Согласно данным авиационного реестра острова Мэн, 3 марта c учета был снят самолет Airbus A340, предположительно принадлежащий совладельцу USM Алишеру Усманову, 4 марта — Bombardie BD-700 Global Express, предположительно принадлежащий совладельцу «Северстали» Алексею Мордашову, 5 марта — два самолета Bombardie BD-700 Global Express, предположительно принадлежащие бизнесменам Аркадию и Борису Ротенбергам, 10 марта — Gulfstream G650, предположительно принадлежащий совладельцу «Уралхима» и «Уралкалия» Дмитрию Мазепину.
Также 3 марта регистрации лишился вертолет H175, предположительно принадлежащий Усманову, 11 марта — три вертолета EC-145 и вертолет EC-155, предположительно принадлежащие Роману Абрамовичу, все производства Airbus Helicopters. Это не все злоключения, произошедшие с вертолетами, предположительно принадлежащими Роману Абрамовичу. Как сообщает The Daily Herald, глава Департамента авиации и судоходства острова Сен-Мартен Луи Халлей отозвал лицензию на полеты вертолетов, выданную компании Luviair Limited. Неподалеку от Сен-Мертена располагается остров Сен-Бертелеми, где находится вилла, предположительно принадлежащая Роману Абрамовичу, и где часто швартовались предположительно принадлежавшие ему яхты Eclipse, Garcon и Solaris, на которые садятся эти вертолеты.
При этом с учета на острове Мэн были сняты не только воздушные суда бизнесменов, попавших под санкции. Согласно данным реестра, 14 марта с учета был снят Falcon 8X, предположительно принадлежащий совладельцу TCS Group Олегу Тинькову, 16 марта — Airbus A319, предположительно принадлежащий владельцу ФК «Монако» Дмитрию Рыболовлеву, 17 марта — Gulfstream G650, предположительно принадлежащий владельцу ФК «Краснодар» Сергею Галицкому.
Знакомый одного из бизнесменов рассказал Forbes, что представители авиационных властей сейчас лишают регистрации все суда, так или иначе связанные с Россией, вне зависимости от того, где они зарегистрированы. По его словам, владельцам самолетов дается небольшой срок на поиск новой юрисдикции для перерегистрации судна. На данный момент у всех перечисленных самолетов в графе «новое государство регистрации» указано «нет данных».
При этом Forbes нашел как минимум два судна, принадлежащих участникам российского списка Forbes и не снятых с учета. По словам источника Forbes на рынке авиации, объясняется это тем, что данные в регистр вносятся с некоторой задержкой.
Официально власти острова Мэн обнуление регистраций самолетов и вертолетов всех клиентов с российскими паспортами не анонсировали. Тем не менее в комментарии BizavNews министр предпринимательства Мэна Алекс Аллинсон заявил: «[Остров] имеет проверенный опыт в соблюдении глобальных стандартов прозрачности, и мы предпринимаем дополнительные шаги, чтобы гарантировать, что мы можем принимать масштабные меры против любого бизнеса, связанного с Россией».
Остров Мэн — одна из самых популярных юрисдикций для частных джетов. Благодаря особенностям местного законодательства владельцы самолетов, зарегистрировавшие их там, могут иметь право возместить НДС, уплаченный при покупке судна.
Важное преимущество реестра — географическое расположение острова: Мэн находится в центре Британских островов, недалеко от Европы, в одном с ней часовом поясе. Прописывая бизнес-джет в регистре острова Мэн, владелец также получает такие преференции, как высокие регулятивные стандарты, относительно низкие издержки и отсутствие налога на страховую премию, перечисляет руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко.
Куда будут перерегистрировать свои джеты российские бизнесмены? Вариантов осталось немного, признает эксперт. Европейские юрисдикции (самые популярные — Мальта, Швейцария, Австрия) отпали автоматически, Каймановы Острова и Аруба могут последовать за островом Мэн. «Остается только префикс RA — Российская Федерация», — разводит руками Петроченко.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.