Семейное дело: сумеет ли пасынок Алишера Усманова стать крупным девелопером

Источник
Антон Винер во второй раз пытается покорить девелоперский рынок. Его предыдущий поход в большой бизнес завершился вмешательством именитого отчима.
«Я считаю, что «Группа Родина» — потрясающий проект, — заявила в феврале на презентации девелоперской компании пасынка Алишера Усманова Антона Винера президент Финансового университета РФ Алла Грязнова. — Это сигнал, что мы уходим от стадии первоначального накопления капитала и переходим к цивилизованному обществу, бизнесу «с человеческим лицом». На добрые слова в адрес начинания Винера и его партнеров не скупились и другие гости презентации: олимпийский чемпион Алексей Немов, актеры Сати Спивакова и Константин Хабенский. В Москве и области тысячи девелоперских компаний — никто из них не мог на старте похвастаться такими союзниками.

«Родина» анонсировала первый крупный проект — жилой комплекс площадью 330 000 кв. м в Одинцовском районе. После громкой презентации прошло четыре месяца. Партнеры по-прежнему обещают вложить в строительство жилых комплексов нового типа 18 млрд рублей, построить свыше 1 млн кв. м в Москве и Подмосковье. Но конкретики в речах Антона Винера сейчас гораздо меньше, а его партнеры Павел Родин и Денис Бородако и вовсе отказались отвечать на вопросы Forbes (один из партнеров сейчас не в России). Почему затормозила «Родина»?

«Дети — наша основа»

«Мы хотим строить жилые комплексы иного типа, чтобы родителям не приходилось возить детей в спортивную секцию, театральную или музыкальную школы на другой конец города», — говорит о своих будущих проектах в интервью Forbes Антон. Речь идет о близком соседстве жилых домов и объектов спортивной и образовательной инфраструктуры.
По идее, школы, садики и физкультурно-оздоровительные комплексы и так обязательная часть любого большого строительства. Но в проектах «Родины» за школы актерского мастерства будет отвечать Константин Хабенский, за музыку — дирижер Владимир Спиваков, за спорт — Алексей Немов. Все они и многие другие известные люди согласились войти в экспертный совет, который Винер первым делом создал при группе. «Мы будем готовить если не олимпийских чемпионов, то по крайней мере здоровых, физически развитых детей, — говорит Винер. — Дети — наша основа, мы планируем строить кадетские корпуса, заниматься патриотическим воспитанием. Вот почему компания называется «Родина».

Доли партнеров в группе не раскрываются. Концепция синергии жилых и спортивных кластеров принадлежит Антону Винеру.  За продажи должен отвечать Павел Родин, партнер риелторской компании «Бест-Новострой». Она входит в группу компаний «Бест-Недвижимость» и была учреждена Родиным и другими топ-менеджерами головного офиса в 2009 году. Непосредственно строительство — в компетенции третьего партнера Дениса Бородако, который несколько лет проработал в компании «Терра-Аури», выполнявшей функции технического заказчика по строительству жилья.

По словам Винера, «Группа Родина» — это вертикально интегрированный холдинг, состоящий из трех юридических лиц: головной компании, инвестиционной компании и компании, управляющей девелоперскими проектами. В базе данных СПАРК удалось обнаружить только одну из этих трех компаний — ООО «Родина управление проектами» с уставным капиталом 10 000 рублей, созданную в марте этого года. Владельцем является Денис Бородако. И Бородако, и Родин не стали отвечать на вопросы Forbes.

«Мы сделаем шоу»

Винер по-прежнему заявляет, что готов инвестировать 18 млрд рублей собственных и заемных средств. В течение ближайших четырех лет компания собирается построить 1 млн кв. м жилья, но никаких подробностей не раскрывает.

«Информация о наших проектах — это как презентация нового айфона, — говорит Винер. — Мы сделаем шоу». Где будет расположен проект, он не говорит. Когда ждать шоу? «В течение пяти-шести месяцев».

На какой стадии сейчас пилотный проект в Одинцовском районе? Бизнесмен и тут не стал называть никаких конкретных цифр. «Одинцовский район мы не хотим светить, еще рано», — объяснил он. Однако, по словам топ-менеджера консалтинговой компании в сфере недвижимости, партнеры с тех пор так и не смогли «договориться о земле с ее владельцами», поэтому идея застопорилась.

«Мы в переговорных процессах по земле на хорошей стадии, — осторожно комментирует Винер. — Возможно, где-то будем покупать, а расплачиваться построенными квадратными метрами».

Заявляя о серьезных инвестициях в 18 млрд рублей, Винер параллельно ищет финансовых партнеров. Александр Хрусталев, владелец «НДВ – Недвижимость», подтверждает, что ему поступали предложения стать соинвестором проектов «Группы Родина». «Да, я Антона  [Винера] знаю, он мне предлагал сделать что-нибудь вместе, инвестировать, — рассказывает Хрусталев, не уточняя, о каком проекте идет речь. — Пока я не готов, но в будущем посмотрим. Он человек энергичный, талантливый, думаю, у него все получится». «Это попытка создать fee-девелоперскую компанию, — говорит о «Родине» один из консультантов рынка недвижимости. — Ни денег, ни земли у них нет».

«Сын помогал»

За плечами у Антона Винера есть несколько частично реализованных девелоперских проектов, крупнейший из них — многофункциональный комплекс «Олимпийская деревня Новогорск» в Химках на берегах реки Сходня. Над этим проектом Антон Винер работал в тесном сотрудничестве со своей матерью, заслуженным тренером по художественной гимнастике Ириной Винер (она тренировала, например, Алину Кабаеву) и отчимом, одним из богатейших людей России Алишером Усмановым.

Олимпийская сборная по художественной гимнастике тренировалась на базе в Новогорске с 1983 года. В 2008 году на расстоянии одного километра к северу от этого центра началось строительство спортивного комплекса под эгидой Международной академии спорта Ирины Винер. «Тут очень хорошее место: и экологически чистое, и от Москвы недалеко, — рассказывала Винер в интервью Forbes. — Я всегда мечтала, чтобы рядом был зал, где могла бы тренироваться и юношеская команда, которую я курирую, чтобы дети могли смотреть на взрослых. Я познакомилась с губернатором Борисом Громовым, он выделил землю под спортивный комплекс, о котором я мечтала».


Антон Винер во второй раз пытается покорить девелоперский рынок. Его предыдущий поход в большой бизнес завершился вмешательством именитого отчима.

По словам Ирины Винер, она долго не могла найти инвестора на проект строительства спортивного центра, и в результате финансировать проект пришлось Алишеру Усманову. Однако Громов выделил под проект достаточно земли, чтобы, помимо спортивного комплекса, построить еще 68 таунхаусов. «Естественно, что денег на стройку комплекса не было, — объясняла Forbes в 2010 году Ирина Винер, — и в проекте появились жилые дома, которые будут окружать этот спортивный комплекс. От их продажи появятся деньги на его строительство».

Первоначальный объем инвестиций оценивался в 1,75 млрд рублей, позже число частных домов выросло до 120 и к ним добавилось два многоквартирных жилых дома. Общая площадь первой очереди проекта «Олимпийская деревня Новогорск» превысила 37 000 кв. м. Идея была в том, чтобы совместить спортивную и образовательную инфраструктуру с жильем. Ирина Винер вспоминала, что в детстве слишком много времени проводила в общественном транспорте, мотаясь на тренировки и домой. «Олимпийская деревня Новогорск» должна была решить эту проблему.

Судя по данным ЕГРЮЛ, к моменту начала проекта, в 2006 году, учредителями  ООО «Земельные технологии», которая занималась строительством и спортивного комплекса, и жилья были в равных долях Ирина Винер и ООО «Группа компаний Сан» ее сына Антона Винера. Винер говорил в интервью Forbes, что концепция проекта создавалась «при нем». Его мать признавала, что сын «помогал». «Свою девелоперскую деятельность Антон Винер начал на проекте «Олимпийская деревня Новогорск» в качестве консультанта по вопросам концепции, дизайна и пиара», — сообщили Forbes в пресс-службе USM Холдинга Алишера Усманова.

В 2011 году большая часть жилья была построена и продана, однако останавливаться на этом не собирались — продажи шли бойко. Антон Винер зарегистрировал компанию ЗАО «Химки Групп». Фирмы Винера разными способами получили контроль еще над тремя крупными участками земли поблизости и начали реализацию проектов «Олимпийская деревня Новогорск. Квартиры» и «Олимпийская деревня Новогорск. Курорт» общей площадью свыше 200 000 кв. м и с объемом инвестиций свыше 7 млрд рублей. Антон Винер обещал масштабировать концепцию и вложить в строительство многофункциональных комплексов в Подмосковье больше 120 млрд рублей собственных и заемных средств, а также средств инвесторов.

Это были уже другие проекты — Винер начал строить многоквартирные жилые дома. На берегу реки Сходни возводились здания в 5-6 этажей, продавались уже не коттеджи, а квартиры, проект активно кредитовал Сбербанк. В дополнение к академии спорта Ирины Винер девелоперы обещали построить школу «Самбо-70» под руководством Рената Лайшева, академию бокса Александра Лебзяка, школу настольного тенниса и много других спортивных и образовательных организаций. Общая площадь объектов спортивной и образовательной инфраструктуры должна превысить 40 000 кв. м. Для сравнения: дворец спорта «Янтарь», который построила рядом со своим жилым микрорайоном в Строгино компания «Сити-XXI век» и на торжественное открытие которого приезжал мэр Москвы Юрий Лужков, имеет площадь 34 000 кв. м.

«Инвестировать мы не планируем»

Внешне все выглядело хорошо, однако в конце 2013 года Антон Винер стремительно вышел из проекта. Все  фирмы Винера, которые имели отношение к «Олимпийской деревне Новогорск», были выкуплены структурами Алишера Усманова, которые сейчас и достраивают объекты. «Усманов полностью сменил менеджмент, — рассказывает один из подмосковных девелоперов. — У «Химки Групп» были серьезные сложности с финансированием».

«К сожалению, несмотря на яркий имидж проектов, на момент выкупа «Химки Груп» холдингом USM бизнес компании сопровождали многочисленные проблемы, и нам фактически пришлось заниматься ее полной санацией», — сообщили в пресс-службе USM.

К тому же объект привлек к себе пристальное внимание экологов. Территориальная община «Куркино» обратилась в арбитражный суд с иском к ООО «Северная страна» (застройщик «Новогорск. Квартиры») — девелопера обвинили в строительстве на территории водоохранной зоны без каких-либо разрешений. В 2012 году Росприроднадзор выписал «Северной стране» штраф 7000 рублей за то, что она установила сетку-рабицу и провела берегоукрепительные работы. Журналист «Московского комсомольца» Александр Минкин написал серию статей под названием «Письма президенту», в которых рассказывал, что «Химки-групп» Антона Винера огородила несколько гектаров природного парка, вырубила заповедный лес, игнорирует водоохранное законодательство. В Химках прошло несколько митингов под лозунгом «Защитим долину Сходни». Позже Минкин писал в «Новой газете», что ему якобы звонил сам Алишер Усманов и требовал, чтобы журналист извинился перед Ириной Винер.

Что обо всем этом говорит сам Антон Винер? «Для меня проект был закончен, — объясняет он причину своего выхода. — Мы создали земельный банк, отработали идею. Я оставил проект в надежных руках и с надежным фундаментом финансирования. Все проекты будут достроены и будет даже еще лучше, чем при мне». Бизнесмену принадлежит сеть ресторанов и салонов красоты, но помимо этого он активно занимается развитием девелоперской «Группы Родина». Придет ли Алишер Усманов на помощь своему пасынку в следующий раз? «Сегодня к деятельности Антона Винера, а также его бизнес-проектам, мы не имеем никакого отношения, — отвечают в пресс-службе миллиардера. — Инвестировать в них мы не планируем».
Персоны Компании
Покер с банкирами: как Игорь Зюзин обыграл кредиторов «Мечела»
Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк не смогли лишить основателя «Мечела» контроля над компанией. Теперь Игорь Зюзин как никогда близок к победе над кредиторами
Владимир Евтушенков — РБК: «Я все правила игры понимаю»
О том, почему АФК «Система» потеряла нефтяной бизнес, чем его заменить и где вообще в России искать точки роста, РБК поговорил с основным владельцем компании Владимиром Евтушенковым.
Основатель Alibaba Джек Ма — РБК: «Я не получал зарплату 12 лет»
В первом интервью российской прессе основатель Alibaba рассказал РБК, почему инвестировать в Россию надо именно сейчас, почему все руководители Alibaba младше 45 лет и в чем разница между ошибкой и стратегическим выбором.
Расследование РБК: кто нанял и как увольняют Капелло
Как и кем принималось решение о найме дорогостоящего тренера российской футбольной сборной и кто заплатит за досрочное расторжение контракта с ним.
Прокремлевская молодежь сменит палатки на коттеджи
Проведение молодежных лагерей «Таврида» и «Территория смыслов» обойдется бюджету в 528 млн руб. Организаторы сначала обещали экономить, но решили улучшить условия для проживания: на месте палаток строят коттеджи/
Против гендиректора СУ-155 заведено уголовное дело
К финансовым проблемам одного из крупнейших российских застройщиков — ГК «СУ-155» — добавилось уголовное дело. СКР подозревает гендиректора компании в налоговых преступлениях.
Юрий Лужков выпустит гречку под собственным брендом
Среди вариантов названия бренда — «Лужковка», «Медовые лужки» и «Лужковская».
Кража века в Сбербанке: дубль два
Как стало известно «Нашей версии» из региональных источников в одном из сельских отделений Сбербанка, неделю назад в Дагестане пропала рекордная сумма денег – 250 миллионов рублей.
Бизнесмены, покинувшие Россию
"Компания" вспомнила наиболее известных предпринимателей, уехавшие за рубеж за последние пять лет.
Суд разрешил Елене Батуриной переписать иск к мужу Глюкозы на €97 млн
Суд в Лондоне разрешил Елене Батуриной внести изменения в исковое заявление по делу о строительстве курорта в Марокко. Супруга бывшего мэра Москвы требует от своего партнера по бизнесу Александра Чистякова €97 млн.
Обзор 8-12 июня: «воровать» – так миллион
«Беспосадочный» полет персонажей, известных по громким финансовым скандалам, давно стал притчей во языцех. Но некоторые из тех, кого никак не удается присадить на нары, однажды могут жестко приземлиться.
Родственники министра Ткачева выйдут в лидеры агробизнеса
Компания «Агрокомплекс» и другие связанные с семьей главы Минсельхоза Александра Ткачева компании войдут в пятерку крупнейших землевладельцев страны.
Киоски войны
В Москве снова перекраивается рынок розничной торговли на улицах.
Доходный пассажир: кто строит транспортно-пересадочные узлы в Москве
Правительство Москвы готово тратить на проекты ТПУ сотни миллиардов рублей. Однако не все инвесторы смогут заработать на строительстве.
Сахалин звонит дважды
На этот раз может ответить ExxonMobil.
Чиновники и бизнес меньше потратят на вечеринки на Петербургском форуме
Оргкомитет Петербургского экономического форума и администрация города сократили бюджеты на развлечения для участников. Сами компании тоже намерены сэкономить, а некоторые вообще отказались от традиционных приемов.
Лидер эконом-класса
Как Александр Ручьев перестраивает среду обитания в Подмосковье.
Сбербанк рассказал об опустошении АСВ «серийными вкладчиками»
«Серийные вкладчики» получают около четверти выплат Агентства по страхованию вкладов, подсчитал Сбербанк. В некоторых банках, лишившихся лицензии, их вклады формируют до 40% депозитов.