«Самолет» опылил миллиардеров дензнаками

Источник
Создатели девелопера «Самолет» смогли найти общий язык с главными российскими лендлордами, собрали крупнейший земельный банк и провели первое за девять лет IPO строительной компании.
На свое 60-летие весной 2010 года певица Алла Пугачева могла получить по-настоящему дорогой подарок. На Васильевском острове в Санкт-Петербурге планировали заложить фундамент концертного зала имени народной артистки СССР, увенчанного аркой в форме буквы «П», где разместились бы офисы и вип-апартаменты. Помочь с финансированием проекта стоимостью около $100 млн в январе 2009 года взялся хороший знакомый Пугачевой, совладелец группы «Русское море» Максим Воробьев. В проект он пригласил своего младшего партнера по «Русскому морю» малоизвестного бизнесмена Михаила Кенина.

Театр Аллы Пугачевой так и остался на бумаге, и через какое-то время Воробьев и Кенин вышли из проекта. Зато из их партнерства вырос один из крупнейших российских девелоперов — группа «Самолет». Начав в 2014 году, за шесть неполных лет «Самолет» занял восьмое место по размеру выручки среди строителей массового жилья в России. В октябре группа стала первой за последние девять лет строительной компанией, которая провела IPO на Московской бирже. Инвесторы оценили ее в 57 млрд рублей.

В «Самолете» уже Максим Воробьев примерил роль младшего партнера — ему принадлежит миноритарная доля лишь в одной из структур девелопера. Кенин владеет 37,5% акций всей группы — основатель компании сохраняет таинственность и не дает интервью. Для этой статьи встретиться с Forbes согласился гендиректор «Самолета» Антон Елистратов.

Фамилия Воробьева не раз служила поводом для разговоров о том, что за стремительным взлетом «Самолета» стоит административный ресурс. Брат Максима Воробьева Андрей — видный «единорос», с 2012 года губернатор Московской области, а отец Юрий — давний соратник и близкий друг нынешнего министра обороны и бывшего главы МЧС Сергея Шойгу. У самой компании другая версия объяснения причин собственного успеха.

Сергей Шойгу и Юрий Воробьев не только давние товарищи, но и соседи по Рублевке. Их дачи расположены на смежных участках с живописным видом на Москву-реку, по выходным здесь могут собираться обе семьи. Незадолго до кризиса 2008 года родственники Шойгу и Воробьева были вовлечены в несколько девелоперских проектов на Рублевке. Например, компания жены Юрия Воробьева Людмилы была в числе соучредителей в компании «Раздоры Сити», она собиралась строить элитный коттеджный поселок вместе с главными рублевскими латифундистами — сооснователями «Вимм-Билль-Данна» Давидом Якобашвили F 136, Гавриилом Юшваев F 51ым и Тимофеем Клиновским. Еще одним соучредителем в этой компании был Михаил Кенин. Из-за кризиса проект заморозили.

Михаил Кенин не стал отвечать на вопрос Forbes о том, как он пришел в бизнес и познакомился с Воробьевым. Знакомый Кенина характеризует его как бизнесмена с хорошей деловой хваткой и большим количеством проектов, в том числе инвестициями в ресторанный бизнес и торговые центры в Европе.

В 2007 году Кенин и Максим Воробьев решили попробовать свои силы в крупном девелоперском бизнесе и стали миноритариями с долей 25% в только что учрежденной компании «Главстрой-СПб». Это была одна из «дочек» строительного холдинга «Главстрой» миллиардера Олега Дерипаски F 41 с амбициозными планами в северной столице, где компания скупила большой земельный банк на окраине города и объявила о проектах на 6 млн кв. м. Еще одним крупным проектом Кенина и Воробьева в Санкт-Петербурге стала компания «СПб-Реновация» — в 2010 году эта компания выиграла конкурс на право реконструировать 22 квартала в девяти районах Петербурга.

В «Главстрой-СПб» Кенин и Воробьев познакомились с ее гендиректором Игорем Евтушевским, который также руководил олимпийскими стройками Дерипаски в Сочи. В кризис «Главстрой-СПб» столкнулся с типичными для всех строителей проблемами — продажи встали, банки требовали выплат по многомиллиардным кредитам. В 2019 году Евтушевский рассказывал Forbes, что компания умудрялась строить быстрее и дешевле конкурентов: «В среднем в Петербурге все компании строили за 3–3,5 года, мы — за 1,5, причем с отделкой, и заселяли. Средняя цена жилья экономкласса на рынке тогда составляла 72 000 рублей за кв. м, мы начинали продавать метр за 49 900 рублей».

Менеджерские качества Евтушевского оценил и Кенин и в 2012 году предложил ему создать собственную девелоперскую компанию. Евтушевский согласился и забрал с собой часть команды из «». Свою роль сыграло и то, что Дерипаска хотел видеть в питерской компании как можно больше своих менеджеров, люди Кенина и Воробьева все-таки были для него чужими, рассказывал Forbes бывший менеджер «Главстроя». Новую компанию назвали «Самолет» — так назывался боулинг-центр, которым Евтушевский управлял в начале 2000-х, а также дореволюционная пароходная компания в Поволжье, где он вырос.

Знакомые Евтушевского хорошо отзываются о нем. «Хороший, умный мужик, — говорит бывший коллега Евтушевского по «Главстрою». — Думающий, целеустремленный». «Игорь Евтушевский — крутой человек, энергичный, прагматичный, эффективный, во многом его качества нашли отражение в компании», — говорит Антон Елистратов, сменивший Евтушевского на посту гендиректора «Самолета» в 2019 году.

Возглавив «Самолет», Евтушевский получил в группе компаний миноритарную долю в 7%. А основными акционерами стали Кенин и бизнесмен Павел Голубков. В первом доступном отчете девелопера за третий квартал 2016 года говорится, что Кенину и компании Optimus Prime Голубкова принадлежало по 44% в «Самолете». В своих интервью Евтушевский описывал Голубкова как непубличного бизнесмена с интересами в стройке и лизинге. Голубков не чужд бизнес-проектам с рублевской землей, он совладелец и глава компании «Остров», которая, как писало издание «Проект», владела 250 га на Рублевке. Партнеры Голубкова в этой компании — дети Тимофея Клиновского и Гавриила Юшваева Тимур и Илья. Кенин и Голубков на первом этапе выступили основными инвесторами «Самолета», говорит Елистратов. По его словам, речь идет о десятках миллионов евро.

Джентльменский клуб

Антон Елистратов говорит, что имел отношение к «Самолету» еще на этапе его создания. В 2011 году он в возрасте 30 лет ушел из канадской юрфирмы Macleod Dixon, где был одним из партнеров и занимался M&A-сделками в горной добыче и нефтянке. Елистратов устроился в небольшую московскую консалтинговую компанию Leanvest, среди клиентов которой были Максим Воробьев, Михаил Кенин и Павел Голубков. Через несколько лет они перешли уже в собственную компанию Елистратова CFC Management, которая оказывала инвестиционные консультации для десятка клиентов. Елистратов входил в советы директоров «Главстрой-СПб» и «СПб Реновации», а в 2012 году обсуждал с Кениным и Евтушевским, есть ли на строительном рынке место для нового большого девелопера. Когда «Самолет» запускал свои первые проекты, Елистратову предложили стать независимым директором в компании.

Елистратов говорит, что партнеры сразу решили строить компанию с крупным земельным банком, но четко понимали — все истории неуспеха в недвижимости связаны с большим долгом. Вместо того чтобы идти в банки, создатели «Самолета» обратились к крупнейшими лендлордам Подмосковья.

Первым партнером стала группа «Абсолют» Александра Светакова F 49. В 2014 году «Самолет» начал возводить на 133 га его земли в Люберцах жилой комплекс площадью 811 344 кв. м. Все земли полностью принадлежат компании «Самолет Девелопмент», а за «Абсолютом» закреплено право на 26% квартир в комплексе. В большинстве других проектов лендлорды передавали земли компании-застройщику из группы «Самолет», получая взамен долю до 49%. В орбиту начинающего девелопера попали и бывшие партнеры Светакова — экс-депутат Госдумы Дмитрий Саблин F 18и владелец группы RDI Дмитрий Аксенов. В начале 2000-х Светаков, Саблин и Аксенов не без поддержки подмосковного губернатора Бориса Громова и организации «Боевое братство», объединившей ветеранов афганской и чеченских войн, стали владельцами больших участков земли в регионе, а затем разделили бизнес. На землях Саблина рядом с аэропортом Домодедово «Самолет» запустил свой крупнейший проект — «Пригород Лесное» на почти 2,5 млн кв. м недвижимости.

Среди партнеров «Самолета» — миллиардеры Роман Абрамович и Александр Клячин. Есть и менее громкие имена, например партнерами в проекте под деревней Ерино в новой Москве выступают бывшие топ-менеджеры «Газпрома» Богдан Будзуляк и Петр Родионов.
Персоны Компании
Сечин потусит на Мальдивах, Медведева – в Индонезии
Российские толстосумы уже приготовились отмечать Новый год по-старому, то есть за границей. 
Моряки не поймали рыбки для сенатора Игоря Зубарева
Член Совета Федерации оказался связанным с фирмой-владелицей рыболовецкого судна «Онега», перевернувшегося в Баренцевом море, из-за чего погибли 17 рыбаков.
Телеграм-канал Горчица: сообщения от 29.12.2020
Сообщения канала за 29 декабря 2020 года.
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 29.12.2020
Сообщения канала за 29 декабря 2020 года.
Телеграм-канал Компромат ГРУПП: сообщения от 29.12.2020
Сообщения канала за 29 декабря 2020 года.
ВЭБ распиливает госсредства через Мамута и его стартапы
Александр Мамут через стартап Дмитрия Рудакова Deliver "сливает" деньги, полученные его конструкторским бюро "Стрелка" на господрядах.
10 самых обедневших за год российских миллиардеров потеряли почти $18 млрд
В общей сложности 10 самых неудачливых героев списка богатейших Forbes потеряли за год $17,598 млрд. Больше других — Вагит Алекперов.
Телеграм-канал Горчица: сообщения от 26.12.2020
Сообщения канала за 26 декабря 2020 года.
Телеграм-канал Компромат ГРУПП: сообщения от 25.12.2020
Сообщения канала за 25 декабря 2020 года.
"Сибантрацит", FESCO и дело Грудинина: 10 главных бизнес-конфликтов года
Судебный локдаун замел бизнес-конфликты под ковер, но не снизил их числа. Наоборот, сокращение источников прибыли в российской экономике подстегнуло передел собственности. 
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 23.12.2020
Сообщения канала за 23 декабря 2020 года.
Телеграм-канал Компромат ГРУПП: сообщения от 23.12.2020
Сообщения канала за 23 декабря 2020 года.
Олег Ячник избавляется от "Олмы"
Один из старейших российских брокеров, инвестиционная фирма (ИФ) "Олма", может быть проданной МКБ Романа Авдеева.
Ковальчук разинул рот на «Первый канал»
Президент подписал указ, разрешающий снизить долю государства в «Первом канале» ниже 51%. Контроль могут получить частные акционеры, крупнейший из них — «Национальная медиа группа» Юрия Ковальчука.
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 22.12.2020
Сообщения канала за 22 декабря 2020 года.
Следователь Левон Агаджанян настрелял на уголовное дело
Бывшего следователя СКР арестовали по делу о перестрелке в «Москва-Сити».
Телеграм-канал Горчица: сообщения от 19.12.2020
Сообщения канала за 19 декабря 2020 года.
Телеграм-канал ВЧК ОГПУ: сообщения от 19.12.2020
Сообщения канала за 19 декабря 2020 года.