Как минимум в двух ситуациях правительство Венесуэлы использовало деньги, предоставленные Россией, чтобы избежать грозящего дефолта по бондам, сообщил Reuters высокопоставленный менеджер государственной нефтяной компании Petroleos de Venezuela (PDVSA). Деньги от России и «Роснефти» стали ключевым источником помощи правительству Николаса Мадуро, которое пытается избежать как суверенного дефолта, так и политического переворота в стране. Правящий режим все больше обращается к России за кредитами, а взамен предлагает ценные нефтяные активы, принадлежащие государству, говорят источники агентства.
Зависимость от российской помощи растет уже два года, с тех пор как Китай перестал кредитовать Венесуэлу из-за задержек выплаты долгов и коррупционных проблем в Венесуэле, отмечают изучающие долги Венесуэлы аналитики и два источника агентства в нефтяной промышленности. Многие международные компании практически прекратили работу в Венесуэле, «Роснефть» же ведет противоположную игру, «используя бедственное положение» страны для возможности приобрести нефтяные активы с потенциально высокой долгосрочной ценностью, отмечает агентство.
PDVSA как минимум с 2017 г. ведет секретные переговоры с «Роснефтью», предлагая ей доли в девяти наиболее продуктивных нефтяных проектах, сообщили Reuters высокопоставленный источник в правительстве Венесуэлы и два информированных источника в нефтяной индустрии. «Роснефть» также стала посредником при продаже венесуэльской нефти иностранным покупателям, причем большая доля венесуэльской нефти оказывается на НПЗ в США, несмотря на действующие санкции в отношении России. Как следует из внутренних отчетов PDVSA, которые видел Reuters, эти поставки были возможны, поскольку сделки совершались через посредников, например, нефтетрейдеров.
PDVSA и правительство Венесуэлы на запросы Reuters не ответили. Правительство России переадресовало агентство в МИД, Минфин и Минобороны, которые на запросы о комментариях не ответили. «Роснефть» от комментариев отказалась.
Рост российского контроля над венесуэльской сырой нефтью укрепляет позиции России на нефтяных рынках обеих Америк. Из отчетов PDVSA следует, что «Роснефть» перепродает в сутки около 225 000 баррелей венесуэльской нефти, это около 13% всего экспорта из Венесуэлы. Этого объема достаточно для удовлетворения суточной потребности в нефти страны размером с Перу, отмечает Reuters. Эту нефть «Роснефть» получает в основном в качестве оплаты за миллиардные долларовые кредиты правительству Мадуро, которые уже Венесуэлой потрачены.
Ранее в правительстве Венесуэлы заявляли, что российские инвестиции в нефтяную промышленность страны демонстрируют доверие к финансовой стабильности PDVSA и инвестиционному климату в Венесуэле. Вице-президент комитета по энергетики парламента Венесуэлы Элиас Матта заявил Reuters, что «Роснефть» определенно пользуется ситуацией: «Они знают, что это слабое правительство и что оно отчаянно нуждаются в деньгах, они ведут себя, как акулы». Агентство отмечает, что так считают многие в Национальной ассамблее, где большинство контролирует оппозиция Мадуро.
3 августа главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин
заявил, что «Роснефть» продолжит работу в Венесуэле и намерена наращивать сотрудничество в сфере ТЭКа. «В настоящее время мы добываем 9 млн т нефти в год ежегодно, занимаемся трейдингом венесуэльской нефти, и, как я уже неоднократно повторял, мы никогда оттуда не уйдем, и никто нас не сможет оттуда выгнать», - цитировал его ТАСС. Сечин подчеркнул, что в Венесуэле компания занимается не политикой, а развитием добычи. «Это страна с запасами углеводородов номер один в мире. И с этой точки зрения любая нефтегазовая компания должна стремиться работать в этой стране», - объяснил он (цитата по «Интерфаксу»).
К тому времени доходность облигаций PDVSA была трехзначной (со 138% годовых в конце июля она снизилась до 82,3% 8 августа), аналитики оценивали вероятность дефолта Венесуэлы, а ее долг перед «Роснефтью» составлял $6 млрд – эту сумму назвал советник президента российской компании Александр Крастилевский. Из этих денег $5,7 млрд – предоплата по контрактам с PDVSA, остальное – проценты, уточнил он. Все авансы хорошо защищены, заверил инвесторов курирующий финансы «Роснефти» вице-президент Павел Федоров, но новых денег Венесуэле компания пока давать не собирается.
PDVSA начала поставки нефти в 2016 г., рассказал Крастилевский. С начала 2016 г. Венесуэла поставила «Роснефти» нефти на $743 млн, а еще $489 млн отдала в виде погашения процентов, отметил он. Проценты тоже были выплачены нефтью, уточнил источник «Ведомостей», близкий к «Роснефти». По каким контрактам были выданы авансы, представитель «Роснефти» не раскрыл. Сейчас у госкомпаний два договора, следует из документов «Роснефти»: на 3,2 млн т нефти и 16,5 млн т нефтепродуктов в течение пяти лет. Еще один контракт компании заключили в 2015 г. на год с возможностью продления на три, но по нему уже «Роснефть» должна была поставлять нефть PDVSA (сколько – не разглашалось). Сколько нефти получила «Роснефть» по контрактам с PDVSA с 2014 г., представитель российской компании не сказал.
Долг Венесуэлы, по оценкам специалиста юрфирмы Cleary Gottlieb Steen & Hamilton Ли Бьюкхейта и профессора американского Duke University Мит Гулати, превышает $100 млрд, из них около $60 млрд – облигации правительства и PDVSA. До конца года стране нужно погасить $5 млрд внешнего долга, в том числе $725 млн – в августе.
В Венесуэле крупнейшие в мире запасы нефти – 47 млрд т, говорится в отчете BP Statistical Review за прошлый год. Следующая – Саудовская Аравия (36,6 млрд т), запасы России – 15 млрд т.