Глава «Роснефти» Игорь Сечин
не только умалчивает о своей зарплате. Практику сокрытия доходов менеджер распространил на системообразующие государственные предприятия, что является угрозой для безопасности России — намного более ощутимой, чем все американские санкции. «Роснефтегаз», председателем совета директоров которого является Игорь Сечин
, не считает должным отчитываться о доходах своему собственнику Росимуществу. Это можно назвать диверсией против государства, переживающего сейчас трудный период. Экономический диверсант Сечин во главе «Роснефтегаза» более всего напоминает человека, застуканного с рукой в чужом кармане и наивно спрашивающего «какой кошелек?»
«Роснефтегаз» аккумулирует доходы от «Роснефти», «Газпрома» и «Интер РАО». Осенью Минфин предложил, чтобы «Роснефтегаз» перечислял в бюджет все дивиденды, а не четверть или половину. Принципиальное решение есть. Но не удается оценить, сколько у «Роснефтегаза» денег, следует из переписки, с которой ознакомились «Ведомости».
20 октября замминистра экономического развития Николай Подгузов написал, что проект распоряжения об изъятии дивидендов не учитывает инвестпрограммы «Роснефтегаза». Объемы программы никто не знает. Росимущество неоднократно запрашивало цифры, но Сечин и «Роснефтегаз» внятных ответов не дали. Министра энергетики Александра Новака просил оценить сечинскую инвестпрограмму министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Директор «Роснефтегаза», старый знакомый Анатолия Сердюкова по ФНС Геннадий Букаев, уведомил главу Росимущества Дмитрия Пристанскова, что его компания направляет отчеты непосредственно президенту Владимиру Путину. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что не верит в эксклюзивную отчетность Сечина-Букаева перед Кремлем: «Это вопрос правительства, он не входит в сферу рабочих вопросов президента».
«Роснефтегаз» регулярно выносит просьбы Сечина на уровень президента. И президент каждый раз поручает правительству проработать их, знает чиновник экономического блока. Например, весной «Роснефтегаз» просил Путина снизить дивиденды. Сейчас Сечин с Букаевым решили сразу обратиться за защитой в Кремль – и все ждут ответа Путина.
По словам предправления «Интер РАО» Бориса Ковальчука — сына члена дачного кооператива «Озеро» Юрия Ковальчука, «Роснефтегаз» финансирует верфь «Звезда», принадлежащую «Роснефти», а также строительство четырех электростанций в Калининградской области через совместное с «Интер РАО» предприятие (99,99% на 0,01%). Стоимость проекта – 100 млрд рублей. Но вся инвестпрограмма намного больше, причем эти средства выведены Сечиным из-под контроля государства.
Смысл существования «Роснефтегаза» для интересов России не совсем понятен. В 2013 года (последние данные холдинга) в «Роснефтегазе» трудились 11 сотрудников.
В 2016 году «Роснефтегаз» отдал бюджету 35 млрд рублей, а получил 107 млрд дивидендов. В ближайшее время у «Роснефтегаза» предстоит изъять 700 млрд рублей от продажи 19,5% «Роснефти». Это черная дыра, которая живет по своим правилам, возмущен федеральный чиновник: «Почему «Роснефтегаз» не отвечает на письма собственника, а шлет все Путину, будто он собственник, непонятно».
Чиновникам не удается оценить и дивиденды «Роснефти». В сентябре Росимущество попросило государственные компании к 14 октября прислать прогноз прибыли и дивидендов на 2017–2019 годы. «Роснефть» дала данные только за 2015 год. В письме Пристанскову от 12 октября вице-президент «Роснефти» Павел Федоров объяснил почему. Из письма Федорова, можно понять, что есть два объективных обстоятельства. В обоих виноват глава правительства Дмитрий Медведев.
Первое – интеграция «Башнефти». «Роснефть» приобрела эту компанию по распоряжению правительства, пишет Федоров.
Второе – неясность перспектив налогового и таможенно-тарифного регулирования нефтегазовой отрасли до 2019 года. Федоров просит правительство предоставить бюджетные и налоговые сценарии, по которым команда Медведева предлагает работать «Роснефти». Представитель Росимущества говорит, что эта просьба переслана Минэкономразвития и Минфину. В окружении министра финансов Антона Силуанова ответили, что Игорь Сечин
, Павел Федоров или любой другой гражданин РФ может прочитать все данные на сайте министерства.
«Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» обсуждались на слушаниях в Думе 10 октября, «Роснефть» уже могла бы знать о них. Силуанов считает, что нефтяники должны платить больше, параметры широко известны.
В «Основных направлениях...» Минфин предлагал либо просто повысить НДПИ, либо завершить налоговый маневр (повысить НДПИ и обнулить пошлины). Минфин просили убрать упоминание о маневре из «Основных направлений...», но от самой идеи Силуанов не отказался. Есть также мнение о том, что обнуление пошлин снизит маржу нефтепереработки «Роснефти».
СМИ опросили и другие госкомпании, предоставили ли они прогноз дивидендов. Все, кроме «Россетей», отказались от комментариев. Представитель «Россетей» сообщил, что направлен прогноз в Росимущество с учетом прогноза Минэкономразвития.
В итоге можно говорить о феномене нескольких параллельных бюджетов России. Одним занимается правительство Дмитрия Медведева и куратор ТЭК Аркадий Дворкович. Другим — «Роснефть» Игоря Сечина, ведущая отдельную от остальной страны бухгалтерию, о которой отчитывается только лишь перед Владимиром Путиным, и то не понятно, до конца ли.