирмы прокладки, чтобы прогонять через них, как через посредников, деньги от продажи рыбы. После чего такие однодневки можно легко ликвидировать. Отметим, что абсолютное большинство уже ликвидированных компаний Зубарева наводят именно на эти мысли.
В противном случае, зачем ему десятки мелких, уже ликвидированных рыбных структур, у которых почти одни нули в показателях?
В связи с этим возникает вопрос - а правдива ли информация о финансовом состоянии действующих компаний Зубарева? Многие из них годами не вылезают из убытков. Например, ООО "Группа Баренц") переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков) последний раз показывала прибыль в 2014 году. По итогам 2020 года ее убыток составил 80 млн рублей. При этом доля структуры также находится в залоге.
Другая структура, ООО "Северо-Западный финансовый дом", созданная еще в 2002 году, также выглядит непрозрачно. Не имея ни выручки, ни стоимости активов, компания получила убыток в 211 тыс. рублей. Аналогичные вопросы могут возникнуть и по другим структурам, некоторые из них, навскидку, обладают признаками фиктивности.
Каким же образом тогда господину Зубареву удалось занять 34-ую строчку в списке самых богатых госслужащих за 2020 год, составленный "Форбс"?
Впрочем, не все компании Зубарева убыточные. Взять хотя бы уже упомянутое ООО "Согласие", которое принесло сенатору 184 млн рублей прибыли. Это более, чем на 600 млн рублей меньше, чем годом ранее. Руководит структурой также уже известный нам Сергей Жгулев.
Компания эта интересна тем, что могла засветиться в ходе крупного корпоративного конфликта между ключевым бенефициаром рыболовного гиганта "Норебо" Виталием Орловым и его бывшим партнером Александром Тугушевым. Они уже долгие годы не могут поделить активы, что дает их конкурентам, таким, как Зубарев, возможность "откусить" долю рыбного рынка.
Если быть точным, не ООО "Согласие", а его правопреемник ООО Согласие-2, которая была преобразована в ЗАО и вошла в АО "Карат-1". Последняя входит в рыбный холдинг "Норебо" Виталия Орлова. Как считают недоброжелатели Орлова и Зубарева, два этих бизнесмена могли буквально подмять под себя большинство квот на вылов креветки.
"Карат-1", будучи частью холдинга, также должен быть предметом интересов ранее партнера, а теперь оппонента Орлова, Александра Тугушева. С Каратом связана трагическая история: в 2018 году был найден мертвым основатель фирмы "Акрос" Валерий Воробьев. Ранее контрольный пакет "Акроса" принадлежал именно "Карат-1", об этом писал РБК. Как утверждали акционеры "Акроса", сделка с компанией Орлова могла иметь признаки мошеннической.
Предполагать можно все, что угодно. Вплоть до того, что Воробьев мог попытаться оспорить сделку с крайне неблагоприятными последствиями для себя лично. Вопрос в том, мог ли в этих перипетиях и корпоративных войнах принимать участие сенатор Зубарев - остается открытым.
"Ловить" в "мутной воде"
В контексте сказанного выше, вопросы есть и к новому бизнесу Зубарева, ООО "Форель Карелии". Ее гендиректором Зубарев назначил примечательного человека, Виталия Маркова. Он же руководитель еще в трех компаниях. И он же учредитель крымского ООО "Гринлэнд", которое занимается арендой и управлением собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
Удивительно, но в компании с почти 3,5 млн рублей уставного капитала работает всего один сотрудник. Видимо, сам Марков. За 2020 год у структуры нет ни выручки, ни прибыли, зато убыток в 387 тыс. рублей. Уж не хочет ли сенатор Зубарев прогонять через эту компанию средства, вырученные от продажи форели? В таком случае, это было бы удобно, ведь формально он к ней отношения не имеет.
Откуда Зубарев поднялся на вершины рыбного бизнеса - тоже известно. Долгое время он возглавлял Союз рыбопромышленников Карелии. Именно в той должности он пережил покушение в 2004 году. К счастью, сенатор не пострадал, но инцидент дал повод слухам о криминальных разборках в рыбном бизнесе Республики. И явно не добавил очков репутации предприимчивому политику.
Учитывая это, эксперты не сомневаются, что и в нынешнем начинании Зубарева по Карелии много подводных камней и скрытых течений, потоки которых могут быть наполнены деньгами с, возможно, неуплаченным НДС от продажи рыбы. Но, судя по прямому управлению сенатором Зубаревым своим бизнесом, подобные предположения его нисколько не беспокоят.