Авторитетный предприниматель Константин Пономарев начинал свою карьеру помощником одиозного главы инвестфонда Hermitage Capital Management Уильяма Браудера, которому помогал создавать схемы ухода от налогов. Однако вовремя переориентировался, и на процессе Сергея Магнитского уже давал показания против своего бывшего босса. Вершиной карьеры Пономарева стала поставка генераторов для компании IKEA, за которые торговой сети пришлось выложить сумму, сопоставимую с годовой выручкой в России. Затем предприниматель с помощью Сбербанка создал любопытный механизм хранения денег сам у себя (отсуженные у IKEA средства были переданы в доверительное хранение карманной компании), который позволял пользоваться процентами с капитала без уплаты налогов с прибыли. Не так давно фамилия противника IKEA всплыла в связи с блэк-аутом в Крыму: бизнесмен засудил компанию «Кубаньэнерго» за якобы взятые у него в аренду дизель-генераторы. Теперь истец Пономарев снова взялся за своих старых жертв. На этот раз многострадальная IKEA будет обобрана с помощью провинциального суда, который серийно принимает решения в пользу Константина Пономарева.
Краснинский суд Смоленской области арестовал 9,3 млрд рублей на счетах российского представительства корпорации IKEA (ООО «ИКЕА Мос»). Таким образом он удовлетворил требования Пономарева о наложении обеспечительных мер. Как сообщалось РБК, предприниматель пытается взыскать 9,3 млрд рублей с компании «ИКЕА Мос». Суд также запретил инспекции ФНС №13 по Подмосковью вносить в Единый государственный реестр юридических лиц любые записи, связанные с реорганизацией компании, в том числе о слиянии или присоединении.
«Группа компаний IKEA не согласна с определением Краснинского суда, считаем его необоснованным, незаконным и уже оспариваем его», — сообщили в пресс-службе компании. При этом действия оппонентов представитель IKEA охарактеризовал «как использование незаконных схем для получения денежных средств от компании».
«Константин Пономарев искусственно ввел в процесс физическое лицо Алексея Танько, чтобы перенести рассмотрение дела в поселок Красный и вернуться к рассмотрению обстоятельств, которым уже дал свою оценку Высший арбитражный суд. Алексей Танько заявил о себе как о поручителе по делам IKEA, хотя компания никогда не имела с ним никаких взаимоотношений», — рассказал представитель IKEA в судах. По его мнению, таким образом Пономарев в очередной раз пытается реализовать схему, по которой средства IKEA «мгновенно выводятся из России в офшор», как только суд первой инстанции принимает решение в пользу бизнесмена.
Эти опасения подтверждает адвокат по корпоративному праву и банкротству Игорь Мамаев. По его словам, подобная схема «никак не связана с юриспруденцией» и рассчитана на то, чтобы затянуть процесс. Пока дело будут переводить в другой суд, а тот в свою очередь вынесет решение, все денежные средства, которые пытается вернуть IKEA, будут выведены из страны, объясняет Мамаев.
Пономарев воюет с IKEA уже десять лет. В 2006–2010 годах стороны вели спор из-за аренды электрогенераторов для гипермаркетов в Санкт-Петербурге. Предприниматель обвинял шведскую компанию в том, что она перестала платить за их аренду с июля 2008 года. В 2010 году стороны подписали мировое соглашение, и структуры Пономарева получили от IKEA 25 млрд рублей. Однако затем бизнесмен потребовал заплатить еще 33 млрд рублей. После череды разбирательств Высший арбитражный суд России постановил, что все решения нижестоящих инстанций, которые отклонили претензии структур Пономарева к «ИКЕА Мос», не подлежат пересмотру. Однако в августе 2016 года бизнесмен подал новый иск, а Краснинский суд постановил взыскать с IKEA 507 млн рублей. В октябре это решение подтвердил Смоленский областной суд.
Права требования на эту сумму Пономарев сразу уступил компании-однодневке ООО «Альфа». Данное ООО зарегистрировано 5 октября2016 года, его единственным владельцем является созданный на Британских Виргинских островах офшор «Капаалекс Консалтинг ЛТД», а генеральным директором — Анастасия Павлова. Она же представляет в судах интересы Пономарева. Теперь спор двух компаний — ООО «ИКЕА Мос» и ООО «Альфа» — будет рассматривать суд общей юрисдикции в поселке Красный, а не арбитражный суд.
Создание «скрытого» поручителя путем манипуляций с текстами договоров не является чем-то новым для российского правосудия, замечает адвокат Олег Сухов. Данная схема позволяет перенести споры между компаниями из арбитражного суда в суд общей юрисдикции, и хотя Верховный суд активно борется с подобными практиками, его указания до сих пор зачастую не исполняются.
Впрочем, Краснинский суд мог удовлетворить заявление о наложении обеспечительных мер в связи с действиями самой IKEA. 25 июля компания разослала нескольким тысячам своих арендаторов письмо о начале процедуры «реорганизации», в котором говорилось, что денежные средства в пользу «ИКЕА Мос» теперь должны перечисляться на счет вновь созданного ООО «ИКЕА Сентерс Рус Оперейшн». Краснинский суд мог посчитать, что в результате реорганизации компания пытается уйти от исполнения решения суда в будущем.
Суд в поселке Красный Смоленской области, а также местная судья Ирина Цуцкова не первый раз обслуживают коммерческие интересы Пономарева. Как сообщалось ранее, именно эта судья разрешила предпринимателю не выплачивать рекордную сумму в 4,5 млрд рублей налогов из 25 млрд, полученных по досудебному соглашению от IKEA. 21 июля текущего года та же Цуцкова потребовала от «Кубаньэнерго» вернуть Пономареву 71 передвижной дизель-генератор, якобы арендованный у него и отправленный в Крым во время энергетической блокады. Как ни доказывали энергетики, что не имеют отношения ни к генераторам, ни к Крыму, ни к Пономареву, Цуцкова оставалась непреклонна — вернуть, причем в течение ближайших 5 месяцев.
В конце августа Цуцкова снова вынесла решение в пользу Пономарева, на сей раз наказав рублем IKEA. Судья обязала компанию заплатить своему другу «неустойку в связи с невыкупом дизельных генераторов в размере более 507 млн рублей». Тех самых пономаревских генераторов, от которых IKEA, казалось бы, окончательно отбилась 11 июня 2014 года, когда Высший арбитражный суд — окончательная инстанция для хозяйственных споров — отказал фирме Константина Пономарева в удовлетворении требований. Но судья Цуцкова, получается, оказалась еще выше, чем даже Высший арбитраж.