Дело дошло до того, что «Суал Партнерс» (владеет 25% «РУСАЛА») Виктора Вексельберга, много лет сохранявший лояльность Олегу Дерипаске, решился вынести скандал в публичное поле. Суть конфликта — это подозрение нынешнего менеджмента «РУСАЛА» в неэффективности сделок с американской Braidy Industries, которые стоили «РУСАЛУ» десятки миллионов долларов. Компания требует изучить документы, способные подтвердить или опровергнуть доводы, но руководство «РУСАЛА» отказывается их предоставить. В Ассоциации профессиональных инвесторов (АПИ) сочли решение алюминиевой компании неприемлемым и рекомендовали выполнить требования «Суал Партнерс».
Акционеры «РУСАЛА» на встрече 27 марта обсудят предоставление полного доступа к сделкам компании с Braidy Industries и «Русгидро». «Суал Партнерс» считает, что из-за сделок компания потеряла десятки миллионов долларов. «По итогам изучения материалов… “Суал Партнерс” оставляет за собою право на дальнейшие действия, нацеленные на защиту интересов “РУСАЛА” и всех ее акционеров», — отмечал «Суал».
До этого совет директоров «РУСАЛА» рекомендовал акционерам не поддерживать требования «Суал Партнерс». По мнению компании, это противоречит принципу обеспечения равных прав акционеров на информацию. В АПИ же считают подход «РУСАЛА» «неприемлемым, противоречащим принципам и рекомендациям Кодекса корпоративного управления».
«Очевиден некий конфликт между миноритарным и мажоритарным акционером по вопросу предоставления определенной информации <…>», — цитирует рекомендацию АПИ «Интерфакс». Ассоциация видит три пути разрешения конфликта:
«РУСАЛ» на своем сайте раскрывает нужные «Суалу» документы и обеспечивает к ним равный доступ всех акционеров;
«РУСАЛ» предоставляет данные только «Суалу»;
«РУСАЛ» публично отказывает в предоставлении данных, перечислив причины невозможности демонстрации этой информации.
При этом сама АПИ считает, что данные следует раскрыть всем акционерам. Ассоциация поддержала «Суал» и в вопросе изменения устава, который, по мнению компании, позволит защитить интересы акционеров.
Сейчас в уставе прописано, что к «РУСАЛУ» не применяются нормы закона «Об АО» о крупных сделках, о сделках с заинтересованностью, о приобретении крупных (более 30%) пакетов акций, а также регулирование предоставления информации акционерам.
Кроме того, в «Суале» отмечают отсутствие у «РУСАЛА» «ясной картины принятия корпоративных решений», а совет директоров под руководством его председателя, как утверждается, занимал и занимает «неконструктивную и пассивную позицию» в важных корпоративных вопросах.
«Председатель совета директоров Бернард Зонневельд неуклонно принимает сторону менеджмента компании и основного акционера, не показывая при этом никакого интереса к диалогу и защите интересов миноритарных акционеров», — говорит представитель «Суала».
«РУСАЛ» в 2019 году создал совместное предприятие (СП) с Braidy Industries для строительства алюминиевого завода в штате Кентукки. Инвестиции «РУСАЛА» должны были составить 200 миллионов долларов взамен на 40% нового завода. «Плачевные итоги инвестиции в Braidy: финансовые потери в сумме десятков миллионов долларов», — утверждал гендиректор Sual Олег Фомичев в письме главе En+ Владимиру Кирюхину 28 февраля этого года.
При этом об успешном запуске прокатного завода никаких новостей до сегодняшнего дня вообще не появлялось. Проводил ли «РУСАЛ» какие-либо вложения в СП доподлинно неизвестно, отмечает промышленный эксперт Леонид Хазанов.
В 2021-м «РУСАЛ» купил 4,35% акций «Русгидро» у «ВСМПО-Ависма», а после нарастил долю до 9%, потратив на это 454 миллиона долларов. Представитель «Суала» отмечал, что инвестиция в «Русгидро» — непрофильная для «РУСАЛА». Сложно оценить, насколько вложения в «Русгидро» были успешны или неудачны, поскольку ценные бумаги компании за последние годы сильного роста не показывали, постоянно торгуясь ниже уровня 1 рубль за штуку, объясняет Хазанов. По его словам, дивиденды «Русгидро» в расчете на одну акцию особо внушительными не были.
В сентябре 2022 года «Русгидро» заявило о возможности сокращения дивидендных выплат (согласно дивидендной политике, они должны составлять 50% от скорректированной чистой прибыли по МСФО, но не ниже среднего значения за последние три года). За 2021 год «Русгидро» заплатило 23 миллиарда рублей дивидендов.
Вклад Вексельберга
У Вексельберга были претензии к менеджменту «РУСАЛА» еще в 2012 году, когда он громогласно объявил о своей отставке с поста председателя совета директоров компании. Вексельберг заявлял, что на тот момент «РУСАЛ» находился «в глубоком кризисе, вызванном действиями менеджмента». Бизнесмен утверждал, что из-за них «РУСАЛ» превратился из мирового лидера алюминиевой промышленности в компанию, перегруженную долгами, вовлеченную в большое количество юридических тяжб и социальных конфликтов».
Также Вексельберг покинул кресло, потому что «не согласен с целым рядом решений, принятых менеджментом». По его словам, такие решения не согласовывались с советом и в нарушение соглашений акционеров, по вопросам стратегического развития компании, осуществления модернизации производства, проведения социальной и кадровой политики.
Вексельберг занимал пост с момента создания объединенной компании «РУСАЛ» в 2007 году. Тогда к компании присоединились швейцарская Glencore и «Суал», который на тот контролировал 20% алюминиевых мощностей в России. В 2007-м «РУСАЛ» выкупает у Онэксима более 25% «Норникеля».
Взаимные пикировки «Суала» и «РУСАЛА» — часть достаточно давних и сложных взаимоотношений компаний, отмечает руководитель управления анализа рынка акций БКС Кирилл Чуйко. «Сложно вести аналитику извне без деталей, когда многое — коммерческая тайна. Однако можно сказать, что вряд ли что-то поменяется в их взаимоотношениях в скором времени», — добавил он.