Семь эпизодов уголовного дела братьев Магомедовых

Источник
В уголовном деле в отношении Зиявудина Магомедова и его брата Магомеда семь эпизодов хищения на 2,5 миллиарда рублей. Одним из главных пострадавших от структур «Суммы» следствие считает Федеральную сетевую компанию (ФСК).
The Bell узнал подробности уголовного дела в отношении миллиардера Зиявудина Магомедова и его старшего брата Магомеда. Следствие подозревает, что не позднее 2010 года они вступили в преступный сговор с неустановленными лицами, после чего создали и возглавили преступное сообщество и под видом предпринимательской деятельности осуществляли хищения в различных отраслях. Всего в уголовном деле – семь эпизодов хищения. Об их содержании The Bell рассказали два источника, знакомых с ходом следствия.

7 эпизодов:

Одним из главных пострадавших от структур «Суммы» следствие считает Федеральную сетевую компанию (ФСК). К хищениям у нее относится сразу три эпизода из семи. Входящему в «Сумму» подрядчику «Глобалэлектросервис» вменяется то, что он якобы «обратил в свою пользу» почти 650 млн рублей, введя в заблуждение ФСК относительно реальной стоимости товаров при строительстве подстанции «Василеостровская», Нерюнгринской ГРЭС и объекта «Призейская-Эльгауголь».

Все эти контракты относятся к 2010-2013 годам. В конце 2013 года ФСК возглавил Андрей Муров, сын бывшего главы ФСО Евгения Мурова. Независимый директор совета директоров ФСК – Павел Грачев, гендиректор компании Polyus Gold, которая принадлежит сыну Сулеймана Керимова Саиду. Интересы Керимова и Магомедова не раз пересекались в Дагестане.

Еще два эпизода на общую сумму 1,15 млрд рублей касаются двух калининградских строек – стадиона «Арена Балтика» к чемпионату мира и аэропорта «Храброво». В обоих случаях следствие считает, что структуры Магомедова сфальсифицировали исполнительную документацию об объеме выполненных работ, а выгоду опять же обратили в свою пользу.

Обе стройки начинались, когда губернатором Калининградской области был Николай Цуканов, а продолжались уже при Антоне Алиханове, который считается человеком, близким к главе «Ростеха» Сергею Чемезову, и не раз критиковал подрядчика «Суммы». То, что Алиханова поддерживает Чемезов, The Bell подтвердил и один из правительственных чиновников. У «Ростеха» есть в Калиниграде и свои бизнес-интересы, напомнил он – вот уже несколько лет добычу янтаря в области вместе с госкорацией курирует друг детства Чемезова Виталий Мащицкий.

Шестой эпизод касается входящего в «Сумму» подрядчика «Интэкс». В 2015 году компания получила контракт на 2,3 млрд рублей – она должна была намыть участок в 16 га у стадиона на Крестовском острове в Петербурге.

На нем планировалось построить парковку и вестибюль станции метро «Новокрестовская». После окончания строительства другой подрядчик, который должен был заниматься благоустройством, объявил, что «Интэкс» якобы завез мало песка и установил не все сваи, поэтому участок (и все, что на нем) грозит сползти обратно в залив. Власти Петербурга результаты своих экспертиз по поводу этих обвинений пока не представили. Следствие же, как и во всех остальных эпизодах, подозревает, что «Интэкс» сфальсифировал исполнительную документацию об объеме выполненных работ, обратив в свою пользу свыше 668 млн рублей. Гендиректор «Интэкса» Артур Максидов, которого суд вчера арестовал вместе с Магомедовыми, на суде заявлял, что видел одного из братьев лишь несколько раз, ни в каких преступных сообществах не участвовал и имеет один зарубежный счет на 23 тысячи евро.

Наконец, к седьмому эпизоду относится вывод активов из «Объединенной зерновой компании», в которой 50% минус одна акций принадлежит «Сумме», а контроль – у государства. Следствие считает, что в 2012-2013 годах из ОЗК по договорам с офшором Newbey Investments было выведено $6 и $14 млн, что в сумме причинило компании ущерб на 613 млн рублей. Зиявудин Магомедов вчера на суде говорил, что сам не раз обращался в полицию и ФСБ в связи с хищением активов ОЗК, но безрезультатно.

Суммарный ущерб по всем этим эпизодам, по версии следствия, превысил 2,5 млрд рублей. Все они были объединены в одно уголовное дело сразу по трем статьям УК — 210-й (организация преступного сообщества и участие в нем), 159-й (особо крупное мошенничество) и 160-й (растрата в особо крупном размере). Вчера на суде адвокаты Магомедовых предлагали внести за каждого подзащитного залог на сумму предполагаемого ущерба – 2,5 млрд рублей, но следствие возражало.

Цитата: «Зиявудин Магомедов, имея безусловный авторитет в преступном сообществе, положение лидера, устойчивость позиции и целеустремленность, продолжит заниматься преступной деятельностью, уничтожит документальные свидетельства и следы своей противоправной деятельности».

Также в ходатайстве об избрании меры пресечения были упомянуты связи Магомедовых «в криминальных и политических кругах».

Позиция подозреваемых

Зиявудин Магомедов на суде говорил, что его брат не имеет отношения к компаниям, претензии по которым им предъявляют. «Ни копейки я от этих предприятий не получал, – подтверждал Магомед Магомедов. – Я получал дивиденды только от Новороссийского морского торгового порта, и все. Вряд ли все это звучит для вас убедительно, но тем не менее спасибо».

Цитата: «Я не имею к ним отношения, ни в каких схемах не принимал участие. Не встречался с людьми, которые дали на меня показания. Мне приписывается имущество, которым я владею, — какой-то особняк. У меня только квартира в Климентовском переулке. Никаким самолетом я тоже не владею».

Зиявудин Магомедов сообщил суду, что своей вины также не признает, что постоянно вкладывал в компании группы личные средства, а все обвинения «не выдерживают критики с точки зрения логики». Он также подтвердил, что должен был улететь с семьей в США, но к 10 апреля должен был вернуться обратно в Москву.

Позиция следствия показалась суду ближе – оба брата, а также гендиректор «Интэкса» Артур Максидов остались под арестом до конца мая.

Магомедова часто связывают с фигурой премьер-министра Дмитрия Медведева и его заместителя Аркадия Дворковича. В преддверии формирования нового правительства новое громкое уголовное дело – это удар по обоим, считают политологи. Знакомый с Магомедовым крупный бизнесмен в разговоре с The Bell также предположил, что уголовное дело может быть связано с «аппаратными играми» вокруг нового состава правительства.

Цитата: «Репутация нечужого и Медведеву, и Дворковичу бизнесмена у Магомедова была уже не один год. Другое дело, что тот же Медведев во время прошлых историй типа дела Улюкаева […] уходил из-под удара. […] В преддверии формирования майского правительства цена ошибок возрастает. И Медведеву, и Дворковичу важно продемонстрировать, что они не потерпели аппаратное поражение, потому что именно таким образом большинство истеблишмента считывает происходящее», – сказал «Ведомостям» политолог Михаил Виноградов.

Пять фактов о бизнесе Магомедова

С Аркадием Дворковичем Зиявудин Магомедов вместе учился на экономфаке МГУ. «Мы с ним знакомы со студенческих времен и дружим до сих пор», – говорил бизнесмен в интервью «Ведомостям», но отрицал, что тот принимает какое-то участие в его бизнесе. Дворкович курирует часть отраслей, в которых работает «Сумма».

Широко известным бизнесменом Зиявудин Магомедов стал, когда «Сумма» в 2009 году взялась довести до конца реконструкцию Большого театра. Завершить этот долгострой поручил Медведев.

С середины 2000-х «Стройновация» Магомедова была одним из крупнейших подрядчиков «Транснефти», пережив смену нескольких руководителей трубопроводной монополии. Резко расширить бизнес, завязанный на госконтракты, Магомедову удалось в период президентства Медведева, писал Forbes.

В последний раз Магомедову удалось войти в рейтинг журнала под названием «Короли госзаказа» только в 2015 году. Многие стройки компании в последние годы заканчивались судами и потерей контрактов.

Предприниматель Ахмед Билалов, который после знаменитой инспекции Владимира Путина , был отстранен от руководящих постов в Олимпийском комитете России и «Курортах Северного Кавказа», приходится Зиявудину двоюродным братом. Олимпиада давно прошла, а он до сих пор скрывается за границей.

В последнее время Магомедов с большим увлечением говорил об образовательных проектах в Дагестане и глобальных проектах в международном технологическом бизнесе, чем об остальных своих активах. Например, он первым из российских компаний инвестировал в Uber, поверил в коммерческие перспективы еще не доказанной технологии HyperLoop и вложил десятки миллионов долларов в другие технологические стартапы. В Кремниевую долину бизнесмен, по его словам, старался летать 3-4 раза в год.

Неизвестно, догадывался ли Магомедов о масштабе грядущих проблем, но в последние месяцы он предпринял попытки выйти или сократить участие в крупнейших своих активах.Только в феврале стало известно, что «Сумма» неожиданно готовится продать 25% крупнейшего в России Новороссийского морского торгового порта (НМТП) «Транснефти». А через месяц налоговики предъявили к НМТП претензии на сумму свыше 9 млрд рублей (государство уже несколько лет обещает приватизировать 20% акций порта, ранее этим пакетом интересовалась «Роснефть»). В октябре Магомедов говорил, что «Сумма» и ее партнеры по транспортной группе Fesco готовятся продать 35-40% акций РФПИ и арабскому портовому оператору DP World.
Персоны Компании
CEFC сохраняет надежду купить долю в «Роснефти»
Китайская CEFC не смогла вовремя оплатить 20% от стоимости 14,16% «Роснефти». Покупатели и продавцы решили пока не разрывать договоренности.
Если Магомед идет в "Лефортово", то ФСБ идет в Приморский порт
В крупнейшей нефтеналивной компании России на территории Ленобласти прошли обыски по делу арестованных братьев Магомедовых.
"Курорты Северного Кавказа" заподозрили в хищении 3,2 миллиона рублей из бюджета
Компания предоставила в ФНС налоговую декларацию, где был указан контракт на создание художественных фотографий. Однако на самом деле изображения, по данным Генпрокуратуры РФ, так и не были сделаны.
Депутаты Госдумы нашли способ «навечно» блокировать сайты СМИ
Они предложили блокировать издания в интернете за отказ удалять порочащую честь и достоинство информацию.
Дело братьев Магомедовых может уничтожить бизнес зятя Сергея Лаврова
В Москве арестованы на 2 месяца по подозрению в организации преступного сообщества братья Магомед и Зиявудин Магомедовы, владельцы Группы "Сумма". Их арест может ударить по родственнику главы МИД РФ Сергея Лаврова, бизнесмену Александру Винокурову, который ранее три года возглавлял "Сумму".
Группировка братьев Магомедовых
Владельцев группы «Сумма» братьев Магомедовых арестовали по подозрению в создании и управлении преступной группировкой с 2010 года.
Конец райской жизни Игоря Сечина
Из "Роснефти" уходит вице-президент Светлана Рай, курировавшая все закупки нефтяной компании и специализировавшаяся на поиске коррупционных схем. По мнению экспертов, это свидетельствует об ослаблении позиций Игоря Сечина, чьим ставленником была Рай, в самой компании.
Капитан третьего ранга, партнер друзей Путина
Губернатором Кузбасса стал Сергей Цивилев. Кто он такой?
Ризван Курбанов и икорная мафия
Мы предполагаем, что на браконьерских откатах Ризван Курбанов и мог сколотить себе состояние, которым пользуется по сей день и которому не могут найти объяснение общественники-антикоррупционеры...
Как Аман Тулеев превратился из народного трибуна в одиозного лидера
Развод с КПРФ, ручное управление бизнесом и другие факты из жизни бывшего главы Кузбасса.
Политологи: задержание миллиардера Магомедова ставит в двусмысленное положение премьера Медведева
Совладельца «Суммы» традиционно связывают с премьер-министром, говорят эксперты.
Владельцу группы «Сумма» Зиявудину Магомедову грозит до 30 лет лишения свободы
Он арестован по обвинению в хищении на 2,5 миллиардов рублей и организации преступного сообщества.
Как у «Суммы» не сложилось с Петербургом
Тверской суд Москвы арестовал братьев Магомедовых на 2 месяца. Раз уж на заседании суда вспоминали «Фонтанку», «Фонтанка» тоже решила вспомнить, как дагестанские миллиардеры стучались в двери петербургского госзаказа.
"Сумме" подбирают слагаемые
В России продолжаются обыски по делу Зиявудина и Магомеда Магомедовых.
Сбербанк выдал "Транснефти" 253 миллиарда рублей в долг
Герман Греф подсластил пилюлю Николаю Токареву, проигравшему государственному банку спор за валютные опционы на 65,5 миллиарда рублей.
Почему братья Магомедовы лишились поддержки государства
Дагестанских миллиардеров преследуют неудачи и их бизнесу, кажется, пришел конец.
Зиявудина Магомедова арестовали на 2 месяца по подозрению в создании ОПС
Суд арестовал первого из совладельцев группы «Сумма» Зиявудина Магомедова. Решение по второму брату, Магомеду Магомедову, рассматривается. Оба брата подозреваются в создании преступного сообщества и хищениях бюджетных средств.
"Сумма" в 300 млн. Миллиардера Магомедова задержали за хищение при строительстве стадиона "Арена Балтика" в Калининграде к ЧМ-2018?
В Москве после допроса задержан совладелец крупного холдинга Зиявуди Магомедов