Государство наконец-то продало легендарное золоторудное месторождение Сухой Лог. В конкурсе победила компания «СЛ Золото» - это совместное предприятие, которое незадолго до аукциона создали сын Сулеймана Керимова Саид и приснопамятная госкорпорация «Ростех». СЛ соревновалось с малоизвестной компанией «Золото Бодайбо», которое, как считают на рынке, тоже связана с семьей Керимова. Есть мнение, что эта структура играла роль страховки, чтобы актив достался сенатору от Дагестана. Что характерно, власти почему-то не стали обращать внимание на то, что аукцион был, по сути, имитацией.
Выиграли в сухую
В России часто жалуются на то, что те или иные сделки по покупке государственного имущества – непрозрачные. Но в этот раз для этого нет никаких причин. В аукционе по продаже месторождения Сухой Лог участвовали две компании. Победитель - «СЛ Золото», совместное предприятие компании «Полюс» и «Ростеха». «Полюс» принадлежит сыну Сулеймана Керимова Саиду. Он стал совладельцем этой одной из самых крупных золотодобывающих компаний мира почти 2 года назад (на тот момент молодому бизнесмену было всего 19 лет), до этого активом владел папа.
После получения лицензии на Сухой Лог сын Керимова и вовсе становится, пожалуй, самым влиятельным золотодобытчиком планеты. В общем, отцу есть чем гордиться. Что же касается «Ростеха», то госкорпорация, по всей видимости, была включена в схему, чтобы все было по закону. Согласно распоряжению кабмина, владелец лицензии на Сухой Лог не может быть под контролем иностранных инвесторов. А если иностранцы все-таки присутствуют, то это должно сгладить другое условие: не менее 25% должно принадлежать либо напрямую российскому государству, либо же госкорпорации. Как известно, «Полюсом» владеет компания, зарегистрированная на оффшорном острове Джерси. Так что вполне резонно предположить: участие «Ростеха» в сделке могло быть нужно, чтобы соответствовать условиям аукциона. Возможно, аналогичную схему использовал и другой участник торгов – малоизвестная компания «Золото Бодайбо». Это совместное предприятие структур госкорпорации ВТБ и бизнесмена Ибрагима Паланкоева. Последний, как писали СМИ, близок к Сулейману Керимову. В общем получается, что Керимов, если отбросить все многочисленные схемы владения – сам у себя выиграл торги. С чем сенатора от Дагестана можно только поздравить.
Кто поимел златые горы
На самом деле сделка произошла историческая. Месторождение Сухой Лог не зря называли «заначкой СССР». Его запасы – 2,7 тысяч тонн золота и полторы тысячи тонн серебра. Это почти треть от всех запасов страны и крупнейшее в мире золоторудное месторождение. Оно было открыто еще в 60-х годах, но по-настоящему его разрабатывать начнут только сейчас. Заметим, государство сумело до последнего сохранить в руках этот актив, и несколько приватизационных волн прошли мимо него. Впрочем, однажды у месторождения был частный собственник, причем иностранный – австралийская «Стар Технолоджи».
Но этот акционер вовсе не собирался заниматься добычей золота. Впрочем, это не значит, что он ничего не заработал. Деньги эта компания заработала простым спекулятивным путем: после получения лицензии на такой вкусный актив ее акции резко выросли в цене. Маржа, по некоторым данным, составила 200 миллионов долларов. Кстати, больше, чем сумма, которую потратил на аукционе нынешний владелец лицензии – почти 9 с половиной миллиардов рублей, или примерно 160 миллионов долларов.
В конце 1990-х у австралийской компании лицензию отобрали, и с тех пор власти регулярно пытались провести новые торги, и также регулярно их откладывали. У Сухого Лога есть один недостаток – довольно низкое содержание золота, меньше 3 граммов на тонну. Но его перекрывает огромное преимущество – количество запасов и то, что большую их часть можно добыть дешевым открытым способом. Казалось бы, за такой актив должна выстроиться очередь из желающих, а не две компании, связанные с одним и тем же бенефициаром. Но звезды расположились так, как расположились. Ну, или их расположили.
Золото из воздуха
Новый владелец Сухого Лога, прежде чем получит гигантские прибыли от разработки недр, должен будет основательно вложиться в освоение месторождения. По оценкам Минприроды, потратить придется в районе 100 миллиардов рублей. То есть, примерно в 10 раз больше, чем стоила лицензия. Забавно, что один из участников сделки уже сумел на ней неплохо заработать. Речь идет о «Ростехе». Сразу же после аукциона стало известно, что госкорпорация продает партнеру долю в СП. И теперь семья Керимова будет иметь в этом предприятии почти 75%. У «Ростеха» остается блокпакет (меньше нельзя, ибо правительство не велит). За свою долю госкорпорация получит 141 миллион долларов. Если в рублях, то эта сумма сопоставима с теми деньгами, которые партнеры потратили на покупку права осваивать Сухой Лог.
Здесь стоит оценить красоту момента, и для этого максимально упростим схему. Государство продает некий актив, который можно купить только в партнерстве все с тем же государством. Партнеры покупают актив за некую сумму, причем неизвестно, в каких пропорциях они вносят деньги. А затем частный партнер отдает государственному за его долю почти столько же средств. В сухом остатке видится так: госкомпания помогла частной компании соблюсти условия покупки перспективного месторождения. И, вполне вероятно, заработала на этом неплохие деньги. Если не знать о том, что речь идет о такой серьезной сделке по продаже стратегического актива, то в голову приходит только одно объяснение: кто-то кого-то просто напросто отблагодарил.
Вполне возможно, именно этим и объясняется, что никто из регуляторов не обратил внимание на то, что аукцион на крупнейшее месторождение золота, если судить по публикациям российских СМИ, оказался лишь пустой формальностью. Зато все невероятно прозрачно. Ибо крупным игрокам, живущим в российском инвестклимате, стесняться нечего.