Счетная палата выявила нарушения, допущенные при заключении и реализации инвестиционных контрактов учреждений, которые сейчас находятся в ведении Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Из 48 контрактов, заключенных учреждениями РАН и РАМН, среди которых проекты по строительству учебных корпусов, жилых домов, реконструкции и капитальному ремонту зданий, выполнены оказались только восемь. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, отметил, что все проверенные контракты заключались до образования ФАНО, «поэтому правового участия ФАНО в них нет».
Аудиторы проанализировали 48 контрактов, 45 из которых заключили 33 подведомственных ФАНО России организации, а три оказались заключены «без ведома организаций». «Собственником имущества не согласованы 19 инвестконтрактов (40%), что является нарушением законодательства»,— заявил на заседании коллегии Счетной палаты аудитор Максим Рохмистров. Кроме того, в 29 инвестконтрактах не была проведена оценка вкладов РФ и инвесторов, «что нарушает требования закона об оценочной деятельности». «Вследствие указанных нарушений в 13 инвестиционных контрактах безосновательно уменьшена доля РФ»,— полагают аудиторы. Они обращают внимание, что все проанализированные инвестконтракты были заключены в 2000–2007 годах. Напомним, что ФАНО было создано в 2013 году в рамках реформы Российской академии наук. Организация получила полномочия по управлению федеральным имуществом, находившимся до этого в ведении РАН, а также Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук.
Аудиторы заявляют, что установили «признаки нарушения имущественных интересов РФ в десяти контрактах». Например, инвестор не выполнил обязательства по проекту реконструкции и капитальному ремонту здания по улице Архитектора Власова (контракт был заключен Государственным южным научно-исследовательским полигоном РАН). «Документы по контракту содержат признаки подмены»,— заявляют аудиторы. В Счетной палате также указывают на отсутствие «должного контроля» со стороны Росимущества и ФАНО России за реализацией инвестконтракта по строительству жилых домов, учебно-научного корпуса и общественно-культурного центра Центрального экономико-математического института РАН в Москве: не выполнены обязательства по строительству учебно-научного корпуса и общественно-культурного центра, из всех объектов построены только два жилых дома. «Институт выгоды от контракта не получил: часть квартир и машиноместа, составляющие долю РФ, без правовых оснований переданы в собственность юридическим и физическим лицам, не являющимся участниками инвестиционного контракта,— говорится в отчете.— Остальные квартиры отошли к РАН». Аудиторы отмечают невыполненные обязательства по строительству «объектов медицинского назначения и жилого дома в Москве на основании договора, заключенного Научным центром неврологии РАМН»: «Инвестором прекращено финансирование строительства объектов медицинского назначения площадью 12 тыс. кв. м, а также не осуществлена передача помещений в жилом комплексе бизнес-класса “Зодиак” общей площадью 22 тыс. кв. м. Квартиры передаются третьим лицам».
«Фактически исполнено восемь контрактов,— заявляют в Счетной палате.— При этом завершенные инвестпроекты требуют согласования актов реализации». Так, в течение пяти лет после завершения строительства по договору, который заключил Институт аналитического приборостроения РАН, акт реализации не подписан: инвестор отказался заключить договор аренды земельного участка под объектом. Аудиторы полагают, что из-за этого федеральный бюджет недополучил доходы «в виде арендной платы», но Росимущество не ведет «судебно-претензионную работу». Коллегия Счетной палаты направит представления Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, ФАНО, а также обращение в Генеральную прокуратуру.
В ФАНО пока результаты проверки Счетной палаты не прокомментировали. Источник “Ъ”, близкий к ситуации, заявил, что «инвестпроекты были заключены еще до создания ФАНО, поэтому в рамках правового поля участия ФАНО здесь нет». ФАНО официально сообщило Счетной палате, что не является стороной инвестиционных контрактов и считает, что «актуальную и достоверную информацию могут предоставить исключительно подведомственные ему организации и Росимущество».