История с долгами Пробизнесбанка продолжается. Срок конкурсного производства в отношении кредитного учреждения может быть продлен на полгода - с подобным ходатайством конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд Москвы. Но главные фигуранты, обвиняемые в растрате не менее 2,5 млрд рублей, арестованные заочно и объявленные в международный розыск, пока для российского правосудия недосягаемы. Речь идет о бывшем председателе правления Александре Железняке, экс-президенте Пробизнесбанка, главе Финансовой группы «Лайф» Сергее Леонтьеве, вице-президенте Александре Ломове.
Высокорискованная политика
Пробизнесбанк лишился лицензии в августе 2015 года. Центральный банк объяснил свое решение тем, что «Пробизнес» проводил высокорискованную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы. В результате формирования резервов, адекватных принятым рискам, банк полностью утратил собственные средства. По мнению ЦБ, руководители и собственники банка не предприняли действенных мер по нормализации деятельности кредитной организации. В октябре 2015 года началась процедура банкротства «Пробизнесбанка». Конкурсным управляющим банка стало Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
«Комбинаты прачечные»
Было возбуждено уголовное дело. По данным следствия, деньги выводились за границу и там тратились на покупку дорогой недвижимости. Число фигурантов дела о хищениях в Пробизнесбанке превысило полтора десятка человек. Но, конечно, в первую очередь это касалось Александра Железняка, Сергея Леонтьева и Александра Ломова. Помимо самих банкиров, следователи заинтересовались также их родственниками. Выведенные через фирмы-«отмывочные» миллиарды оседали на счетах людей, входивших в самый близкий круг руководству Пробизнесбанка.
Схема была стандартной: использовались компании-однодневки, которым выдавались невозвратные кредиты. Причем, как заявляли следственные органы, целый ряд таких фирм, например, оказался зарегистрирован на близких родственников Сергея Леонтьева.
Трасты и «прачечные» в Латвии и на Кипре принадлежали Леонтьеву и его родителям, на счетах этих компаний в результате махинаций оказалось около 300 миллионов долларов. Подобные деньги позволяли членам семей не скупиться в своих расходах (в числе прочего упоминался особняк в Бруклине за 4,4 миллиона долларов, приобретенный якобы родственницей Железняка).
Крутые инновации
Впрочем, справедливости ради стоит напомнить о популярности основателя группы «Лайф» Сергея Леонтьева до произошедших грустных событий. В прессе его называли «новатором», «создателем банка будущего» и даже «железным Лео», за трудоголизм и привычку работать по ночам. В российском банковском сообществе его сравнивали чуть ли не со Стивом Джобсом. Леонтьев говорил о том, что нужно не улучшать имеющийся продукт, а создавать его заново, и тем самым улучшать мир.
У него была глобальная и, что уж тут говорить, красивая идея - построить банки будущего. Каждый банк должен стать столь высокого качества, что клиенты пользовались бы его услугами из поколения в поколение.
Для сотрудников все время проводились своеобразные обучающие семинары. Атмосфера была самой демократической. Впрочем, некоторые служащие обращали внимание на настораживающие нелепицы. Как рассказывал один из бывших сотрудников, представители какого-то регионального офиса рассказывали, как внедряют инновации в банке. Их спросили: «А какие инновации?». Они говорят: «Мы положили коврик у входа в банк». И все им в ответ, серьезно отвечают: «О да, крутая инновация!». И еще и аплодировали.
Люди, знающие Леонтьева, говорили, что он — человек, который живет идеей и устремлен мыслями в будущее. То, что происходит в настоящем, его мало заботило. Это определение, учитывая произошедшее, сегодня вызывает улыбку.
Впрочем, бенефициары Пробизнесбанка уверяли, что не выводили активы, но маскировали понесенные потери, в том числе из-за криза 2008 года.
Почему владельцы группы «Лайф» не смогли найти общий язык с ЦБ, осталось не ясно. Но возникает другой вопрос - если с банком все неблагополучно, то почему по итогам» кризиса 2008 года Пробизнесбанк стал санатором проблемных Газэнергобанка и Банка24.ру, на оздоровление которых Центробанк выделил 7,5 миллиарда рублей. Позже «Пробизнесу» была поручена еще и санация банка «Солидарность» (еще 6 миллиардов льготного кредита). А через год у самого Пробизнесбанка отозвали лицензию.
«Неустранимый конфликт интересов»
Больше всего пострадали корпоративные клиенты банка. Физическим лицам АСВ вернуло деньги по закону (в пределах 1,4 миллиона рублей), а вот юридическим лицам повезло меньше, многие оказались на грани банкротства. Долгие годы потом они судились с АСВ.
Так, кредиторы ООО «НЕО Инжиниринг» и «Волга» пожаловались в Верховный суд РФ, настаивая на том, что АСВ с его полномочиями и квалификацией должно было знать о финансовых трудностях и грядущем отзыве лицензии. Сотрудники АСВ вошли в состав временной администрации Пробизнесбанк. Дело было передано в экономколлегию ВС, которая отправила спор на новое рассмотрение.
Два года назад ВС признал, что в деле возник «неустранимый конфликт интересов». АСВ должно было добровольно вернуть «приоритетно полученные» деньги, или как минимум вынести этот вопрос на обсуждение кредиторов. Так, что комитету кредиторов есть о чем поговорить и по сегодняшний день.
Четыре года назад Никулинский суд Москвы вынес приговор по делу бывших руководителей и топ-менеджеров Пробизнесбанка. Основными фигурантами расследования стали бывший вице-президент Вячеслав Казанцев и гендиректор коллекторского агентства «Лайф» Сергей Калачев, которые, как следует из материалов дела, были ключевыми участниками преступной схемы. В итоге Казанцев приговорен к семи годам колонии и штрафу в размере 800 тысяч рублей, Калачев — к шести с половиной годам. Еще один подсудимый, бывший начальник управления проектного финансирования Пробизнесбанка Кирилл Артемов, получил пять лет колонии. Их подельники — руководители фирм, которые, по данным следствия, были задействованы в хищениях банковских денег, приговорены к лишению свободы на срок от трех до пяти лет.
А вот владельцы Пробизнесбанка находились в тот момент в США и, несмотря на то, что были объявлены в федеральный и международный розыск, вероятность их экстрадиции представлялась весьма сомнительной. А теперь она выглядит совсем маловероятной. Россия в первом квартале 2023 года получила от стран Запада 15 отказов на запросы о правовой помощи по уголовным делам, ряд отказов политически мотивированы, сообщили в Генеральной прокуратуре РФ.
Также, по данным Генпрокуратуры, Лихтенштейн ответил отказом на просьбу России о помощи по уголовному делу о хищении имущества у Пробизнесбанка. Эта европейская страна заявила, что ее отказ «обусловлен выводами Княжеского земельного суда об уголовном преследовании фигурантов дела по политическим мотивам».